Военно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательных организациях Ставропольского края
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Военно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательных организациях Ставропольского края
Актуальность данной темы определяется необходимостью формирования у учащихся начальных классов активной жизненной позиции, гордости за своею страну, заинтересованности в общественной жизни своего народа, способствующего их готовности к эффективному выполнению социальной роли в обществе. Также актуальность темы патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера [1, 112].
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношений к своей семье, к самым близким людям — к матери и отцу, бабушке и дедушке, братьям и сёстрам; ко всему, что связывает его с родным домом и ближайшим окружением; с того, что ребёнок видит и слышит, что вызывает отклик в его душе [1, 62].
Наиболее важным, на наш взгляд, в воспитании чувств патриотизма является краеведческий аспект, который помогает детям углубить свои знания о том регионе, в котором дети живут. Краеведение во внеурочной деятельности – это комплекс научно-практических мер, направленных на изучение определенной территории, с целью приобщения младших школьников к культуре, истории, экологической обстановке отдельно взятого географического региона. Ставропольский край, по своим географическим и этнокультурным характеристикам, - это уникальный регион для воспитания патриотических чувств к своей малой родине [6, 151]. Современная парадигма воспитания требует формирования у детей дружеских отношений к представителей других народов – это одна из главнейших задач патриотического воспитания. Ставропольский край, являясь одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации, является хорошей почвой для формирования дружеских отношений к другим народам [2,40]. Большим плюсом нашего географического расположения является то что, на территории нашего края располагается большое количество объектов природоохранного значения, в особенности горы. Такая природная среда является большим плюсом, т.к. при организации внеурочной деятельности у детей можно проводить широкую экологическую, туристическую и военно-спортивную воспитательную работу.
На территории Ставропольского края, в частности КМВ существуют школы, которые изначально предполагают военно-патриотическое направление и в образовательном процессе, и во внеурочной деятельности. В пример можно привести деятельность МБОУ «Лицея казачества им. Анатолия Фёдоровича Дьякова» г.-к. Железноводска Ставропольского края. В планах воспитательной работы за 2019-2020 гг. МБОУ ЛК им. А.Ф.Дьякова, указывается, что для лицея одной из перспективнейших направлений воспитательной работы является именно военно-патриотическое воспитание. В школе создана система гражданско-патриотического воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека [4]. В пример организации дополнительного образования, которая активно занимается военно-патриотическим воспитанием можно привести МБУ ДО Центр дополнительного образования детей г. Минеральные Воды.
Методическая работа в Центре дополнительного образования детей - это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта, анализе учебно-воспитательного процесса, взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, их самообразования, повышение творческого потенциала всего коллектива, совершенствование учебно-воспитательного процесса [4]. В центре с целю развития военно-патриотического воспитания детей действуют следующие объединения: ВПК «Витязь», ВПК «Ястреб», ВПК «Ермак», ПК «Мы – россияне» и т.д. Все эти организации нацелены на создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Патриотическое воспитание школьников младших классов особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Одним из проявлений патриотических чувств является – любовь к своему Отечеству, преданность и готовность служить своей Родине, что неразрывно связано с привязанностью человека к родной земле, языку, культуре и традициям своего народа.