Статья:

Финансовая система Российской Федерации и республики Таджикистан: сравнительный анализ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ситамов Д.Л. Финансовая система Российской Федерации и республики Таджикистан: сравнительный анализ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69516 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовая система Российской Федерации и республики Таджикистан: сравнительный анализ

Ситамов Дороб Лугмонович
магистрант Сибирского института управления- филиала РАНХиГС, РФ, Новосибирск

 

FINANCIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: A COMPARATIVE ANALYSIS

 

Dorob Sitamov

Undergraduate Siberian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ финансовой системы Российской Федерации и Республики Таджикистана. Проводится анализ ее современного состояния, выявляются проблемы развития финансовой системы и предлагаются пути решения.

Abstract. The article provides a comparative analysis of the financial system of Russia and Tajikistan. The analysis of its current state is carried out, the problems of development of the financial system are identified and solutions are proposed.

 

Ключевые слова: финансовая система, бюджетная политика, Национальный банк, дефицит, экономический рост.

Keywords: financial system, fiscal policy, National Bank, deficit, economic growth.

 

Финансовая система любого государства занимает значимое место в макроэкономике, поскольку экономическое развитие существенно зависит от ее состояния. В настоящий время состояние финансовой системы решает много различных проблем общества это недостаточные темпы экономического роста, сформировавшиеся диспропорции развития экономической системы в целом, повышенная социальная напряженность, и др.

В настоящее время одной из особенно важных задач, которые стоят перед Россией, выступает обеспечение устойчивого роста ее экономики. Одной из ключевых проблем в данной области выступает экспортно-ориентированная экономика, которая в большей степени зависит от различных внешних проявлений.

Негативных последствий в данном контексте можно избежать благодаря настраиванию собственных производственных сил, модернизации экономики и пр. Главным условием для решения этой задачи выступает сильная финансовая система, способная обеспечить стабильное и устойчивое финансирование экономического роста благодаря использованию разнообразных внутренних механизмов [2, c.970].

Одним из инструментов управления финансами в Российской Федерации выступает планирование, которое позволяет всесторонне проводить оценку состояния финансов, выявлять возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наилучшего использования.

В современное время главной проблемой формирования государственных финансовых планов в России выступает их точное прогнозирование, особенно в долгосрочной перспективе как на федеральном, так и на местном уровнях. На это оказывают влияние многие факторы, основными из которых выступают нестабильность глобальной экономики, мировой финансовой системы, геополитическая обстановка и международные экономические санкции. В настоящее время бюджет РФ формируется в среднесрочной перспективе.

Первым делом, эффективность функционирования финансовой системы страны зависит от бюджетного потенциала, который характеризует возможность для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет. Так, например, в Республике Таджикистан бюджетная политика пока не смогла достичь требуемого уровня обеспечения финансовой и социальной стабильности без наличия дефицита государственного бюджета.

Что касается управления финансовой системы Таджикистана, отметим, что дефицит государственного бюджета страны на будущий период времени планируется покрывать за счет поступлений от приватизации и использования государственной собственности, кредитов и грантов международных финансовых организаций. Стало быть, в управлении государственными финансами, а именно в фазе планирования государственный бюджет формируется с учетом дефицита и источников его покрытия.

Согласно статистическим данным, общий объем государственного бюджета Таджикской республики на 2019 год за счет всех источников финансирования составил более 21 млрд сомони, общий объем дефицита в свою очередь, составил 0,5% валового внутреннего продукта, или  что составило 334,3 млн сомони [7].

Сама бюджетная система Таджикистана делится на два уровня: республиканский и местный бюджеты, а также отдельно имеется бюджет государственных целевых фондов. В России, в свою очередь, бюджетная система разделена на три уровня: федеральный, бюджет субъектов РФ и местный.

Государственный бюджет, отражает размер требуемых государству финансовых ресурсов и тем самым формирует налоговую политику в государстве. Он также фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что, в свою очередь, позволяет ему выступать в роли эффективного регулятора экономики.

В таблице 1 представим макроэкономические показатели за последние годы, характеризующие состояние экономики Таджикистана в современное время.

Таблица 1.

Макроэкономические показатели Таджикистана, 2015-2019гг. [7]

Наименование

2015

2016

2017

2018

2019

ВВП (млн сомони)

36163100

40524500

45605200

48401600

54471100

Экспорт

6491344

6166718

5187411

8913500

7081756

Импорт

18038460

22031500

22810170

34348960

23885856

Доходы (в % к ВВП)

21,5

23,3

24,5

26,1

33,6

Расходы (в % к ВВП)

28,6

30,3

31

32,1

34,1

Дефицит (в % к ВВП)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Гос.долг. (в % к ВВП)

36,2

32,9

30,8

31,6

35,6

 

Проводя анализ макроэкономических показателей Республики Таджикистан, можно заметить, что за исследуемый период времени ВВП имеет тенденцию к росту. Экспорт выступает одним из важнейших показателей государственного развития, именно по данной причине стратегически выступает важным повышение экспорта товаров из государства.

В настоящее время 59 % экспорта Таджикистана приходится на экспорт алюминия и хлопка без их глубокой переработки. Иные ресурсы страны не выдерживают конкурентоспособности на международном уровне и не соответствуют требованиям внешнего рынка [7].

Анализируя государственный бюджет РФ, рассмотрим исполнение ключевых показателей федерального бюджета за 2019 год. Так, в 2019 году доходы составили 19 454,9 млрд рублей, что составляет 102,7% к законодательно установленному объему. Расходы, в свою очередь, составили 16 712,9 млрд рублей или 99,4%. Стало быть, в 2019 году государственный бюджет является профицитным, что составляет 2 742,0 млрд рублей или 2,6% к ВВП [5].

Экономика Республики Таджикистан ныне выступает зависимой от узкого сегмента международного финансового рынка, который обеспечивает ее льготное финансирование, которое проходит в границах реализуемых страновых программ развития.

Льготное финансирование, помимо этого, производится и в рамках двухсторонних договоров Республики Таджикистан и такими государствами, как Китай, Российская Федерация, Казахстан и пр. Анализ объемов инвестиций в экономику Республики по всем ее источникам, за исключением внутренних кредитов, показывают, что внешняя компонента составляет не только существенную долю, но и выполняет стабилизирующую функцию для сохранения макроэкономической стабильности экономики страны в целом [3,c.63].

Так, например, за последние десять лет из общего объема инвестиций в 2,1 млрд. долл., на внешние источники приходится 94,4 %. В среднем, ежегодный объем внешних инвестиций составляет 420 млн. долл. Хотя возможности бюджета Таджикистана по обслуживанию внешнего заимствования сильно ограничены [6].

Объемы совокупного общего внешнего долга Республики в настоящее время превышают 2 250 млн. долл. или, что составляет 44,1 % к ВВП.

В России на  2019 год величина государственного долга выросла до 8 689,6 млрд руб. Основная доля (83,4%) внутреннего долга государства относится на обязательства по государственным ценным бумагам. Объем государственного внешнего долга РФ в этот же период составил 49,8 млрд долл. (2 870,1 млрд руб). За отчетный период государственный внешний долг РФ снизился на 1,4 млрд долл. (236,2 млрд рублей) [4].

В настоящее время действующая банковская система Республики Таджикистан состоит преимущественно из банков, которые имеют универсальный характер, а также обуславливают особенности формирования их пассивов. Существенную долю в пассивах этих универсальных, в т.ч.  и крупных банков, составляют депозиты населения, со сроками максимальных вложений до 2 лет.

Отсутствие на банковском рынке страны институциональных структур в виде специализированных инвестиционных банков и фондов, а так же низкий уровень развития фондового рынка, «вынуждает» правительство при ограничении внешнего льготного финансирования, задействовать нынешний, еще не окрепший потенциал коммерческих банков, которые носят больше розничный характер.

В России основным органом выступает Министерство финансов РФ. Во главе системы кредитных организаций находится Банк России, задающий направление развития банковской системы в целом, а также осуществляющий  контроль за ее выполнением.

Содействие сохранению финансовой стабильности в Республике Таджикистан оказывает Национальный банк, одной из основных задач которого выступает разработка и контроль исполнения макропруденциальной политики, мониторинг и анализ основных показателей финансовой устойчивости, оценка рисков и формирование специальных мер по их минимизации.

В России Центральный банк РФ преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Центральный банк несет ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в данных целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего монетарная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Таким образом, проанализировав состояние финансовой системы России и Таджикистана в современное время, можно сказать, что необходимо использовать опыт ведущих стран мира для построения эффективно работающей финансовой системы и формирования благоприятных условий ее успешного функционирования, при этом, учитывая собственные возможности, условия, характер экономического развития. Одновременное повышение доходов населения, изменение структуры налогообложения по уровню данных доходов и секторам экономики будет первым шагом к повышению общего благосостояния населения. Подводя итог, необходимо заметить, что России и Таджикистану требуется направить часть своих усилий на увеличение сбережений населения в финансовой сфере, снизить влияние внешних факторов, как это происходит в развитых странах.

 

Список литературы:
1. Азизбаев, Р.А. Экономико-математический анализ состояния денежно-кредитной политики в Республике Таджикистан // Вестник ТГУПБП. -2017. -№1 (70). - С.26-35.
2. Базуванова, Д.М. Финансовая политика в современных условиях // Научно-метод. журнал. - 2018. -  С. 969–973. 
3. Шарипов, Б.М. Проблемы ускоренного развития экономики Таджикистан в условиях нестабильности его финансового обеспечения // Проблемы и перспективы экономики и управления. -2018. -С. 63-66.
4. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru
5. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.minfin.ru/ru/
6. Сайт Национального банка Таджикистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nbt.tj
7. Сайт Министерства финансов Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. Режим доступа: