Склонность к киберкоммуникативной зависимости у студентов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Склонность к киберкоммуникативной зависимости у студентов
В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой составляющей жизни людей. Персональный компьютер и Интернет появились почти в каждом доме и у каждого человека, как и в России, так и за рубежом. По данным Всероссийского омнибуса GfK, на 2019 год Интернетом пользуется 75,4% взрослого населения страны [2].
В связи с активным внедрением технологий и Интернета в жизни людей, с конца прошлого века активно изучается новый феномен – кибераддикция. Кибераддикция изучается в разных научных областях, таких как: психология, педагогика, медицина и социология.
В психологическом словаре зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) рассматривается, как навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Выделяют химическую и нехимическую (поведенческую) аддикции. Кибераддикция относится к поведенческой аддикции. Кибераддикция – это психическое расстройство, сопровождающееся проблемами со здоровьем и в коммуникативной сфере, выражающееся в непреодолимой потребности проводить время за компьютером.
На сегодняшний день Американский ученый К. Янг выделяет 5 видов кибераддикции [5]:
- компьютерная зависимость – навязчивое желание подключиться к интернету и неспособность вовремя отключиться.
- компульсивная навигация в сети – компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;
- перегруженность информацией - патологическая склонность к играм, в том числе и азартным;
- киберсексуальная зависимость – зависимость от посещения порнографических сайтов;
- киберкоммуникативная зависимость – зависимость от общения в социальных сетях.
В работе мы будем понимать под киберкоммуникативной зависимостью – навязчивое желание находится online и общаться в социальных сетях, форумах, чатах и многопользовательских играх.
Теоретический анализ научной литературы позволил определить различные психологические причины формирования киберкоммуникативной зависимости: сложности в общении с противоположным полом, заниженная самооценка, застенчивость и интровертированность, чувство одиночества, свойства характера и другие.
Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот выделяют три стадии в развитии аддикции: начало взаимодействия человека в виртуальном пространстве, привыкание к новой реальности; комфортное проведение времени только в новом пространстве; полное физическое и психологическое истощение, когда все силы уходят для поддержания жизни в виртуальном мире. Ведущими механизмами формирования киберкумманикативной зависимости являются: уход от реальности и принятие роли другого [4].
Эмпирическое исследование по выявлению склонности к киберкумманикативной зависимости у студентов проводилось в ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». В исследовании принимали участие 35 студентов в возрасте от 19 до 20 лет, студенты 2 курса филологического факультета.
Для выявления склонности к киберкумманикативной зависимости была использована диагностическая методика «Диагностический опросник на киберкоммуникативную зависимость» (А.В. Тончева).
С помощью диагностической методики были определены студенты с низким уровнем киберкоммуникативной зависимости 49% от общей выборки. Эти студенты редко используют социальные сети и предпочитают общение в реальном мире, они также не стремятся заводить новых друзей в виртуальном пространстве.
С высоким уровнем аддиктивного поведения выявлено 31% студентов от общей выборки. Эти студенты стараются перенести все общение в виртуальное пространство, стараются знакомиться и проводить все время в социальных сетях. Также у них присутствуют поведенческие компоненты зависимого поведения.
И 20% студентов от общей выборки имеют склонность к киберкоммуникативной зависимости. Они стараются знакомиться в социальных сетях, но не переносят все общение в виртуальное пространство. Также они преимущественно из социальных сетей узнают новости и информацию об окружающих и мире.
Выделим поведенческие компоненты киберкоммуникативной зависимости у студентов с высоким уровнем аддиктивного поведения.
Беспрерывно используют социальные сети 60% студентов с аддиктивным поведением. Они проводят более 2-х часов в виртуальном пространстве, общаясь с друзьями или изучая ленту новостей в социальных сетях.
Также возникает непреодолимое желание быть online в социальных сетях, так у 45,7% студентов с аддиктивным поведением присутствует постоянная потребность в выходе в сеть, которую они реализуют. А у 22,9% студентов с аддиктивным поведением возникают навязчивые мысли о выходи в виртуальное пространство, когда они находятся в режиме «offline», они размышляют и планируют, что будут делать, когда зайдут в социальную сеть.
У студентов с киберкоммуникативной зависимостью также нарушается контроль времени. Так 10% студентов с аддиктивным поведением даже не стараются сократить время, проводимое в социальных сетях. 25% студентов с аддиктивным поведением безуспешно стараются проводить меньше времени в виртуальном пространстве. А 10% студентов с аддиктивным поведением могут проспать или пропустить занятия из-за плохого самочувствия, после ночи проведенной в социальных сетях.
Также из-за киберкоммуникативной зависимости формируются новые потребности у студентов. Так у 31% студентов от общей выборки присутствует потребность постоянно следить за новостями и обновлениями в социальных сетях. 14,2% студентов от общей выборки обсуждают новости из виртуального пространства в реальном мире со своими друзьями при личных встречах. У 17% студентов от общей выборки присутствует потребность периодически менять свой статус в социальных сетях. А 17% студентов от общей выборки перенесли неологизмы такие как «пжл», «спс», «крч» из виртуального пространства в повседневное общение.
Таким образом, мы определили, что 49% студентов имеют низкий уровень киберкоммуникативной зависимости. Они предпочитают общение в реальном мире и социальные сети используют только при необходимости.
Для 51% студентов характерны высокий (31%) и средний (20%) уровни киберкоммуникативной зависимости. Они слабо контролируют время, проведенное в виртуальном пространстве, и чаще знакомятся в социальных сетях, чем в реальном мире. Также у них можно наблюдать поведенческие компоненты зависимого поведения.