Статья:

Возвращение исламистских партий на политическую арену Турции во второй половине XX века: перспективы и последствия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(100)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Пименова В.В. Возвращение исламистских партий на политическую арену Турции во второй половине XX века: перспективы и последствия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 7(100). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/100/67329 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возвращение исламистских партий на политическую арену Турции во второй половине XX века: перспективы и последствия

Пименова Виктория Владимировна
студент, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

THE RETURN OF ISLAMIST PARTIES TO THE POLITICAL ARENA OF TURKEY IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY: PROSPECTS AND CONSEQUENCES

 

Victoria Pimenova

Student, Graduate School of Social Sciences and Humanities and international communication Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. В статье автор дает характеристику исламистских партий Турецкой республики, рассматривает их исторический путь развития, выявляет причины успеха исламизма на политической арене с целью выявления перспектив и последствий присутствия неоосманизма в политической жизни Турции.

Abstract. In the article, the author characterizes the Islamist parties of the Turkish Republic, examines their historical path of development, identifies the reasons for the success of Islamism in the political arena in order to identify the prospects and consequences of the presence of neo-Ottomanism in the political life of Turkey.

 

Ключевые слова: исламистские партии, Турецкая республика, нееосманизм, история развития политического исламизма.

Keywords: Islamic parties, Turkish Republic, neo-Ottomanism, the history of the development of political Islamism.

 

Турция в современном мире является одной из наиболее динамично развивающихся стран Евразийского региона, в котором в последнее десятилетие все большее значение приобретает исламский фактор.

Понятие «политический ислам» следует рассматривать как деятельность различных партий, движений, группировок, действующих от имени ислама и ставящих своей целью захват власти и подчинение государственных структур и всей жизни общества шариату [1, с. 36].

Возникновение исламистских организаций в Турции своими корнями уходит еще в 60-е гг. XX века, когда группой политических и религиозных деятелей было положено начало движению политического ислама. Первой исламистской партией того времени стала, возглавленная в 1969 г. Неджметтин Эрбаканом «Партия национального порядка». Характерной чертой исламистских партий Турции можно назвать их быструю трансформацию из одной в другую, что связано с попытками военных властей ограничить или запретить деятельность политического ислама на территории страны.

Довольно жесткую политику властей в отношении исламизма можно объяснить приверженностью военных элит идее кемализма и вестернизации, стремлением политизировать ислам. Обращаясь к истории  Турции, можно отметить, что в стране господствовал глубокий исламизм, уходящий корнями еще в Османскую империю. Это была не только религия, но и образ жизни большей части населения, которое не принимало принципов секулярности. А поскольку политика властей была направлена на европеизацию, это вызывало острые противоречия и недовольство мусульман, ведь реформы затрагивали армию, государственное управление, образование и т.д.

Можно назвать ряд факторов, сопутствующих успеху политического исламизма в Турции. Во-первых, в рассматриваемый период начинается активное обострение социальных проблем: рост безработицы, трущоб сельских мигрантов на окраинах городов. Мусульмане и бедняки искали защиты в исламе. Во-вторых, важным фактором стало то, что в меджлисе начинается активная борьба двух правящих партий, сопровождаемая применением недемократических методов противостояния, коррупцией и множеством разногласий по поводу пути развития Турции. Это означало переход населения на сторону исламизма. И, наконец, в-пятых, можно обозначить внешний фактор – общий подъем исламистского движения в мире.

Характерной чертой исламистских партий Турции является выступление против использования светскости в качестве инструмента давления на религию. Исламисты выступали за создание единого Национального рынка, подвергали критике стремление властей вступить в Европейское экономическое сообщество, отстаивали необходимость ускоренных инвестиций в тяжелую промышленность. По их мнению, необходимо было обеспечить укрепление госсектора в экономике, ограничить крупный частный капитал. В социальной сфере требования выражались необходимостью социальной справедливости и защитой угнетенных, собственными (антизападными) моральными  ценностями и обеспечением духовного развития Турции.

Сегодня в Турции зона политического ислама представлена множеством автономных, но связанных между собой субъектов: секты, мусульманские ордены, общества. У власти находится постисламистская партия Справедливости и развития, представителем которой является Реджеп Тайип Эрдоган – президент Турции. Пост мэра Стамбула с 1994 г. стабильно занимали представители политического исламизма, что говорит о значительной поддержке турецкого населения. В современной Турции партия Справедливости и развития проводит в жизнь консервативный курс, происходит усиление власти президента, что вызывает острые споры и противоречия среди политологов, которые начинают приписывать Эрдогану роль султана. Например, с 2012 г. меняется система образования – светские школы постепенно превращаются в религиозные, вводится  курс «Культура религии и познания морали», противоречащий законодательству («секуляризм имеет основополагающее значение для образования в Турции») [5, с. 6], при университетах с 2014 г. начинается активное строительство мечетей. Правительство поясняет это как попытку нравственного воспитания молодежи, хотя здесь четко прослеживаются тенденции возвращения к идеям ислама.

Многие исследователи, политологи, СМИ показывают развитие в Турции тенденции возвращения к идеалам Османской империи – неоосманизма. Данное понятие характеризуется отходом от идей кемализма (прозападной ориентации), возрождением османских культурных традиций, изменением внешнеполитического курса, направленного на наращивание политического влияния в странах, ранее входивших в Османскую империю.

Важнейшей составляющей «нового османизма» являются направления внешней политики, обозначенные на основе распространения влияния на наследие Османской империи. Одним из главных здесь является принцип «ноль проблем с соседями», например с Сирией. Еще одним значимым аспектом политики Турции являются ее претензии на урегулирование конфликтов на «османском пространстве» - страна выступала как посредник в конфликтах Ливии и Сирии, Израиля и Палестины. На постсоветском пространстве Турция проводит политику выстраивания отношений со странами Закавказья.

Своего рода «реисламизация» общественно-политической жизни Турции приводит к распространению экстремизма и терроризма, предполагающих насильственную замену светского режима на шариатский. Основными причинами такого явления выступают демографическое преобладание населения, сохраняющего приверженность исламским устоям жизни; наличие значительного числа депрессивных в социально-экономическом отношении регионов.  Все это приводит к подрыву стабильности и порядка в стране, и Турецкая Республика является одним из государств, имеющих длительный и трудный опыт борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Таким образом, рассматривая последствия и перспективы возвращения на политическую арену Турции исламистских партий, можно отметить, что зона ислама в стране постоянно расширяется и сегодня он занимает лидирующие позиции. Однако важно отметить, что современный исламизм отличается от прежнего: умеренные исламистские партии не стремятся к уходу от сотрудничества со странами Запада, а выступают за установление баланса в отношении с мусульманскими и европейскими государствами.

Довольно сложно предугадать, по какой линии будет в дальнейшем проходить развитие и трансформация турецкой политической системы, однако совершенно очевиден тот факт, что исламские политики заняли в ней постоянное место. Уже невозможно представить, чтобы они были исключены из политической жизни или чтобы сама их деятельность рассматривалась как преступная. Сегодня Турция вступила в качественно новую фазу развития, но идея неоосманизма остается актуальной для страны на данном историческом этапе.

 

Список литературы:
1. Бедрик А.В., Волошина Е.Е., Губарев И.В. Турецкий политический процесс в 1960-х; начале 1970-х гг.: попытки реинтеграции ислама в кемалистскую модель государства // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2018. N4. С.35-40.
2. Политический ислам в Турции. [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/politicheskiy-islam-v-turtsii  (Дата обращения 24.12.2019г.)
3. Политика "нового османизма" Турции и постсоветское пространство. [Электронный ресурс] URL: https://newsland.com/user/4296724046/content/politika-novogo-osmanizma-turtsii-i-postsovetskoe-prostranstvo/4260104 (Дата обращения 23.12.2019г.)
4. Разливаев А. А. Радикальные исламисты Турции // Известия Алтайского государственного университета: журнал. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2008. — В. 4-3. — С. 219-223.
5. Турция в период правления партии Справедливости и развития. Сборник статей. М., 2012, 238 с.