Статья:

Концептуальные основы программно-целевого управления в сфере здравоохранения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Стасюк А.А. Концептуальные основы программно-целевого управления в сфере здравоохранения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75657 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концептуальные основы программно-целевого управления в сфере здравоохранения

Стасюк Александр Алексеевич
студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, Владивосток

 

На сегодняшний день сфера здравоохранения с точки зрения управления ей рассматривается как одна из подсистем народно-хозяйственной и социально-экономической системы, осуществляет медицинские услуги и продает медицинские товары. Также сфера здравоохранения, которая является составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наравне с медицинскими задачами решает следующие задачи:

  • Экономические задачи.
  • Социальные задачи.
  • Задачи повышения качества жизни населения и его благосостояния.
  • Задачи реализации социальных гарантий.
  • Задачи формирования трудового потенциала общества.

Поэтому на сегодняшний день в сфере управления здравоохранением процедуру анализа, принятия решений проводят, используя системный подход.

На практике известны два типа моделей управления сферой здравоохранения – это централизованная модель управления и децентрализованная модель управления.

Эти модели управления здравоохранением были применены в России при дальнейшем развитии системы здравоохранения. При использовании централизованной модели управления здравоохранением они ориентировались на экстенсивные показатели, отсутствовала эффектив­ная мотивация к труду, было чрезмерное ограничение самостоятельности руководителей организации здравоохранения и несовершенная система финансирования этой отрасли, наблюдалась чрезмерная централизация управления. Это в целом оказало сдерживающее воз­действие на эффективность системы здравоохранения. В начале 90-х годов осуществление необходимой децентрализации разрушило вертикаль управления в сфере здравоохранения. Централизованные поставки медикаментов и медицинского оборудования в медицинские учреждения резко сократились, а высокий уровень инфляции привел к безудержному росту цен, в том числе на медицинское оборудование и медикаменты, что значительно затруднило их закупку медицинскими учреждениями. Финансирование отрасли сократилось. Поэтому существует необходимость создание смешанной модели управления здравоохранением, сочетающей в себе разные элементы централизации и децентрализации и широко применяются в большинстве стран.

 В то же время, чтобы избежать дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением, необходимо разделить полномочия, функции и степень ответственности на разных иерархических уровнях системы управления отраслью. Оценивая динамику развития здравоохранения, можно выявить, что эффективность функционирования подсистемы национальной экономики определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регуляторно-управляющих воздействий и внешних возмущений, причем, в отличие от других отраслей народного хозяйства, в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного развития стоит человек со своими социальными потребностями. Кроме того, сектор здравоохранения, как и другие социально-экономические подсистемы, характеризуется рядом особенностей, среди которых необходимость коренного изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития социально-экономических сфер; сложность возникающих социально-экономических проблем, требующих координации программной деятельности; отсутствие возможностей достижения желаемых целей развития на основе существующего уровня взаимо­связей между уровнями власти, бизнеса и необходимость согласованного использования финансовых, материальных и природных ресурсов различных ведомственных, отраслевых, региональных и иных вспомогательных средств для достижения общей цели. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что программно-целевой метод может быть применен для решения задач развития сферы здравоохранения на всех трех уровнях власти: федеральный, региональный и местный. Такой метод характеризуется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на решении глобальных вопросов социально-экономического развития территории, от которых зависит поступательное экономическое развитие и рост уровня жизни населения.

 

Список литературы:
1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - СПб., 2005.
2. Козлов А.В., Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2003. - N 1.