Развитие теории менеджмента как смена парадигм
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Развитие теории менеджмента как смена парадигм
The development of the management theory as a paradigm shift
Elena Volkova
Student Novosibirsk state university of economics and management (NSUEM), Russia, Novosibirsk
Anastasia Kireeva
Student Novosibirsk state university of economics and management (NSUEM), Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье рассматривается история развития теории управления с точки зрения смены парадигм, т.е. ключевых идей, которые лежат в основе концепций управления.
Abstract. This article is about the history of the management theory development in terms of paradigm shift, that is, key ideas underlying the management concepts.
Ключевые слова: парадигма; менеджмент; функции менеджмента; школа менеджмента; системный подход; ситуационный подход.
Keywords: Paradigm; management; management functions; school of management; systematic approach situational approach.
Теория менеджмента имеет долгую историю развития. Эволюцию теории управления можно разделить на несколько ключевых этапов. Каждый этап имеет свои характерные особенности развития, которые связаны с изменением общественных и экономических отношений. А переход от одного этапа к другому характеризуется сменой парадигм управления. Парадигма – это ключевая идея, лежащая в основе построения концепции, в данном случае – концепции управления. В данной статье мы рассмотрим основные этапы эволюции менеджмента и выделим основные парадигмы.
Индустриальный менеджмент. Конец 19 и начало 20 века – эпоха массового производства. Она подразумевала широкую индустриализацию, развитие промышленных предприятий, руководство которых было сосредоточено на процессе производства, нежели на проблемах управления. Поэтому главным предметом исследования была производственная деятельность. Менеджмент того времени по праву можно назвать научным производственным менеджментом, так как наука управления была ориентирована на производство. Основоположником школы научного менеджмента является Ф. Тейлор. Именно он впервые применил количественный анализ к исследованию производственной деятельности и разработал принципы научного менеджмента. Его последователи Ф. и Л. Гилбреты изучали физическую работу в производственных процессах и взаимосвязь затраченных усилий с выпуском продукции.
Далее с развитием общества и экономики в целом к производственному менеджменту добавляется административная школа. Среди деятелей, развивающих данное направление, особое внимание следует уделить А. Файолю. Им были разработаны основные функции менеджмента, остающиеся актуальными и по сей день: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Эти функции являются основополагающими науки управления, без них невозможно осуществление управленческой деятельности.
Параллельно с этими теориями М. Вебером разрабатывается идеальная бюрократическая модель. Принципами которой являются:
· разделение деятельности организации на элементарные операции;
· строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого звена системы;
· построение производственно-технической системы на основе иерархии;
· регулирование деятельности организации системой абстрактных правил;
· единообразие осуществляемых функций;
· формализация процесса управления;
· расстановка кадров в соответствии с их квалификацией;
· разработка системы продвижения по карьерной лестнице.
Основными направлениями этой стадии развития менеджмента являются:
· развитие научного «производственного» менеджмента;
· развитие административной теории.
Если начало этой стадии было связано исключительно с оптимизацией производственного процесса, то к ее концу управленцы стали обращать внимание на организацию управления в целом.
Поведенческий менеджмент. Благодаря предшествующим нововведениям к этой стадии производство достигло максимально возможного уровня. И управленцы стали искать иные способы повышения эффективности деятельности организации. Была выявлена взаимосвязь уровня мотивации сотрудников и производительности их труда. Поэтому на данном этапе развития науки управления главное внимание уделялось психологии человека и его потребностям.
Широкое распространение получили такие теории мотивации как «теории Х и У» Д. МакГрегора, «пирамида потребностей» А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и другие. Также известность приобрели Хоторнские эксперименты Э. Мэйо, которые показали зависимость человеческого поведения на рабочем месте от его окружения и отношения рабочего коллектива к нему и результатам его деятельности. Поэтому большое значение придавалось командной работе, а именно формированию рабочей команды и распределению ролей в ней. Этим занимались Г. Минцберг и Р. Белбин, которые представили перечень командных ролей, необходимых для слаженной и эффективной работы, и их характеристики. С развитием теорий мотивации и изучением поведения человека появляется необходимость в различных, специфических стилях руководства.
Развитие большого количества теорий привело к необходимости в их систематизации и обобщению накопленных знаний. Поэтому менеджмент переходит на следующую стадию своего развития.
Обобщающий менеджмент. Эта стадия характеризуется высокой степенью обобщения полученных знаний и разработанных теорий на предыдущих этапах. Теперь базой для развития новый предприятий является не только теория, но и накопленный опыт крупных компаний, на которых впервые были применены описанные методы и теории. Благодаря этому можно было выделить недостатки теории на практике, что имело большое значение в эпоху сбыта.
Изменчивость внешней среды определила переход от традиционного менеджмента к стратегическому. В связи с этим в теории управления развиваются новые области. А именно большое внимание уделяется маркетинговой политике предприятия, управлению качеством, управлению жизненным циклом товара. Бостонская консалтинговая группа разрабатывает матрицу БКГ по принципу соотношения Рост/Доля рынка. Это внесло большой вклад в анализ конкурентоспособности предприятия, поскольку на данной стадии менеджмент был ориентирован на внешнюю среду, и предприятиям необходимо было проводить мониторинг рынка, на котором они функционируют.
Особое место на данной стадии занимает системный подход. Необходимость обобщения методов разностороннего изучения предприятия стала предпосылкой изучения организации как целостной системы. Это послужило основой для формирования основных положений системного подхода, а именно:
· целое состоит из взаимодействующих частей. Организация как система состоит из функциональных подсистем: управление финансами, управление персоналом, управление маркетингом, управление качеством и т. д.;
· поведение и свойства целого определяются взаимодействием его частей. Например, синергический эффект работы маркетинговой службы, т. е. каждый отдел маркетинга дает меньший эффект, чем все отделы в совокупности;
· система взаимодействует с внешней средой. Организация контактирует с элементами внешней среды своего микроокружения: конкурентами, поставщиками, партнерами, покупателями и др.;
· любая система является элементом системы более высокого порядка, и элементы системы могут выступать как самостоятельные системы. Например, служба маркетинга является элементом организации в целом, в то время как сама состоит из отделов, а те в свою очередь из сотрудников.
Современный менеджмент. С развитием системного подхода возникает необходимость в построении организационных моделей. На помощь этому приходят развивающиеся технологии математического моделирования, которые позволяли дать количественную оценку организационных процессов, а также с помощью моделей спрогнозировать вероятность появления того или иного события на предприятии.
Также наряду с количественными теориями развиваются теории ситуационного подхода. В данном случае управление исходит из того, что для принятия управленческого решения необходимо сопоставить внутренний потенциал и возможности организации с конкретными условиями внешней среды. Иными словами, процесс управления основывается на текущих обстоятельствах.
Таким образом, на каждом этапе можно выделить следующие парадигмы.
1. Индустриальный менеджмент. Ориентация управления на производство, стремление повысить эффективность деятельности через оптимизацию производственного процесса.
2. Поведенческий менеджмент. Ориентация на психологию человека, стремление повысить производительность труда путем удовлетворения его потребностей.
3. Обобщающий менеджмент. Обобщение теоретических основ и практического опыта, рассмотрение организации с точки зрения системного подхода.
4. Современный менеджмент. Управление организацией должно быть построено, исходя из конкретных условий внешней и внутренней среды.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что смена парадигм в менеджменте зависит от внутренних и внешних условий среды и является результатом накопительного эффекта полученных знаний и опыта.