Статья:

Формы национального религиозного верования японцев

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Касимов С.И. Формы национального религиозного верования японцев // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76475 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы национального религиозного верования японцев

Касимов Сергей Игоревич
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

Синтоизм, как религиозное явление, на сегодняшний день вызывает большой интерес в различных сферах знания, связано это с распространением японской культуры за пределы своего исторического ареала, в виду большей открытости и демократизации страны начиная с середины XX века. Сейчас, синтоизм уже перестал быть религиозной опорой государства и на данный момент являет собой национальную религиозную этическую систему, которая формирует ментальность японцев. Но существует множество форм данного религиозного явления и исповедование данного культа зависит от того, какой именно формы придерживается верующий.

Храмовый синтоизм

Это распространенная из форм синтоизма на данный момент. Храмы в честь ками, начали стоить с появления синтоизма как организованной религии. К XX века количество храмов достигло двухсот тысяч, однако их число постоянно сокращалось и на данный момент, их насчитывается около восьмидесяти тысяч, большая часть которых представляет из себя небольшие местные храмы, посвященные отдельным ками. Обычно при храме служит один жрец, который проводит обряды, но в больших храмах их может быть несколько. После обновления Мэйдзи храмы национализировали, но после завершения Второй мировой войны храмы обрели самостоятельность.

Синтоизм императорского двора

Данная форма синтоизма существует только по причине ряда специфических церемоний, которые проводятся только в трех храмах, расположенных на территории императорского дворца. В них могут попасть исключительно члены императорской семьи и некоторые служащие при дворе. Главный императорский храм Касико — докоро, в котором хранится точная копия священного зеркала Ята - но кагами, посвящен Аматэрасу. Второй храм — Корзи — дэн, в котором обретают покой дух императоров. Третий храм — Син — дэн, посвящен всем ками, и небесным и земным. В прошлом церемонии проводили семьи Накатоми и Имбэ, которые были потомственными священнослужителями. На данный момент важнейшие богослужения проводит император. Ритуалы синтоизма императорского двора соответствуют «Закону о церемониях» принятый в 1908 году.

Государственный синтоизм

В первые годы революции Мэйдзи выпустили указ о разделении буддизма и синтоизма, был создан департамент синтоизма, а также вышла декларация, объявляющая синтоизм государственной религией, так начал формироваться государственный синтоизм. В 1871 году храмы стали государственными учреждениями, возникла иерархическая система храмов в зависимости от их близости к императорской семье. В следствии этой реформы было пресечено наследственное священничество, священники поступали на государственную службу. В 1872 году прошла национализация собственности храмов. В 1875 году был утвержден официальный список церемониала и ритуалов для все храмов. Одной из причин данной реформы служило ограничение влияния буддизма и обеспечение полного подчинения императору синтоистского общества, но достичь желаемого результата не подучилось. Государственное синто просуществовало до 1945 года. Оккупационные власти приняли «директиву о синтоизме», в которой запрещалась поддержка и пропаганда синтоизма государством. Храмы вновь стали общественными организациями.

Сектантский синтоизм

Данная форма синтоизма начинает формироваться после утверждения государственного синтоизма из религиозных общин, которые не вошли в государственную систему и существовали обособленно. Из данных общин, как раз таки сформировались синтоистские секты. В Японской империи, до 1945 года, числилось 13 подобных сект, которые находились под надзором специального религиозного ведомства в правительстве Мэйдзи, данный вид синтоизма отличался от государственного своим юридическим статусом, обрядами, имуществом и так далее. Сектантский синтоизм отличался повышенным внимания на нравственное очищение, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних богов синто. После принятия новой конституции в 1947 году, было провозглашено отделение церкви от государства и секты объединились в Федерацию синтоистских сект.

Народный и домашний синтоизм

Подобный тип синтоизма представляет из себя обыденное исповедование синтоистского культа, характерное для абсолютного большинства японцев. Такая форма веры, не обязывает человека к регулярным посещениям храмов и каждодневному молению. В данной форме синтоизма присутствует большое количество традиций и обычаев из народной японской культуры. Народный синтоизм — достаточно условное понятие, в нём невозможно чётко отделить собственно религиозную составляющую от общекультурной. Домашний же синтоизм является исповедованием веры на дому, где моление и провидение ритуалов происходит исключительно в пределах дома у камиданы.

Синтоизм, интересное и разнородное религиозное явление, где исповедование разных форм данной религиозной системы не вносит раскол в общество по причине различий религиозной традиции. Будь японец приверженцем народного синтоизма или храмового синтоизма, это не будет иметь большого значения, главное, что японец исповедует национальную религию, чтит ками и предков, а для японского общества, это главное.

 

Список литературы:
1. Нихон секи – Анналы Японии. В двух томах. Том 1. Санкт-Петербург, «Гиперион», 1997
2. Н.Н. Трубникова Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия Синто /  Н.Н. Трубникова, Москва, РГГУ, 2010