Поведение детей в условиях пожара
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Поведение детей в условиях пожара
Говоря о пожарной безопасности часто возникает проблема, как уберечь от огня незащищенные слои населения. В данной статье речь пойдет о детях. О наших с вами детях, таких маленьких, искренних.
Нормы пожарной безопасности совершенствуются, средства противопожарной защиты также становятся все умнее и надежнее. Но это лишь сторона одной медали, поскольку эти самые нормы нужно еще и соблюсти, а это зачастую выливается в очень крупные суммы.
Рано или поздно наступает такой момент, когда родители отправляют свое чадо в детский сад. И конечно же, выбирая детский сад для своего ребенка, нужно задуматься о его безопасности, ведь он будет находиться там на протяжении всего рабочего дня, пока его не заберут домой. Все граждане Российской Федерации должны соблюдать Правила противопожарного режима, а поэтому стоит знать, хотя бы приблизительно, какие существуют средства спасения и предотвращения пожара.
Увы, как показывает практика, не везде полностью соблюдается законодательство. При проведении проверок органами Государственного пожарного надзора выявляются десятки нарушений по обеспечению пожарной безопасности объектов с пребыванием детей.
Но даже если предположить, что есть такой детский сад, где соблюдены все требования по пожарной безопасности, имеется самая современная и дорогостоящая система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения людей при пожаре, имеется аварийное освещение, обозначены пути эвакуации – это, к сожалению, не будет полным решением проблемы.
Никуда ни деться, но существует такое понятие как человеческий фактор. Человек в экстремальной ситуации имеет свойство растеряться, и овладеть чувством страха. Если взрослые люди способны на такое, то что можно сказать про детей?
Опять же из практики известно, что бывают такие случаи, когда маленькие дети при пожаре не бегут наружу, а прячутся в укромных местах – это особенность детской психологии.
Чрезвычайно опасно оставлять детей одних в закрытых помещениях или комнатах. В случае пожара они могут не выйти из горящего помещения наружу, а оказать им помощь порой затруднительно и даже невозможно из-за того, что поздно сообщили о пожаре в пожарную охрану и не сразу были приняты меры хотя бы по попытке тушения огня. Кроме того, в панике, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Не понимая, что им грозит опасность, они чаще всего остаются внутри здания и не пытаются даже выбежать на улицу. Отыскать же детей в обстановке развившегося пожара при высокой температуре и сильном задымлении – задача нелегкая. Бывают случаи, что воспитатели теряют своих детей в этом хаосе.
Анализ статистики причин пожаров показывает, что они часто вызваны отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением, а в ряде случаев и вовсе неумением правильно организовать досуг детей. К сожалению, шалость с огнем может привести к пожару, травматизму детей, а то и вовсе к гибели.
В возрасте от 3 до 7 лет у детей встречаются повторения действий и поступков, имитируя поведение взрослых людей. В этом возрасте ребята крайне любознательны. Им неимоверно требуется все скорее узнать и испытать на себе. В зависимости от воспитания дети учатся использовать в быту и в жизни различные предметы окружающего их мира.
Зачастую, стремление к самостоятельности проявляется тогда, когда ребенок остается наедине с собой, когда за ним не присматривают. В таких случаях никто не гарантирует, что ребенок может захотеть поиграть со спичками, поджечь что-нибудь, например, бумагу, а то и вовсе, развести костер. В повседневной жизни случается, что взрослые вынуждены оставить ребенка на какой-то продолжительный промежуток времени без внимания. Можно поручить какое-нибудь задание своему ребенку, чтобы он не скучал, например, вымыть пол или протереть пыль.
Не следует оставлять ребенка дома без возможности ему выйти из дома, в случае непредвиденной ситуации. Если вдруг начнется пожар, то они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу или же позвать на помощь.
Четырехлетним и пятилетним детям необходимо привить навыки осторожного обращения с огнем. Нужно чтобы ребенок понял, что спички – не игрушка, а огонь – не развлечение, просто необходимо чтобы сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей, понимание того, что огонь может обжечь и что это может причинить тяжелые увечья. Дети должны знать, где они находятся, как позвонить по телефону в пожарную охрану, чтобы вызвать помощь.
У дворовых ребятишек наиболее распространены игры и забавы, связанные с разведением костров или поджиганием мусора. Вся их опасность заключается в том, что дети часто разводят костры вблизи строений, сухой травы, а также в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть о горящем костре, и ветер может разнести искры на большие расстояния, а это может привести к очень нехорошим последствиям, поскольку там, где они упадут могут возникнуть новые очаги пожара и площадь пожара увеличится. Обращаясь к статистике из года в год случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами на всю жизнь в результате взрыва.
Во многие свои игры ребята стараются внести элементы загадочности и мистики. Невозможно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске мест для игр, это может быть родной двор, строительная площадка или старый сарай. В одном случае это неведомые ходы, которые прорывают в скирдах соломы, в другом – пещеры, устраиваемые в необычных местах. Строя самодельные укрытия или пещеры может возникнуть мысль применения огня, и тогда ребята, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку.
В более старшем возрасте, дети начинают украдкой курить, подражая взрослым, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взгляда родителей или старших. При появлении родителей или педагогов они стремятся как можно быстрее скрыть свой проступок и бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар. В итоге может начаться тление и при благоприятных условиях для поддержания горения произойдет воспламенение ближайших горючих веществ и материалов.
Родители постоянно должны уделять внимание тому, где и как ребята проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми увлекаются. Поначалу следует договориться с ребенком, что ему можно играть только на определенной территории и ни шагу дальше.
Помимо всего этого пожары возникают от неумелого обращения с бытовыми огневыми приборами. В этом есть доля вины и самих родителей. Не стоит доверять детям растапливать печи, зажигать керосиновые лампы, включать газовые плитки и электрические нагревательные приборы. Эти работы опасны для ребенка. Его возможности ограничены, и он никогда не выполнит эту работу так, как требуется. Следует сначала научить ребенка пользоваться этими приборами, довести с ним до автоматизма алгоритм работы с опасными приборами, опять же, если в этом есть крайняя необходимость.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате того, что взрослые не досмотрели за детьми и с причинением кому-либо ущерба, вреда жизни и имуществу третьих лиц, то родители несут за это полную ответственность в установленном законом порядке.
Принимая во внимание все выше изложенное, можно прийти к выводу, что поведение детей при возникновении чрезвычайной ситуации во многом зависит от того, как ребенок готов к таким видам проявлениям. Передаваемый от родителей и старших жизненный опыт к детям во многом решает, как поступит ребенок в такой ситуации. Но как и взрослые, дети тоже подвержены панике, страху и растерянности.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей несложны:
1. Не оставлять на виду спички, зажигалки.
2. Не позволять детям покупать спички, сигареты.
3. Следить, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровождения.
4. По возможности не оставлять детей без присмотра.
5. Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.