Объединение трех учений и историческая ситуация во Вьетнаме
Секция: История философии
XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Объединение трех учений и историческая ситуация во Вьетнаме
COMBINING THE THREE DOCTRINES AND THE HISTORICAL SITUATION IN VIETNAM
Nguyen Van Duong
Doctor, Duy Tan University Viet Nam, Đa Nang
Аннотация. Зародившиеся в Индии и Китае три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые являются социально-политическими, этическими и религиозными доктринами, уже в течение нескольких тысячелетий присутствуют во Вьетнаме. На протяжении длительной истории вьетнамской нации они в тесной взаимосвязи постепенно проникали в духовную и культурную жизни вьетнамского народа. В ходе продолжительного исторического процесса многие идеологические элементы трех учений постепенно принимались и возвеличивались феодальным классом Вьетнама. В переработанном виде, подстроившись под вьетнамскую культуру, они глубоко вошли в привычки, психологию, обряды и обычаи вьетнамцев.
Abstract. The three teachings that originated in India and China (Confucianism, Buddhism, Taoism), which are socio-political, ethical, and religious doctrines, have been present in Vietnam for several millennia. Throughout the long history of the Vietnamese nation, in close interconnection, they gradually penetrated the spiritual and cultural life of the Vietnamese people. During the long historical process, many ideological elements of the three teachings were gradually adopted and exalted by the feudal class of Vietnam. In a revised form, adapting to the Vietnamese culture, they deeply entered the habits, psychology, rites and customs of the Vietnamese.
Ключевые слова: конфуцианство, даосизм; Буддизм; государственная религия; феодализм во Вьетнаме; синкретизм; добро; верность; спасение; духовность.
Keyword: Confucianism, Taoism; Buddhism; official religion; feudalism in Vietnam; syncretism; kindness; faithfulness; salvation; spirituality.
В истории Вьетнама XVII-XVIII века были периоды, когда в стране царила смута; тяжелые последствия нескончаемых войн пагубно сказались на социально-экономической ситуации; противоречия, терзавшие вьетнамское общество, привели к возникновению кризиса в сфере культуры и идеологии. В этот период возникло большое количество идейных направлений, и появилась целая плеяда мыслителей и идеологов, которые олицетворяли свое время.
Самым видным из них был Нго Тхи Ням. Нго Тхи Ням (1746-1803 гг.) – крупный деятель культуры, ученый-конфуцианец, философ. Он жил в смутное время второй половины XVIII столетия. Нго Тхи Ням проявил себя в разных областях – экономике, политике, дипломатии, культуре, особо стоит отметить его заслуги в философии.
Деятельность Нго Тхи Няма как ученого-философа делится на два периода: первый период – когда он служил мандарином при императорском дворе Ле – Чинь (1533-1789 гг.), и второй период – когда он полностью посвятил себя династии Тэйшонов (1778-1802 гг.), именно в этот период он нашел свои истинные жизненные ценности и идеалы.
Нго Тхи Ням воспринял конфуцианство (политическое и этическое учение, созданное Конфуцием; зародилось и существует в Китае) и продолжил его развитие. На большом историческом отрезке конфуцианство оказало исключительно сильное влияние на многие страны дальневосточного региона, в том числе и на Вьетнам. Вполне естественно, что и Нго Тхи Нян находился под большим влиянием конфуцианских установок.
С раннего возраста он воспитывался в духе конфуцианства, поэтому конфуцианство стало его идеологической основой.
Когда во Вьетнам из Китая и Индии проникли конфуцианство, буддизм и даосизм, являющиеся социально-политическими, этическими и религиозными учениями, они для Вьетнама были чужеродными элементами, и их восприятие шло с опорой на вьетнамскую идеологию и культуру.
Российский историк-вьетнамист Владимир Антощенко отмечает: «Конфуцианство распространялось в соседних с Китаем странах в качестве составной части единого комплекса трех доктрин (конфуцианства, буддизма и даосизма)» [1]. Согласно этому утверждению, Вьетнам не просто перенял три учения, а перенял их в едином комплексе.
У вьетнамской интеллигенции XVIII века, имевшей конфуцианское образование и представлявшей в ту эпоху костяк ученых-конфуцианцев, были воззрения, в определенной степени далекие от ортодоксального конфуцианства, они «естественным» образом смешались с идеями буддизма и даосизма так, что трудно было разобраться, где есть что. В то время «вследствие глубокого кризиса феодализма конфуцианство само оказалось в состоянии загнивания и упадка»[2, с.306].
Среди ученых-конфуцианцев своего времени Нго Тхи Ням в высшей степени являлся носителем ортодоксального конфуцианства, но когда он писал свои труды «Суан тху куан киен» («Толкование “Весны и Осени”») и «Дай тян виен зяк тхань», то в нем проявился буддийский монах, исповедующий дзэн-буддизм. Чинь Туэ (1701-1770 гг.), считавшийся олицетворением настоящего ученого-конфуцианца, написал научный труд «Там зяо нят нгуен тхуиет» («Три учения и монизм»), которое стало манифестом единства трех религий.
В своих научных много внимания буддизму уделял и такой видный ученый-конфуцианец, как Ле Куи Дон (1726-1784 гг.). Эти примеры подтверждают, что в XVIII веке ученые-конфуцианцы в какой-то мере отошли от ортодоксального конфуцианства и встали на позиции единства трех учений.
В эпоху династий Ли и Чан (X-XV вв.) было признано единство трех доктрин при главенствующей роли буддизма. Во второй половине XV столетия при правлении императора Ле Тхань Тонга (1442-1497 гг.) конфуцианство заняло господствующее положение, играло главную роль. В это время влияние буддизма в основном сказывалось в народной среде, проявлялось в духовных потребностях народных масс, в то время как образованные люди изучали конфуцианство. В XVI – XVII веках ученые-конфуцианцы смогли ненамного выйти за собственные идейные рамки. Они взялись за расширение своей идейной системы, обратились к буддийским и даосским воззрениям, стремясь использовать их для удовлетворения своих собственных нужд и достижения своих целей. В начале XVIII столетия для объединения трех учений уже были характерны системность и наличие теоретической базы, во главе этого процесса объединения стояли конфуцианцы.
Конфуцианцы как главная сила в процессе объединения трех учений.
В XVIII веке конфуцианцы смогли найти, что могло бы добавить удовлетворенности в жизни человека, стремящегося к самосовершенствованию и соблюдению нравственных устоев. Переход от строгих конфуцианских образцов и практик физического и нравственного самосовершенствования к более свободным даосским вариантам в какой-то мере расширял возможности для достижения этой удовлетворенности. Буддийские идеи освобождения от мирских соблазнов и смягчения трагизма через милосердие тоже были поставлены на службу конфуцианству, который не мог внутри себя найти пути разрешения возникших противоречий. Именно это было главной причиной, побудившей конфуцианцев XVIII века выступить инициаторами объединения трех учений.
Можно сказать, что именно конфуцианцы были инициаторами объединения трех доктрин, но они смотрели на буддизм и даосизм со своих позиций. Они сохраняли снисходительное отношение к этим двум учениям, смирялись с необходимостью идти на объединение, рассматривали буддизм и даосизм в качестве составной части своей идеологической системы. Нго Тхи Ши (1726 – 1780 гг.) считал, что «Будда и Лао-цзы – это просто-напросто другие имена, и буддизм и даосизм находятся в рамках нашего учения Конфуция» [3]. Чинь Туэ утверждал: «Все знают, что три учения неравнозначны. И Шакьямуни, и Лао-цзы – в одном потоке с конфуцианцами» [4, с. 145].