Анализ рынка теплоизоляционных материалов Республики Башкортостан
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Анализ рынка теплоизоляционных материалов Республики Башкортостан
Рынок теплоизоляционных материалов включает в себя материалы, используемые в строительстве, в промышленном оборудовании для тепловых промышленных установок, холодильных камер, в защите трубопроводов от нежелательного теплового обмена с окружающей средой.
Объем российского рынка теплоизоляционных материалов по итогам 2019 года составляет 50 млн. кубометров, что в стоимостном выражении составляет 67,23 млрд. рублей.
Российский рынок теплоизоляционных материалов можно считать умеренно концентрированным. Растущая потребность строительной отрасли в качественной теплоизоляции придает стимул иностранной «производственной интервенции». Зарубежные компании в своем стремлении освоить российский рынок активно инвестируют в строительство заводов, поэтому в настоящее время значительная часть продаж приходится на продукцию иностранных компаний, развернувших собственное производство на территории РФ.
По оценкам инвестиционно-аналитической группы ПКР [1], в период с 2007 года рынок теплоизоляционных материалов развивался достаточно динамично и практически удвоился к 2014 году, с тех пор стабильно держится на одном уровне. С 2014 года и на сегодняшний день динамика рынка неустойчивая, происходит стагнация рынка на уровне 50 млн. куб. м в год.
Наибольший объем внутреннего производства приходится на теплоизоляционные материалы на основе минеральной ваты, стекловаты, вспененного и экструдированного пенополистирола по [2], тогда как сегмент изделий из вспененного каучука, полиэтилена и полиуретана характеризуется высокой долей импортных поставок.
Основной тенденцией последних лет было сокращение сегмента потребителя теплоизоляции на основе стекловолокна и каменной ваты в пользу доли потребления продукции из пенополистирола и других материалов.
Проведенный анализ средних цен, по которым строительные организации приобретают теплоизоляционные материалы, выявил, что в различных регионах цены существенно отличаются. По данным Росстата [3], в Южном федеральном округе в июне 2019 года стоимость приобретения более чем в два раза превысила среднее значение по стране. Высокие закупочные цены были отмечены в Дальневосточном федеральном округе (на 74,2% выше среднего уровня цен по стране), а также Уральском (61,5%), Приволжском (26,7%) и Сибирском (15,8%) федеральных округах. Закупочные цены на теплоизоляционные материалы в Москве оказалась несколько выше среднего значения по России — на 8,7%.
На данный момент на рынке представлено более 60 производителей теплоизоляционных изделий по [4]. Часть из них – крупные компании, производящие продукцию под зарегистрированными и узнаваемыми торговыми марками, другая часть – заводы, производящие продукцию, маркируемую в соответствии с классификацией ГОСТа.
Среди крупнейших игроков рынка – компания «URSA Евразия», входящая в испанский концерн «Uralita Group». Значительную долю также занимает компания «Rockwool Russia» – российское подразделение датского концерна «Rockwool», являющегося крупнейшим в мире производителем теплоизоляции из минеральной ваты. Так же в этом списке значится компания «Isover» входящая во французский концерн «Saint-Gobain». Широкий спектр строительных материалов выпускает известный немецкий концерн «Knauf». Так же отметим финского производителя - компанию «Paroc».
Среди наиболее крупных отечественных производителей утеплителей по данным [5] необходимо отметить холдинги «ТехноНИКОЛЬ», «Термостепс», Группу компаний «Пеноплэкс», а также ЗАО «Завод «Минплита». Эти компании активно увеличивают производство, и занимают большую долю рынка.
Изучив экономическую составляющую отрасли строительных материалов, можно сформулировать следующие проблемы отрасли:
1) Низкий уровень использования новых технологий и материалов в процессе производства и применении строительных материалов. Инновационное развитие строительных предприятий идет крайне медленными темпами, зачастую отсутствуют как экономические стимулы для внедрения новшеств, так и наличие доступных предприятием технологий;
2) Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий, в большей части из-за импортозамещения, так как зарубежные материалы были дешевле отечественных, большие затраты на производство, высокий уровень материалоемкости и большое потребление энергетических ресурсов;
3) Высокий процент износа основных фондов, низкий уровень внедрения инноваций, недостаточное количество в регионе крупных предприятий строительного комплекса и их замедленная модернизация;
4) Недостаток квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда.
Чтобы решить проблемы в промышленности строительных материалов нужно обратить внимание на разработку и внедрение новых технологий в промышленности строительных материалов, обеспечивающих существенное снижение расхода энергоресурсов при промышленном производстве. Так же решить проблему реализации экономически обоснованной политики импортозамещения.