МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Радиофизика
LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
Аннотация. В статье проанализированы методы и перспективы использования мобильных приложений в преподавании физики в школе, кратко изложены сведения о мобильном приложении «Физика в школе» и методы его использования в проведении экспериментов по дисциплине физика.
Ключевые слова: компьютерная техника; мобильное приложение; образование; анимация; симуляция; виртуальный эксперимент; наблюдение.
В настоящее время в образовании наряду со средствами компьютерной техники возникает возможность использования ряда средств мобильной связи. Всем нам известен интерес учащихся к мобильным приложениям. В повседневной жизни мы часто встречаем на улице молодых людей, занятых различными играми в средствах мобильной связи. Статистика показывает, что во всемирном масштабе в среднем каждый человек использует более 25 программ в месяц. Результаты же одного из исследований доказывают, что в среднем 50% программ на телефоне каждого человека не особенно для него полезны [1].
Учащиеся средних школ – это, обычно, подростки и в этот период их жизни они часто сталкиваются с затруднениями, заблуждениями и борются с ними. В настоящее время программисты ищут самые лучшие методы облегчения освоения знаний, получения образования учащимися. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что существуют возможности эффективного использования в образовании интереса учащейся молодежи к мобильным приложениям. В настоящее время также, как в других областях, создаются и применяются на практике мобильные приложения для сферы образования. Сегодня широко распространяется использование мобильных приложений, основанных на анимации и симуляции. Одним из мобильных приложений, которое можно использовать в преподавании физики является приложение «Физика в школе». Данное приложение включает анимации и симуляции, охватывающие практически весь курс школьной физики [2].
Это мобильное приложение включает 290 анимации и симуляций, относящихся к 16 разделам данной дисциплины, которые можно использовать в преподавании физики в школе. Мобильное приложение можно найти на сайте https://www.vascak.cz/ (см.: рисунок 1) или загрузить на мобильный телефон с помощью программы Google Play (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред) (см.: рисунок 2) [3].
Рисунок 1. Окно загрузки мобильного приложения “Физика в школе”
Рисунок 2. Загрузка приложения посредством Google Play
(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред)
После загрузки и установки мобильного приложения появятся темы в следующей последовательности (см.: рисунок 3):
Рисунок 3. Последовательность тем в мобильном приложении “Физика в школе”
В качестве примера рассмотрим опыт по теме “Равномерное и неравномерное движение” в разделе Механика. С помощью данной анимации можно наблюдать процесс равномерного движения автомобиля. Посредством изменения скорости движения автомобиля можно также рассмотреть графики связи скорости движения автомобиля, пройденного им пути со временем (см.: рисунок 4).
Рисунок 4. Наблюдение за равномерным движением автомобиля с помощью мобильного приложения
Данное мобильное приложение также можно использовать в изучении раздела физики Оптика в качестве демонстрации опыта или на занятиях в виртуальной лаборатории. В мобильное приложение включен ряд таких симуляций, как:
Преломление и отражение света;
Дифракция, интерференция и дисперсия света;
Собирающие и вогнутые линзы, получение с их помощью разнообразных изображений предмета;
Лупа;
Дефекты зрения;
Зеркало, получения на нем изображения;
Смешение цветов и другие.
В качестве примера можно рассмотреть процесс виртуального выполнения лабораторной работы по теме “Определение показателя преломления света через стекло”. Данная симуляция позволяет определить показатель преломления света через стекло с помощью треугольной призмы (см.: рисунок 5).
Рисунок 5. Симуляция “Призма”
Процесс симуляции позволяет изучить место падения луча на поверхность призмы и изменение его угла. Углы падение и преломления луча отражаются в нижней части окна симуляции. Учащиеся, изменяя угол падения луча, регистрируют значения углов падения и преломления луча. Учащиеся производят расчеты на основе полученных результатов и определяют показатель преломления луча через стекло [4].
Симуляция «Призма» может быть использована также в качестве наглядного опыта в процессе изучения таких тем, как законы геометрической оптики света, прохождение луча сквозь стеклянную призму, определение структуры белого света, порядок расположения цветов в спектре.
В заключении можно сказать, что мобильные приложения позволяют учащимся в короткие сроки овладеть большим количеством умений и навыков. Использование мобильных приложений способствуют снижению расходов образовательного учреждения на его оборудование компьютерными устройствами, поскольку обучающиеся используют собственные устройства. Использование данных приложений позволяет учащимся получать знания с помощью использования наглядных средств, созданных ведущими специалистами наиболее развитых стран [5].