Статья:

Расчёт сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ во время наводнения

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Безопасность деятельности человека

Выходные данные
Дурягина В.В. Расчёт сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ во время наводнения // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 4-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Расчёт сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ во время наводнения

Дурягина Виктория Васильевна
магистрант, Вологодского государственного университета, РФ, г. Вологда

 

Аннотация. В статье рассматривается расчет сил и средств, требующихся для проведения аварийно-спасательных работ во время чрезвычайной ситуации. Расчет производится на примере наводнения в городе Чита летом 2018 года.

 

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; аварийно-спасательные работы; наводнение; силы; средства.

 

В ряду всех стихийных бедствий наводнения занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу.

Наводнение — это временное затопление водой значительных участков суши в результате подъема уровня воды в реках, озерах, морях [1]. Основные причины наводнений — обильный и сосредоточенный приток воды при таянии снега и ледников, продолжительные ливни, ветровые нагоны воды в устье реки и на морское побережье, загромождение русла реки льдом или бревнами при сплаве леса (заторы), закупоривание русла реки внутренним льдом (зажоры), цунами, прорыв гидротехнических сооружений, оползни и обвалы в долинах водотоков, внезапный вы­ход на поверхность обильных грунтовых вод [2-3].

Для успешной и своевременной ликвидации чрезвычайной ситуации проводится расчет сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ.  Для выполнения необходимых расчетов примером чрезвычайной ситуации является одно из трех самых разрушительных наводнение в городе Чита, произошедшее летом 2018 года [4].

Силы непосредственного спасения городского населения, попавшего в зону наводнения (на плавсредстах) рассчитываются по формуле [5-6]:

                                                                                                           (1)

где  – количество спасательных групп;  – количество спасательных групп на одного спасаемого, гр./чел (КСГ = 0,0033 гр./чел);  – численность городского населения, попавшего в зону затопления, чел.

8 спасательных групп

Спасательная группа состоит из 7-8 человек с механизированным инструментом, ведут спасательные работы в одну смену;

8 спасательных групп необходимо для спасения городского населения, попавшего в зону наводнения.

1. Расчет сил и средств для ведения разведки

Количество разведывательных дозоров , необходимых для разведки

затопленных населенных пунктов городского типа, определяется по формуле:

 * * ,                                                                                                   (2)

где  - площадь затопления городов (); 8,4 - трудоемкость разведки 1  затопленных населенных пунктов (чел.-ч/); П - количество смен; Т - планируемая продолжительность ведения разведки (ч);  - количество личного состава в разведдозоре (чел.);  - коэффициент времени суток (Кс на ночь равен 1,5);   - коэффициент погодных условий (при плохой погоде  =1,25).

 * * = 4,9  разведывательных дозоров

Исходя из расчётов, получаем, что для разведки затопленного населенного пункта городского типа Нерчинский муниципальный район с площадью 5,230  потребовалось 5 разведывательных  дозоров.

Количество разведывательных дозоров (), необходимых для разведки зоны затопления (вне населенных пунктов) определяется по формуле:

 * * ,                                                                                                  (3)

где 0,28 - трудоемкость разведки 1 км зоны затопления, чел.-ч/км;  - протяженность маршрута разведки, км. П - количество смен; Т - планируемая продолжительность ведения разведки (ч);  - количество личного состава в разведдозоре (чел.);  - коэффициент времени суток (Кс на ночь равен 1,5);   - коэффициент погодных условий (при плохой погоде  =1,25).

 * 1,5*1,25  1 разведывательный дозор

Таким образом, получаем, что для разведки зоны затопления (вне населенных пунктов) потребовался 1 разведывательный  дозор.

Общее количество разведывательных дозоров на плавсредствах () определяется по формуле:

 =  ,                                                                                                         (4)

где  - количество разведывательных дозоров, необходимых для разведки

зоны затопления (вне населенных пунктов), количество разведывательных дозоров , необходимых для разведки затопленных населенных пунктов городского типа.

 разведывательных дозоров

Исходя из расчётов получаем, что общее количество разведывательных дозоров на плавсредствах равно 6.

2. Расчет сил и средств, необходимых для выполнения других неотложных работ

Расчет потребности сил и средств, необходимых для восстановления (строительства) защитных дамб, определяется по формуле:

 * *,                                                                                                     (4)

где - количество инженерных подразделений, необходимых для восстановления (строительства) дамб; 2,5 - трудоемкость возведения одного погонного метра дамбы, чел.-ч;  - протяженность восстанавливаемой (строящейся) дамбы, м; П - средняя численность личного состава привлекаемых инженерных подразделений, чел.; Т - планируемая продолжительность работ, ч; - коэффициент времени суток (Кс на ночь равен 1,5);   - коэффициент погодных условий (при плохой погоде  =1,25).

 * *  5 инженерных подразделений

Инженерное подразделение состоит из 25-28 человек с тяжелой техникой, может обеспечить действия до 6-8 спасательных групп и может вести работы в две смены.

Таким образов, на основании расчетов можно сделать вывод,  что для восстановления (строительства) защитных дамб протяженностью 300 м  потребовалось 5 инженерных подразделений.

Нужно отметить, что наводнение - это природное явление, бороться с которым человеку весьма сложно, порой даже не под силу. История содержит много ярких примеров, насколько человек иногда бессилен перед стихией. В масштабах субъектов РФ и всей страны в целом также проводятся посильные заблаговременные работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Однако чтобы сохранить свою жизнь и жизни своих близких в чрезвычайных ситуациях, какими являются и наводнения, каждый человек обязан делать все зависящее от него. [7-8].

 

Список литературы:
1. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева, 2-е изд. Перераб. и доп. – Краснодар.: Сов. Кубань, 2002. – 528 с.;
2. Виды и причины наводнений: причины наводнений [Электронный ресурс]// сайт - Режим доступа: http://www.shkola332009.narod.ru;
3. Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю [Электронный ресурс] //Официальный сайт главного управления МЧС России по Забайкальскому краю: - Режим доступа: http://75.mchs.gov.ru/;
4. МЧС России [Электронный ресурс] // Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям ЧС: сайт - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/operationalpage%2Fdigest.;
5. Тюков, Н.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: Учебное пособие / Н.В. Тюков, В.И. Макаров, И.В. Сергеев, В.В. Селяков; под ред. Н.В. Тюкова. - часть 1. - Вологда: ВоГТУ, 2005. - 206 с.;
6. Тюков, Н.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учебное пособие / Н.В. Тюков, В.И. Макаров, И.В. Сергеев, В.В. Селяков; под ред. Н.В. Тюкова. - часть 2. - Вологда: ВоГТУ, 2005. - 175 с.
7. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 (ред. от 10.09.2016) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 30.11.2016) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";