Статья:

Межпредметная и внутрипредметная интеграция естественнонаучных дисциплин

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Штерц Е.А. Межпредметная и внутрипредметная интеграция естественнонаучных дисциплин // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 13(106). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/106/68811 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Межпредметная и внутрипредметная интеграция естественнонаучных дисциплин

Штерц Елена Андреевна
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

INTERFACE AND INTRADIMINAL INTEGRATION OF NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES

 

Helen Shterts

Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация.  Статья посвящена проблеме интегрированного обучения, позволяющего наиболее эффективно показать междисциплинарные связи естественных наук; назначение предметов – формирование личностной системы ценностей. С психолого‐педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Abstract. The article is devoted to the problem of integrated learning, which most effectively shows the interdisciplinary communication of the natural sciences; the purpose of objects is the formation of a personal value system. From a psychological and pedagogical point of view, an integrated lesson contributes to the activation of cognitive activity of schoolchildren, stimulates their cognitive activity, and is a condition for the successful learning of educational material.

 

Ключевые слова: межпредметные связи, интеграция естественнонаучных дисциплин, функции и виды межпредметной интеграции.

Keywords: interdisciplinary communication, integration of natural science disciplines, functions and types of interdisciplinary integration.

 

Россия, модернизируя систему образования, ориентируется на тенденции развития образования в мире, которое выстраивается на новых методологических основаниях. Закон Российской Федерации «Об образовании» говорит о необходимости воспитание личности, обладающей целостным мировоззрением, причастной к истокам национальной и мировой культуры, умеющей самостоятельно осуществлять учебный и научный поиск. 

Работая по ФГОС недостаточно дать ребенку предметные знания, необходимо сформировать полную картину мира, собрать всё в единое целое. Здесь на помощь приходит интеграция дисциплин - глубинная суть и цель современного образования.

Вопрос интеграции в педагогическом образовании основывается на идеях личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, И. С. Якиманская и др.), где интеграционные процессы способствуют целостному пониманию явлений, систематизации знаний, формированию научной картины мира, становлению мировоззрения. Благодаря креативным свойствам интеграции (природосообразность, ассоциативность, диалогичность, пластичность, экономичность, дополнительность, синтетичность) достигаются метапредметные результаты образования.

Интеграция содержания образования выполняет следующие функции: организационная предполагающая согласованность форм обучения и педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса; образовательная характеризующаяся формированием системности знаний и умений ведущих общенаучных идей и понятий; развивающая способствующая развитию системного диалектического мышления личности; воспитывающая способствующая формированию качеств личности учащегося; культурологическая предполагающая формирование мировоззрения учащегося.

Например, З. И. Васильева и А. Я. Данилюк в своих работах рассматривают педагогическую интеграцию как объединение отдельных элементов и частей различных предметов и явлений в единое целое.

Внутрипредметная интеграция – связь понятий, знаний и умений относительно определенного предмета, систематизация внутрипредметных фактов. В.Т. Фоменко, Л.В. Кошмина выделяют здесь виды: горизонтальную и вертикальную. Под первой подразумевается способ распространенного объединения ряда предметов, похожих по содержанию; под второй – объединение цикличных, повторяющихся, поэтапных материалов в воспитательных целях

Другой вид интеграции – межпредметная – является синтезом понятий, знаний, умений и принципов, охватываемых двумя предметами или более. Этот тип подразумевает использование законов, теории и методов, относящихся к одному предмету, при изучении другого.

Психологическую основу межпредметной интеграции составляют представления и ассоциации понятий. Новые знания ссылаются на ранее присвоенные, растут на их корнях, поэтому связь между присвоенными знаниями и полученными неизбежна. Данный вид интеграции в общем связан с психологическими закономерностями, лежащими в основе процесса присвоения знаний, а в частности – с представлениями и ассоциациями.

Методика таких уроков всегда активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет показать свои знания из смежных предметов. Роль интеграции в формировании современного мировоззрения, мотивации в процессе обучения, повышении активности, всестороннем развитии учащихся неоспорима.

Но организация и проведение интегрированных занятий сталкивается с рядом проблем:

  • несоответствие рабочих программ;
  • отсутствие у учителя биологии знаний содержания программ и учебников по другим предметам
  • отсутствие желания сотрудничать с учителем биологии учителей  химии, физики, географии и др.

Поэтому исследования учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметной интеграции, и ее роли в совершенствовании процесса обучения в школе приобретают особую актуальность.

Проблема исследования заключается в поиске методических путей, средств и форм обеспечения межпредметной интеграции в обучении.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, повышает эффективность познавательной деятельность, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса,.

 

Список литературы:
1. Багова Л.Л. Межпредметная интеграция в образовательном процессе и ее проблемы на этапах становления педагогической науки // Вестник МГТУ. 2014. №1. С.57-61
2. Салманова Д.А. Межпредметная интеграция как условие модернизации образования // Теория и практка образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 20-23 декабря 2014г.). Санкт-Петербург: издательство Заневская площадь, 2014. С.330-332.