Статья:

Игра как одна из действенных форм обучения иностранному языку студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хафизова И.И., Кочурова С.В. Игра как одна из действенных форм обучения иностранному языку студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70693 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Игра как одна из действенных форм обучения иностранному языку студентов

Хафизова Илюза Ильгизаровна
студент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань
Кочурова Светлана Валерьевна
старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, РФ, г. Казань

 

THE GAME IS ONE OF THE MOST EFFECTIVE FORMS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS

 

Ilyuza Khafizova

Student, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Russia, Kazan

Svetlana Kochurova

Assistant, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассматривается значение игры в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Игра настолько многосторонняя, что она обучает, развивает, социализирует и дает возможность отдыха. Исторически одна из первых задач игры — это обучение!

Abstract. The article discusses the importance of the game in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. The game is so versatile that it educates, develops, socializes and provides an opportunity to relax. Historically, one of the first tasks of the game is training!

 

Ключевые слова: игра; студенты; иностранные языки; коммуникация; грамматика; мотивация; речевая деятельность.

Keywords: game; students; foreign languages; communication; grammar; motivation; speech activity.

 

В настоящее время очень много нетрадиционных форм организации учебно-познавательной деятельности. Рассмотрим одну из них – игру.

Еще с самых ранних начал цивилизации игра является контрольным свойством проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не проявляет такого самосознания, раскрывая свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы, как в игре. Стоит отметить, что и взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни [3].

Обычные занятия мало способствует сотрудничеству студентов и преподавателя, реализации потребности в общении, обмене информацией, мнениями. На мой взгляд, именно игра – это самый эффективный метод обучения.

Игра представляет собой обучающий инструмент, она активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и интересным. В любой вид деятельности на уроке можно ввести элемент игры, и такое занятие станет более интересным, уйдет рутина и строгие рамки, оно приобретет увлекательную и захватывающую форму для обучающихся [1]

Я считаю, что учить иностранный язык тяжело. Многие дети, которые начинают изучать в школе иностранный язык, считают, что это довольно-таки легко, весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов уже в высших учебных заведениях.  Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Обычные, традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

Правильно составленная и проведённая игра – ценное средство повышения эффективности обучения иностранному языку. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого студента в течение урока, снимает усталость и компенсирует отсутствие общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают студентов новыми интересами, впечатлениями, добавляют эмоций в их речь, активизируют и расширяют словарный запас и выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо  задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка [3].

Игровые методы часто очень просты по своей организации и могут быть использованы на каждом занятии, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Правильно запланированные и организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка. Это подтверждают слова К.Д. Ушинского, который говорил, что учение привлекает к себе учащихся “своей игривостью и своим разнообразием“. Однако необходимо чередовать игры с широким спектром форм и методов работы. В противном случае игра станет обыденным явлением и интерес к ней и, следовательно, к изучению иностранного языка, резко падает [2].

Многие преподаватели уверены в том, что игры во время урока способствуют к ухудшению дисциплины. Однако правильно проведённая игра способствует не ухудшению, а улучшению дисциплины. Это объясняется тем, то игра вызывает интерес, непроизвольное внимание, а также требует “сознательного подчинения дисциплины, честного выполнения правил”.  Интерес, внимание и дисциплина – залог прочности знаний!

В настоящее время актуальна идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-студент, студент-группа, студент-студент и т.д. Групповая деятельность положительно влияет на личность студента. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, дает радость общения с единомышленниками.

Игры по иностранному языку классифицируются следующим образом:

  1. по цели (языковые, речевые);
  2. по способу выполнения (устные, письменные, ролевые и др.);
  3. по уровню сложности (репродуктивные, творческие);
  4. по количеству участников (индивидуальные групповые, парные, фронтальные);
  5. по типу задач (оперативные, тактические, стратегические).

Например, если рассмотреть приемы в обучении общению, то эффективным способом являются ролевые игры. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения в основном обусловлена повышением мотивации и интереса к предмету. Ролевая игра набирает популярность среди преподавателей иностранных языков.

Причиной столь повышенного в настоящее время интереса к различным играм является, прежде всего, отход от традиционных форм и методов обучения. К ролевой игре методика преподавания английского языка проявляет интерес достаточно давно. Такие упражнения, как "чтение по ролям" и "инсценируйте диалог", занимают прочное место в арсенале методических приемов, поскольку в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и восприятия языкового материала.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов студентов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они способствуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности студентов; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации концепции деятельности в обучении иностранному языку [4].

В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера энтузиазма и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, робость, мешающую им свободно употреблять слова на чужом языке, и положительно влияет на результаты обучения.

Отсюда следует, что внедрение развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Приведу несколько примеров игры для обучения говорению:   

1. Опишите иллюстрацию.

Все участники по очереди говорят одно предложение по содержанию иллюстрации, соблюдая логику повествования. Победитель тот, чье предложение будет последним.

2. Что? Где? Когда?

Каждый студент по очереди называет факт, относящийся к какому-либо событию. Задача: отгадать само событие и указать другие факты, с ним связанные.

3. Попробуй расскажи!

Каждый студент получает статью и знакомится с ее содержанием. Затем он пытается закодировать текст (в схеме, таблице, чертеже, рисунке). На следующем этапе работа ведется в парах. Слушатели обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание статьи. Потом можно поменяться партнерами. Участники должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и давая оценку рассказу товарища, который, в свою очередь, оценивает иллюстрацию-код. 

В заключении следует отметить, что преподаватель должен постоянно улучшать процесс обучения, позволяя обучающимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому очень важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Я поддерживаю идею о том, что игра является мощным инструментом в обучении и образовании. Форма игры увлекательна и привлекает внимание участника настолько, что иногда трудно отвлечься от процесса обучения.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче опыта, приобретению новых знаний, правильной оценке действий и поступков, развитию личностных навыков, его восприятию, памяти, мышления, воображения, эмоций, таким характеристикам, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В процессе ролевых игр формируется осознание принадлежности своих участников к команде, вместе определяется степень участия каждого из них в работе. Во время ролевых игр развивается логическое мышление, умение находить ответы на вопросы, речь, этикет речи, умение общаться друг с другом. Таким образом, использование ролевой игры в обучении иностранному языку повышает эффективность образовательного процесса и помогает поддерживать интерес студентов к языку на всех этапах их обучения. Ролевая игра является одним из наиболее эффективных методов применения принципа общения в преподавании иностранных языков.

 

Список литературы:
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учeбное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2011. - 304 с. 
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог.очерк. Книга для учителя - 3-е изд./Г.В. Колесникова. - М: Просвещение, 1991 - 93 с. 
3. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
4. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - Иваново, 1961.-С. 126
5. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008. 746 c.