Статья:

Анализ особенностей производства автомобилей на совместных российско-китайских предприятиях в условиях свободных экономических зон Приморского края

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Транспортное, горное и строительное машиностроение

Выходные данные
Урбановский М.Б. Анализ особенностей производства автомобилей на совместных российско-китайских предприятиях в условиях свободных экономических зон Приморского края // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 154-157.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ особенностей производства автомобилей на совместных российско-китайских предприятиях в условиях свободных экономических зон Приморского края

Урбановский Михаил Богданович
студент кафедры инноватики, качества, стандартизации и сертификации Дальневосточного Федерального Университета, ДВФУ, РФ, г. Владивосток

 

Mikhail Urbanovskii

student of department of innovatics, quality, standardization and certification of Far Eastern Federal University, FEFU, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности производства автомобилей на совместных с иностранными партнёрами предприятиях в условиях свободных экономических зон, расположенных на территории Приморского края.

Abstract. Peculiarities of car manufacturing on joint plants between Russian and foreign parties on the territory of special economic zones on the territory of Primorsky region are analyzed in this article.

 

Ключевые слова: автомобили, свободный порт Владивосток, крупноузловая сборка, контроль качества.

Keywords: vehicles, Free port Vladivostok, SKD-manufacturing, quality control.

 

Создание Свободного порта Владивосток (СПВ) и территорий опережающего развития (ТОР) в Приморском крае порождает необходимость более тесного промышленного взаимодействия Российской Федерации (РФ) с азиатскими странами, в том числе и с Китайской Народной Республикой (КНР).

Главной позицией российского импорта, в том числе и из КНР, остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых в январе 2017 г. по отношению к январю 2016 г. в общем увеличились на 48,8 % до 5,6 млрд. долл. США. Наиболее сильно увеличился импорт грузовых автомобилей – в 3,5 раза [1].

Несмотря на заметную стагнацию автомобильного рынка в последние годы, следует учесть, что в среднесрочной перспективе он должен подняться и набрать темпы роста.

В 2017 году в России автомобильный рынок будет находиться под воздействием программ господдержки (льготное автокредитование, программа обновления парка). Кроме этого, может сказаться и так называемый отложенный спрос. Также, в связи с развитием инвестиционных и инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, будет существовать явная потребность в большом количестве грузовых транспортных средств. [2]. Следовательно, транспортное машиностроение может увеличить свою долю в объёме промышленного сотрудничества РФ и КНР. Китайские автопроизводители желают плотно закрепиться на российском рынке, а у российского рынка, в свою очередь, есть большие перспективы.

Организация особого экономического, налогового и таможенного режима очень важна для создания предприятия в сфере автомобильной промышленности. Она позволяет сделать совместное предприятие более выгодным для иностранного автопроизводителя путём снижения части его издержек, что также благоприятно сказывается на цене готового продукта. Любой иностранный автопроизводитель, который собирается открыть своё производство на территории РФ, должен соблюдать условия организации промышленной сборки, указанные в Постановлении Правительства РФ №166. Однако, в силу огромных затрат и инвестиций, необходимых для организации производства с большой степенью локализации, многие автопроизводители пользуются льготными условиями и начинают свою деятельность с крупноузловой сборки. По мере роста потребления производимого товара и истечении срока льготного периода, степень локализации и технологичности производства должна увеличиваться.

Особым направлением при организации процесса крупноузловой сборки автомобиля является наличие специального обучения сотрудников предприятия корпоративным стандартам качества, а также наличие представителей головного завода на сборочном предприятии для осуществления контроля за соблюдением корпоративным стандартам. Рассмотрим это на примере функционирующего во Владивостоке завода Sollers, который на данный момент занимается SKD-сборкой автомобилей Mazda 6 и Mazda CX-5, а до этого производивший, помимо вышеуказанных моделей, ещё и автомобили Toyota Land Cruiser Prado, Ssang Yong Actyon, Ssang Yong Actyon Sports, Ssang Yong Kyron и Ssang Yong Rexton [3].

Таблица 1.

Сравнение применяемых методов контроля качества на существующих автосборочных СП на территории Приморского края

 

Ssang Yong

Mazda

Toyota

Обучение сотрудников

Корпоративная система контроля качества на линии

 

 

 

Наличие представителя головной компании на месте сборки

 

 

 

Дополнительная проверка готовой продукции представителем головной компании

 

 

 

 

Как видно из таблицы, у разных компаний есть некоторые различия в организации контроля качества и обучения сотрудников. Так, обучение сотрудников и внедрение корпоративных систем контроля качества внедряли все компании, в то время как Ssang Yong полностью передавал все дальнейшие полномочия по контролю качества своему подрядчику, а японские компании Toyota и Mazda держали на местном производстве своего сотрудника, который на месте занимался проверкой соблюдения корпоративных норм, дополнительным обучением сотрудников и разбором производственных ситуаций, а также обеспечивал дополнительный контроль качества готовой продукции. Однако, у Ssang Yong практиковались видеоконференции с корейскими специалистами для проведения кружков качества.

Видов контроля в крупноузловой сборке автомобилей немного и они похожи между собой. Самый сложный из них – выходной контроль, так как именно для его исполнения требуется наличие специализированных стендовых комплексов, измерительных приборов и даже специально построенных полигонов. Также, крайне важно применять целиком концепции обеспечения качества на автосборочных предприятиях. Разработка и планирование работ должно сразу включать в себя и учитывать принципы бережливого производства и лучших отраслевых практик.

Таким образом, в ходе проделанной работы можно подвести следующие выводы:

1.  Создание экономической зоны с установленными и работающими послаблениями в области налогообложения и таможенного законодательства способствует созданию производственных площадок, способных развиться от наименее технологически сложного крупноузлового сборочного производства до высокотехнологичных производств, работающих по полному производственному циклу.

2.  Вышеупомянутые преференции позволят накапливать капитал, необходимый для дальнейшего вложения в оборотные средства, которые может быть в последствии использован для расширения и модернизации уже существующих производственных мощностей или создания новых.

3.  С технологической точки зрения, привлечение иностранных партнёров для организации производственных площадок позволит привить более высокую культуру производства как на стадии организации производства, так и при внедрении более сложных технологических операций. Подобное обуславливается переходом от внедрения отдельных методов контроля качества и трансферу только определённых инноваций к системному методу контроля качества, созданию на производстве системного подхода к контролю качества.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Министерства экономического развития – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://economy.gov.ru/minec/main/.
2. Урбановский М.Б., Шерстюк С.Р. Анализ среднесрочной перспективы рынка грузовых автомобилей в Свободном порту Владивосток. Инженерные науки в современном мире: энергетика, строительство, машиностроение – [Электронный ресурс] – материалы студенческой научно- практической конференции, Владивосток 8–10 ноября 2016 г. / под общ. ред. Р.А. Полькова. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – Режим доступа: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/741/Конференция_Инженерные науки%20науки_верстка.pdf.
3. Eiko Tomiyama. A study of Semi Knock Down (SKD) production and sales marketing strategy in the Russian Far East. The Northeast Asian Economic Review vol.2, No.2, October 2014.