Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Особое внимание посвящено вопросам, связанным с действием на территории РФ принципа свободы предпринимательской деятельности и принципа единства экономического пространства, правовому статусу предпринимателей. Так же в статье освещены современные проблемы правовой регламентации предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматели, правовое регулирование.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется различными отраслями права.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права.
Статья 34 Конституции РФ закрепляет право свободного использования каждым способностей, которые у него имеются, а также имущества, при осуществлении экономической деятельности, в т.ч. такой ее разновидности, как предпринимательская.
Соответственно, Конституцией РФ [1] для всех граждан, обладающих дееспособностью, предусмотрена гарантия реализации права на осуществление предпринимательской деятельности согласно гражданскому законодательству. Предпринимательство представляет собой одну из доступных для граждан организационно-правовых форм, в которых может осуществляться предпринимательская деятельность. [13]
Вышеуказанное право закрепляет также ГК РФ в статье 18 как один из компонентов правоспособности.
Согласно пункту первому статьи 23 ГК РФ, право на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица возникает у граждан с момента, когда осуществлена государственная регистрация в статусе предпринимателя.
Помимо вышеуказанных нормативно-правовых автор, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ [6] (далее - УК РФ) и иными кодексами.
При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшихся Конституции РФ и ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:
- закон «О защите конкуренции» [9] № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
- закон «О техническом регулировании» [8] № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
- закон «О саморегулируемых организациях» [7] № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
- закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» [11] № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).
Помимо законов, правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска» [15] № 213).
Кроме федерального уровня предпринимательской деятельности регулируется и региональными нормативно-правовыми актами.
Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.
Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:
- отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
- отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности на сегодняшний день становится чрезмерным и препятствует нормальному позитивному развитию экономики. У людей просто нет времени изучать все больше и больше нормативных актов (их надо изучать, а не просто понимать). Данные акты минимизируют здравый смысл и собственно юридическую логику. Это особенно заметно в сфере административного законодательства: состав преступлений и санкций удваивается, штрафы увеличиваются, а суммы штрафов не адекватны степени общественной опасности деяний. Когда предпочтение отдается наиболее простым и эффективным решениям, логика административных процедур теряется, а понятие эффективной экономики забывается. Например, обычным стало одновременное привлечение к реальной ответственности (штраф) ряда субъектов – юридического лица, должностного лица и вдобавок выдача предписания об устранении нарушения.
Отчетливо наблюдается неоправданная тенденция перекладывания на бизнес задач и функций, присущих государственному аппарату, например, вопросов обеспечения транспортной безопасности, где требуется не только высокопрофессиональный подход, оснащение специальной техникой, но и фактически силовые (правоохранительные) полномочия. [12]
Кроме того, существует и другая проблема в этой же законодательной сфере. Это так называемая чрезмерная динамика, подвижность законодательства (например, финансово-кредитного, административного, налогового, разрешительно–регистрационного, земельного и т.п.). Люди, предприниматели не успевают освоиться в определенной правовой среде.
По мнению ряда ученых, неэффективность российской налоговой системы является одной из законодательных проблем, приводящих к чрезмерному раздуванию налоговых ставок для бизнеса. В современной экономике, где нынешний уровень налоговых ставок превышает все разумные пределы, перечень налоговых льгот для частных компаний ограничен. В целом налоговая система РФ создает множество препятствий для деятельности предпринимателей. [14]
Некоторые эксперты считают, что сложность налогообложения, установленного государством, приводит к тому, что бухгалтерия предприятия часто допускает ошибки при удержании налогов, в результате чего компания выплачивает штраф за просрочку уплаты налогов.
Поэтому правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации нуждается в совершенствовании. На законодательном уровне реализуются поправки, направленные на улучшение состояния малого и среднего бизнеса в стране. Распространение правовых норм в различных правовых актах неудобно для предпринимателей. В связи с этим данная сфера нуждается в собственном комплексе законов, который будет содержать все правовые нормы, регулирующие сферу малого и среднего бизнеса. Это упростит задачу повышения уровня образования по правовой защите предпринимательства.
Так же необходимо сократить их количество, что даст предпринимателям больше свободы, уменьшит административный произвол и тем самым снизит эффективность российского бизнеса. Законодательная база также нуждается в реформировании.
Необходимо разрабатывать новые законы, способствующие более постепенному развитию предпринимательства, проводить аналитическую работу и модернизировать существующие правовые акты.
Так же необходимо достичь такого уровня развития бизнеса в большинстве развитых стран, используя при этом собственные методы регулирования предпринимательства. Но для реализации этих задач нужно очень грамотно разобраться с проблемами, которые существуют в коммерческом праве.