ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Психология
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
THE RELATIONSHIP BETWEEN DIGITALIZATION AND THE LEARNING PROCESS
Olga Zibenkes
Student of the Academy of Humanitarian Technologies of the Southern University (IMBL), Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные причины, факторы, перспективы и последствия влияния цифровизации на учебный процесс и познавательную деятельность человека.
Abstract. This article examines various causes, factors, prospects and consequences of the impact of digitalization on the educational process and cognitive activity of a person.
Ключевые слова: цифровизация; информация; инновации; обучение.
Keywords: digitalization; information, innovation; training.
Прежде всего, цифровизация – это внедрение актуальных во времени цифровых технологий в разные сферы жизни и производства, в том числе образовательную.
Внедряются новые технологии, инновации, которые направляют человеческую деятельность на развитие и совершенствование уже имеющихся знаний и умений.
В таком случае, любая рутинная работа становится механизированной и не выполняется человеком.
В свою очередь, человек уже занимается творчеством, сотрудничеством с коллегами в поиске новых тенденций и решений на поставленную задачу.
Одной из отличительных особенностей человеческой работы является критическая оценка предлагаемой информации: ее достоверность, логичность, непротиворечивость уже существующим, доказанным, знаниям.
В Российской Федерации школы компьютеризированы.
Существует целая информационная система, которая предлагает удобное отслеживание учебного процесса.
Каждый школьник может посмотреть свои оценки в любое время и в любом месте в своем личном кабинете, чтобы быть полностью в курсе своей успеваемости.
Преподавателям не нужно высчитывать четвертные и полугодовые оценки, за них это делает программа, облегчая сложную работу учителя.
В современных школах учащиеся уже должны не только уметь читать, писать и считать, но и должны обладать навыками работы с информацией: накапливать ее, изменять, проверять на достоверность, сопоставлять ее с работами других учеников, оценивать в рамках поставленной задачи и др.
Таким образом, можно говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента общечеловеческой культуры и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования.
Система образования должна обеспечивать человечеству уверенный переход в цифровую эпоху, которая ориентирована на прирост производительности, новые виды и типы труда.
Цифровые ресурсы, которые применяются сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.
В настоящее время цифровые технологии глубоко проникли в современную систему образования.
Однако данное нововведение имеет двойственный характер: с одной стороны − цифровизация ставит под сомнение всю унаследованную из прошлого структуру образования, а с другой − открывает новые способы получения и обработки информации, а также способствует восприятию этой информации в различных формах ее проявления.
Современное поколение детей в ускоренном темпе адаптируется к глобальной цифровизации общества, формируя навыки для дальнейшего развития.
Формирование типичных основных знаний и умений происходит на различных уровнях образования, но цифровые компетенции формируются в течение всей жизни, посредством постоянного технического прогресса.
Нельзя недооценивать влияние цифровизации на психические и когнитивные процессы юного поколения, так как мощность и концентрация информации в интернете неимоверно высока, а сами современные цифровые технологии не только дополняют нашу жизнь, но и расширяют, влияют на механизмы деятельности и мышления в реальной и онлайн жизнях.
Цифровое представление информации, в отличие от электронного, наиболее стройно представляет информацию, вследствие чего обеспечивает ее свободное распространение, размещение и обработку, что сильно облегчает учащимся находить и использовать необходимую для них информацию для более прогрессивного обучения, а также помогает педагогам подбирать наиболее простые и точные для восприятия материалы.
Таким образом, цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, в результате использования которых у молодого поколения открываются новые, неизведанные горизонты. А также предоставляет новые возможности, как развитие цифро-библиотек и кампусов университетов.
Не менее важными вопросами являются вызовы для психологической науки и практики, как таковых, связанные с развитием цифровых технологий: больших данных, искусственного интеллекта, виртуальной реальности, «умных» материалов, телеприсутствия, интерфейсов «мозг – компьютер». Многие люди испытывают интерес к новым возможностям психотерапии, а некоторые даже готовы рассмотреть возможность обращения к роботу – психологу с искусственным интеллектом.
Перспективной задачей для всех учебных заведений является повышение квалификации педагогов цифровой грамотности, которая ориентирована на разработку курсов и применение цифровой среды в образовательном процессе. Это потребует от преподавателей другого мировоззрения, абсолютно иного способа и форма работы с учащимися.