Статья:

Эффективное обучение программированию с помощью современных языков

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Антипов А.В. Эффективное обучение программированию с помощью современных языков / А.В. Антипов, Д.А. Игумнов, Х.Г. Ахмедова, Е.М. Бесфамильная // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективное обучение программированию с помощью современных языков

Антипов Артем Владиславович
студент Института Системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)», РФ, г. Москва
Игумнов Денис Алексеевич
студент Института Системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства ФГБОУ ВО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского (ПКУ)», РФ, г. Москва
Ахмедова Хамида Гаджиалиевна
канд. физ.-мат. наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им.К.Г.Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва
Бесфамильная Екатерина Михайловна
канд. пед. наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им.К.Г.Разумовского (ПКУ), РФ, г. Москва

 

EFFECTIVE TRAINING IN PROGRAMMING BY MEANS OF THE MODERN LANGUAGES

 

Artem Antipov

student Moscow State University of technologies and managements of K.G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

Denis Igumnov

student, Moscow State University of technologies and managements of K.G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

Khamida Akhmedova

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Moscow State University of technologies and managements of K.G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

Ekaterina Besfamilnaya

candidate of pedagogical sciences, associate professor, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (PKU), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье описаны языки способные более эффективно обучать программированию, приведен опыт других стран, приведены достоинства одного из языков, сравнительный анализ и оценка сообщества.

Abstract. In this article languages capable more effectively to train in programming are described, experience of other countries is given, advantages of one of languages, the comparative analysis and assessment of community are specified.

 

Ключевые слова: Pascal; Python; Java; Mathlab; основы программирования; обучение; инновации.

Keywords: Pascal; Python; Java; Mathlab; programming bases; training; innovations.

 

Образование в технической области одно из самых востребованных на данный момент, и для того чтобы готовить высококвалифицированных специалистов в области технологий, которые будут востребованы не только у нас, но и в Европе, необходимо применять инновационные навыки обучения. [1]

Требования к составу профессионально важных личностных качеств выпускников на рынке труда неуклонно растут. Одним из основных и наиболее важных требований работодателя является умение использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость освоения информационных и коммуникационных технологий студентами всех направлений и профилей подготовки для решения конкретных практических задач. [2]

Без знания основ программирования студент не сможет понять логику разработки программных продуктов, поэтому дисциплина «Программирование» является наиболее важной, так как она закладывает фундамент в подготовку будущих высококвалифицированных специалистов.

К сожалению федеральный государственный стандарт требует начинать обучения с языка Pascal, с дальнейшим переходом на другие языки программирования, такие как: C#, Java и т.п.

Конечно, современный опыт учебных заведений США говорит об обратном, данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Используемые языки в программах начального обучения США


п/п

Язык программирования

Количество факультетов использующих данный язык / всего факультетов

1

Python

27/39

2

Java

22/39

3

MATLAB

8/39

4

C++

6/39

5

C

6/39

6

Scheme

4/39

7

Scratch

3/39

8

Pascal

0/39

 

В отличии от России, в США язык Pascal уже не применяется в обучении IT-специалистов, уклон делается на более практико-ориентированные языки, влияет и на выбор языка – опыт профессорско-преподавательского состава, некоторые просто не изучали те или иные языки.

Все эти факторы ведут к технологическому отставанию и снижению качества подготовки IT-специалистов.

В качестве сопоставления языку Pascal возьмем язык Python.

Для того, чтобы понимать разницу между языками Pascal и Python, приведем следующую таблицу.

Таблица 2.

Сравнение программ на разных языках программирования

 

Взглянув на таблицу, можно убедится, что программирование на языке Python более понятно начинающему программисту и занимает меньший объем кода, но это не единственное достоинство языка Python.

Достоинства языка Python:

1. Высокая популярность языка, использование в значительном количестве проектов;

2. Входит в поставку большинства дистрибутивов Linux, следовательно, есть на большинстве серверов;

3. Сравнительно простой, но в то же время строгий синтаксис;

4. Есть элементы функционального программирования, основная парадигма — ООП;

5. В стандартныx библиотеках Python есть средства для работы с электронной почтой, протоколами Интернета, FTP, HTTP, базами данных, и пр.;

6. Скрипты, написанные при помощи Python, выполняются на большинстве современных ОС. Такая переносимость обеспечивает Python применение в самых различных областях;

7. Python подходит для любых решений в области программирования, будь то офисные программы, WEB-приложения, GUI-приложения и т. д.

Для более четкой картины, был проведен опрос среди преподавателей ВУЗов и специалистов- практиков, результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Опрос «Стоит ли применять язык Python в качестве базового?»

Класс

Всего опрошено

«ДА»

«НЕТ»

1

Преподаватели (кандидаты и доктора технических (физико-математических) наук)

10

7

3

2

Преподаватели (кандидаты и доктора педагогических наук)

5

5

0

3

Практикующие специалисты

30

28

2

ВСЕГО

45

40 (88,9%)

5 (11,1%)

 

Исходя из таблицы 3, большинство педагогических кадров одобряет (88,9%) применение языка Python в качестве базового.

Выполненные исследования и изучения показывают, что применение современных языков (Python) одобряют специалисты как со стороны предприятий, так и со стороны профессорско-преподавательского состава Университетов.

Следует, отметить что такие среды как: Code.org, Codecombat, Bit’Quest, Hello Processing, Codecademy обучают языку Python, что показывает инновационный характер и современность данного языка программирования.

Применения современных языков программирования таких как Python, позволит ВУЗам подготавливать более высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, которые впоследствии будут востребованы не только в России, но и в США, Европе, Японии, Китае.

 

Список литературы:
1. Антипов А.В. Применение инновационных технологий в обучении студентов технических специальностей среднего специального и высшего образования / Е.М. Бесфамильная, А.Э. Попович, Д.А. Игумнов, А.В. Антипов, К.Л. Стоякова // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017.;
2. Ахмедова Х.Г. Использование информационных технологий для повышения качества университетского образования / Х.Г. Ахмедова, И.Ю. Квятковская // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика — Астрахань., Астраханский государственный технический университет, 2015.; 
3. Прохоренок Н.А. Python 3 и PyQt 5. Разработка приложений / Н.А. Прохоренок, В.А. Дронов —  СПб., Изд. БХВ-Петербург, 2016;
4. Рашка С. Python и машинное обучение. / С. Рашка —  М., Изд. ДМК-Пресс, 2017;
5. Рейтц К. Автостопом по Python / К. Рейтц, Т. Шлюссер —  СПб., Изд. Питер, 2017.