Статья:

Налоговый контроль трансфертного ценообразования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Михайская Т.А. Налоговый контроль трансфертного ценообразования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 16(109). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/109/70334 (дата обращения: 30.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговый контроль трансфертного ценообразования

Михайская Татьяна Анатольевна
магистрант, Российский государственный аграрный университет-МСХА им. Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена контролю трансфертного ценообразования со стороны налоговых органов. Было предложено определение трансфертное ценообразование. В ходе анализа было продемонстрировано как налоговые органы с помощью общепринятых источников определяют трансфертные цены между взаимозависимыми лицами.

 

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, налоговый контроль, взаимозависимые лица, контролируемые сделки.

 

В современной рыночной экономике проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для небольших предприятий по размеру, структурно разделенных на отдельные центры ответственности. Необходимость применения механизма трансфертных цен возникла в результате развития централизации управления, когда организации начали разделяться на структурные подразделения, отвечающие за выполнение конкретно поставленных задач.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия трансфертного ценообразования. Однако, проанализировав различные источники можно составить свое мнение о ТЦО и дать ему определение.

Трансфертное ценообразование - это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, по операциям между взаимозависимыми лицами, обычно, входящими в один холдинг (группу компаний).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения являются лица, связь между которыми может оказывать воздействие на обстоятельства условия и результаты сделок, совершаемых ими, и финансовые результаты деятельности этих лиц или же деятельности представляемых ими лиц.

Таблица 1.

Цели применения трансфертных цен

Цель

Описание

Финансовый менеджмент

Являются инструментом распределения и перераспределения экономических ресурсов в рамках интегрированных структур

Обход требований валютного контроля

Манипулирование ценами на приобретение товаров и услуг из-за рубежа

Маркетинговая политика

Распределение сфер влияния и рынков сбыта между подразделениями

Снижение таможенных и налоговых платежей

Минимизации таможенных и налоговых платежей в масштабе всего холдинга

 

Следует отметить, что компании, применяющие трансфертные цены, могут не преследовать цели уклонения от налогообложения, и использовать трансфертные цены лишь в силу структуры корпорации. Существует разнообразное количество способов умышленного снижения налоговых обязательств, среди которых можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика, перемещение мобильной налоговой базы из одного региона в другой и так далее.

Согласно журналу «The Economist» на сегодняшний день более 30% мирового экспорта товаров и услуг осуществляется на основе трансфертных цен. С их помощью транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15%. В следствии чего, такие операции способствуют выводу наибольшей части прибыли холдинга в государства и регионы со сниженной или нулевой ставкой подоходного налога.

Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод, что налоговое регулирование ТЦО необходимо осуществлять на государственном уровне. В России нормативным документом, контролирующим трансфертные цены, является Налоговый кодекс РФ, а именно раздел V.I «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний».

Основной целью налогового регулирования является предотвращение неправомерного использования государством бюджетных потерь или установления трансфертных цен.

В общем понимании регулирование трансфертного ценообразования не сводится к предотвращению использования трансфертных цен, поскольку цель состоит в том, чтобы выяснить приводит ли ценообразование между взаимозависимыми лицами к минимуму налоговых обязательств компании в целом. По сравнению с ситуацией, в которой составные компоненты этой компании были бы полностью независимыми субъектами, и если такая минимизация происходит, то каким образом следует распределить налоговое бремя между сторонами сделки, чтобы налоговые обязательства каждой из сторон являлись эквивалентными обязательствам, которые приняли бы на себя независимые компании. [4, с. 110]

Налоговые органы могут осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием только тогда, когда налогоплательщики уведомляют их о совершении контролируемых транзакций. Согласно информационному ресурсу «Трансфертная цена» в начале 2018 года территориальные налоговые органы составили более 3 тысяч уведомлений о контролируемых транзакций, выявленных в рамках проведения выездных и камеральных налоговых проверок, информация о которых не была отражена налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках. Но не все налогоплательщики оповещают налоговые органы о совершении таких операциях. В итоге, вместе с увеличением количества контролируемых сделок происходит и одновременно рост количества нарушений налогового законодательства в части трансфертного ценообразования.

Также стоит отметить, что зачастую у налоговых органов при проведении налоговой проверки контролируемых сделок не хватает достаточной доказательной базой при попытке выявить взаимозависимость или другие нарушения сторон контролируемой сделки, зачастую по той самой причине, по которой они не учитывают специфику и категорию налогоплательщика.

В Налоговом кодексе РФ налоговому контролю трансфертного ценообразования посвящена глава 14.5 НК РФ «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Налоговый контроль за сделками в соответствии ст. 105.14 НК РФ осуществляется Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования. ФНС России не вправе проводить две и более проверки по одной контролируемой сделке за один и тот же календарный год. Срок проверки не может превышать 6 месяцев (в некоторых случаях -12).

При проведении проверки налоговые органы обязаны применять метод трансфертного ценообразования, который использовался налогоплательщиком для определения сопоставимости условий контролируемых и неконтролируемых операций, за исключением случаев, когда этот метод не позволяет определить сопоставимость. При завершении проверки налоговые органы составляют справку о проведённой проверке, а также в случае выявления фактов отклонения цены сделки от рыночной - акт проверки.

На основании ст. 105.6 НК РФ при проведении налогового контроля в качестве источников информации используются только общедоступные источники, а также сведения о налогоплательщике. Публично доступные источниками информации, на основании которых налоговые органы могут применять метод сопоставимых рыночных цен, рекомендуется информация о ценах на товары (работы, услуги) ценовых агентств. Используя сведения о экономических показателях налогоплательщиков (RUSLANA, Amadeus, Orbis, SPARK и др.), налоговые органы могут рассчитывать показатели рентабельности, определять рыночные пороги и применять метод цены последующей реализации, затратный метод и метод сопоставимой рентабельности. При исследовании рыночных коридоров с целью исключения данных о налогоплательщиках, которые являются участниками холдинговой структуры и не должны использовать в качестве сопоставимых, они могут использовать данные информационных агентств о структурах собственности компаниями.

Подводя итоги, можно отметить, что трансфертные цены являются не только одним из основных инструментов налоговой оптимизации, которые используют холдинговые структуры, но и объектом повышенного контроля со стороны налоговых органов. Также стоит добавить, что организации, использующие метод трансфертного ценообразования, не нарушают налогового законодательства, если для целей налогового учета они применяют сопоставимые рыночные цены.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) 
2. Бузырев, В. В. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве / В.В. Бузырев, Н.М. Аммосова. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
3. Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России / Л.П. Грундел, Н.И. Малис. – М.: ИНФРА-М, 2019 – 256 с.
4. Мешалкин В. Контроль цен в целях налогообложения. Трансфертное ценообразование / В. Мешалкин. - Москва: АйСи Групп, 2018. - 128 c.
5. Липсиц, И. В. Коммерческое ценообразование / И.В. Липсиц. - Москва: БЕК, 2018. - 368 c.