Озеленение как фактор современного развития городов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Озеленение как фактор современного развития городов
GREENING AS A FACTOR OF MODERN URBAN DEVELOPMENT
Anastasia Kaplyuchenko
Undergraduate, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье рассматривается озеленение территорий, как один из важнейших факторов современного развития города.
Abstract. This article discusses landscaping as one of the most important factors in the modern development of the city.
Ключевые слова: городская среда, озеленение, ландшафт, благоустройство территории
Keywords: urban environment, landscaping, landscape, territory improvement
Оценивая ретроспективу конца прошлого века и начала нынешнего, очевидно, что в тот период у городских властей не было финансовых возможностей, трудовых ресурсов и технических средств, чтобы поддерживать озеленение территорий на уровне благополучия доперестроечных лет. Результат почти 20-летнего забвения сказался на состоянии всех элементов зеленого хозяйства городских территорий. К концу первого десятилетия нынешнего века эта проблема стала более чем актуальной. Её особенно подчёркивало бурное развитие жилищной застройки, которая зачастую сопровождалась сносом имеющихся деревьев.
Урбанизация и озеленение, как показывает практика последних лет, особенно, в некоторых мегаполисах России, - антагонисты. Наступление уплотнённой высотной застройки на парки и лесопарковые зоны, уничтожение крупномерных деревьев под предлогом благоустройства общественных пространств, гибель зелёных насаждений в силу возраста или погодных явлений — это далеко не полный перечень проблем «зелёных лёгких» современных городов.
Так, в Ростове-на-Дону, который раньше имел славу одного из самых зелёных, с 2014 по 2017 год высадили 9681 дерево, а срубили за этот же период 17780 деревьев, то есть на 84% больше, чем посадили. Больше всего пострадали от вырубки городские леса, обеспеченность которыми составляет в городе-миллионнике 13,2% от нормативной. [2].
Пример Ростова-на-Дону — не единичный. Схожие проблемы испытывают практически все российские города, имеющие высокую привлекательность для инвесторов и населения. Каждый раз наступление застройки на объекты зелёного хозяйства вызывает негативную реакцию местных жителей. И это хорошо видно даже при поверхностном анализе публикаций средств массовой информации и социальных сетей.
Решение этой проблемы номер один для современнных крупных городов — в создании «зелёного щита», который представляет собою единую систему лесопарковых зон и городских лесов. Закон об этом был инициирован Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и вступил в силу с 2017 года. [3]
Спустя два года эксперты ОНФ составили рейтинг созданных в 41 регионе России «зелёных щитов».
Таблица 1.
Таблица рейтинга
№ |
Города |
Площадь ЗЩ (га) |
Площадь города (га) |
1 |
Киров |
175 000 |
16 973 |
2 |
Иркутск |
190 000 |
27 700 |
3 |
Иваново |
71 654 |
10484 |
4 |
Вологда |
65 848 |
11 600 |
5 |
Рязань |
68 050 |
22 416 |
6 |
Тамбов |
12 611 |
9658 |
7 |
Новосибирск |
63 002 |
50 500 |
8 |
Омск |
70 002 |
56 690 |
9 |
Тюмень |
66 849 |
69 848 |
10 |
Барнаул |
27637 |
32 201 |
11 |
Пермь |
36 900 |
79 968 |
12 |
Петрозаводск |
5539,5 |
13 500 |
13 |
Чита |
21 786 |
53 400 |
14 |
Екатеринбург (с учетом г. Верхняя Пышма) |
18 444 |
52 800 |
15 |
Кемерово |
8463 |
29 480 |
16 |
Симферополь |
2940 |
10 741 |
17 |
Майкоп |
1292 |
5862 |
18 |
Орел |
2723 |
12 850 |
19 |
Чебоксары |
4746 |
25 088 |
20 |
Пенза |
5238 |
29 038 |
21 |
Ставрополь (учтена площадь всего городского округа) |
4155 |
27 669 |
22 |
Тула |
2155 |
14 580 |
23 |
Мурманск |
2110 |
15 440 |
24 |
Томск |
2837 |
29 460 |
25 |
Ульяновск |
5829 |
62 250 |
26 |
Хабаровск |
2937 |
38 300 |
27 |
Калуга |
1205,8 |
16 880 |
28 |
Курск |
1149 |
19 916 |
29 |
Горно-Алтайск |
530,2 |
9550 |
30 |
Смоленск |
646,4 |
16 635 |
31 |
Ярославль |
763 |
20 580 |
32 |
Сыктывкар |
367 |
15 200 |
33 |
Уфа |
1700 |
70 793 |
34 |
Грозный |
540 |
32 416 |
35 |
Абакан |
170,4 |
11 238 |
36 |
Краснодар |
339,7 |
33 931 |
37 |
Оренбург |
167,8 |
25 900 |
38 |
Маглобек и Сунжа (Республика Ингушетия) |
44,2 |
9110 |
39 |
Самара |
262 |
54 140 |
41 |
Благовещенск |
19 |
32 097 |
42 |
Воронеж |
0 |
59 651 |
Рейтинг был расчитан на основе соотношения площади «щита» с размером города. Общая площадь «щитов» составила 950 тыс. га — в 2 два раза больше площади Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга вместе взятых.[8]
Вопрос о формировании в Ростове-на-Дону подобного зелёного каркаса, который уже был в 70-е годы и считался лучшим в стране вместе с Москвой, Екатеринбургом, Симферополем, а затем был утрачен [6] — сейчас в стадии решения: для перспективного создания лесных культур уже зарезервировано 1,5 тысячи га.
Однако процесс движения к решению стратегической задачи по наполнению «зелёных лёгких» наших городов, не снимает с повестки дня необходимость процесса озеленения в рамках комплексных программ благоустройства. При этом у каждого крупного города возникают свои проблемы.
Например, озеленение центра Казани не удовлетворяет требованиям по качеству и по площади, для Самары проблемой являются стихийные парковки на газонах и затаптывание зелёных зон, а также несистемный характер расположения насаждений, в Нижнем Новгороде отмечается неухоженность и устаревание парковых зон, неравномерное озеленение внутригородских районов.[4]
Для столицы юга России в числе первостепенных вопросов благоустройства и озеленения - необходимость массовой замены старых деревьев на молодые саженцы. По оценке специалистов компании, которой было поручено провести в Ростове-на-Дону инвентаризацию зелёных насаждений, из почти 230 тысяч обследованных деревьев ослаблено 46% и сильно ослаблено — 35%.
Спасти их может грамотная обрезка, но дефицит квалифицированных специалистов оборачивается массовой гибелью деревьев.
Против жизнеспособности зелёного каркаса работает и тот факт, что при подготовке проектов комплексного благоустройства, финансируемых из бюджета, из проектов на законных основаниях исключаются госэкспертизой уходные работы за компенсационными посадками саженцев. В итоге, многие из них гибнут, затраты оказываются безрезультатны, город продолжает «лысеть», а жители, профессиональное сообщество, власти по-прежнему ищут выход.
В решении подобных вопросов мегаполисы могут опираться на опыт Москвы, где уже много лет посадки проводятся в рамках единого плана, согласно которому высаживаются крупномерные деревья одного вида, одного размера, и по строгим правилам. В основу плана положено единообразие и соответствующие расчёты для поэтапной замены старых деревьев. Это позволяет не «оголять» город одномоментно.
Второе — при магистральном озеленении город вернулся к давней традиции высаживания лип, которые больше подходят по климату и обладают значительной «противоаварийной» устойчивостью, по сравнению с теми же тополями.
Третий важный фактор, как отметил доктор биологических наук, профессор Тимирязеской академии наук Алексей Николаевич Смирнов: «...деревья — не просто растения, у них много функций. Они действительно создают комфортную городскую среду, оказывают позитивное социальное влияние. Люди даже психологически меняются, когда живут или отдыхают в таком комфортном красивом ландшафте. Есть такое понятие «городские джунгли» — это сплошная бетонная, часто хаотичная застройка, мало зеленых зон, деревьев. Люди, которые в них живут, невольно начинают вести себя маргинально, если можно так выразиться, на них действительно психологически давит это железно-цементное окружение. Если ландшафт другой, то и вероятность негативного поведения резко снижается». [1]
Таким образом, благоустройство территорий с помощью озеленения играет важную социальную роль.
Перед организаторами пространств новых жилищных комплексов и микрорайонов, которые ориентируются, в первую очередь, на спрос со стороны потенциальных покупателей жилья, стоит сложная задача. Они должны учесть, помимо традиционной инфраструктуры в виде социальных, торговых, деловых объектов, новые требования людей к качеству жизни, которое формируется общественными пространствами – дворами с газонами, на которых можно лежать, мини-скверами — общими для прилегающих домов, бульварами, парковыми зонами. [4] Современный образ жизненного пространства далеко вышел за пределы квартиры и охватывает прилегающие центральные и «тихие» улицы, их функциональное озеленение.
Именно озеленение позволяет отделить одно пространство от другого, зонировать его разноформатными зелёными насаждениями, создать привлекательный образ территории, снизить шум и загазованность, сформировать своего рода защитный барьер для первых этажей жилых домов и визуально спрятать многочисленные автомобили, привести масштаб широкой улицы к пропорциям, комфортным для восприятия человека.[5]
Недооценка градостроителями, архитекторами, застройщиками фактора микроклимата, который формируется с помощью парков, скверов, всей системы озеленённых территорий жилых районов и города, сегодня очевидна даже людям, далёким от вопросов развития городской среды. Жители ориентируются по своим ощущениям. А они летом, особенно на юге страны, далеки от комфортных. И это вызывает дополнительный социальный стресс.
Поэтому всё чаще общественные движения напоминают муниципальным властям, что требуется озеленение города, что парки и скверы нужно оберегать от застройки, поскольку они выполняют главные для жителей функции - оздоровление воздушного бассейна, улучшение микроклимата, создание благоприятной среды для отдыха.
От властей требуется, в первую очередь, выработать стратегию по озеленению урболандшафта крупного города, содержащую как долгосрочные цели, так и тактические задачи по озеленению городских территориальных зон. Стратегический план должен включать концепцию городского развития и концепцию развития урболандшафта, анализ современной ситуации урболандшафта и основные направления его развития, а также механизм реализации этого плана. [10]
Антагонизм, о котором было сказано в самом начале, между урбанизацией и озеленением городских террдиторий, может и должен решаться с помощью современных техногологий, в том числе цифровых, программных методов и технологий «Умного города».
Например, в Орландо (штат Флорида, США) в рамках программы Energy Saving Trees жители могут заказать на сайте бесплатные саженцы и получить помощь в подборе места на участке под посадку. Цель программы — увеличить зеленые площади в Орландо на 40% к 2040 году. [7]
В городе-государстве Сингапур работает программа математического расчёта необходимого объёма зелени, с помощью которой в условиях плотной застройки комфортная среда создается, например, за счёт многоярусных парков. То есть работа идёт не с двухмерной плоскостью, а с пространством.
В Чикаго (штат Иллинойс, США) действует программа озеленения на крышах. В начале «нулевых» зелёную зону устроили на здании администрации города, а сегодня таких зданий в Чикаго — 509, общая площадь высотного озеленения составляет около 517 тысяч кв.м.
В России применение системы «Умный город» только разворачивается. Соответствующий стандарт разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Сочетание стандарта с программными IT-комплексами поможет добиться результатов. [9]
В Ростове-на-Дону провели пространственный анализ плотности распределения городских зелёных насаждений с использованием современных геоинформационных систем - программного комплекса ESRI ArcGIS 10.1. Результат этой работы - построение электронной карты плотности распределения озеленения на территории города, а также оценка качества среды обитания путём сопоставления с электронной картой индекса качества среды обитания по оценочным участкам. [11]
Это позволяет увидеть реальные задачи и предпринять практические, а, главное, эффективные действия для создания с помощью озеленения комфортной среды современного города-миллионника.