Инструменты воздействия на общественное мнение в цифровой публичной дипломатии России
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Инструменты воздействия на общественное мнение в цифровой публичной дипломатии России
The tools of Russian public digital diplomacy for influence on public opinion
Oleg Kalinin
Masters in international relations, Moscow State Institute of International Relations, Russia, Moscow
Аннотация. Данная статья посвящена использованию Россией так называемой «фабрики троллей» при реализации внешней политики. Рассматривается история появления данного внешнеполитического инструмента, а также примеры использования «фабрики троллей» в преддверии президентских выборов в 2016 году.
Abstract. This article focuses on Russia’s use of the so-called «troll factory» in the implementation of foreign policy. The article examines the history of this foreign policy tool as well as examples of its use in the run-up of the US presidential elections in 2016.
Ключевые слова: Россия; публичная дипломатия; цифровая дипломатия.
Keywords: Russia; public diplomacy; digital diplomacy.
Принято считать, что особое внимание воздействию на общественное мнение и месту России в информационном пространстве стали уделять только после вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Именно тогда мнение о действиях России формировалось не ей самой, а иностранными медиа-ресурсами. У нашей страны практически не было возможности донести до зарубежной аудитории свою версию о событиях, происходящих в августе 2008 года в Южной Осетии. Однако сейчас дела обстоят иначе, достаточно успешно функционирует международный многоязычный канал Russia Today, новостное агентство Sputnik, создано федеральное агентство «Россотрудничество», фонд «Русский мир», фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова и т. д. Все эти структуры работают на внешнюю политику России и не скрывают своей деятельности. Однако не так давно в 2013 году в распоряжение у Российской Федерации появился и другой инструмент оказания влияния на общественное мнение не только российской, но и зарубежной аудитории. Данный инструмент называется «фабрика троллей» и эффективно используется нашей страной.
Появление в России «фабрики троллей» совпадает с появлением компании «Агентство интернет-исследований» основная цель которой заключается в оказание воздействия на общественное мнение в интересах действующей российской власти. На сегодняшний момент «фабрику троллей» скорее стоит называть «фабрикой медиа». Аудитория данного медиа-холдинга составляет 36 млн. человек и включает в себя, как минимум 16 информационных онлайн-ресурсов. Предположительно «фабрика троллей» функционирует совместно с «фабрикой медиа» так как у обоих структур совпадают руководители. На данный момент она базируется в Санкт-Петербурге по адресу ул. Оптиков, 4 корпус 3. Ранее они находились по адресу ул. Савушкина д.55, но в конце 2017 года переехали в более просторный офис в бизнес-центре «Лахта-2». Предполагается, что деятельность данной структуры спонсируется и контролируется российским бизнесменом Евгением Пригожиным, приближённым к Президенту России Владимиру Путину. Оппозиция называет его «Поваром Путина» за то, что тот занимался организацией его дня рождения в 2003 году, а также обслуживал инаугурацию Дмитрия Анатольевича Медведева на должность президента страны. На данный момент Евгений Пригожин имеет эксклюзивные контракты на поставку питания для министерства обороны РФ (стоимость контрактов 92 млрд. рублей) [1], школ Москвы (19 млрд. рублей) [2], а также МЧС России (2,9 млрд. рублей)[3].
Сотрудники «фабрики троллей» получают зарплаты выше среднего. Так, например, по данным бывших сотрудников в конце 2014, начале 2015 сотрудники получали от 40000 до 45000 рублей в месяц, что более чем на 20% выше средней зарплаты в городе на тот момент. Сотрудники с опытом получали жалование в размере 55000-60000 рублей и выше [4].
Вакансии размешаются на обычных сайтах таких, как headhunter.ru. Отличительной чертой является станция метро Чёрная речка или же станция метро Старая деревня – ближайшие станции метро к бизнес-центру «Лахта-2». Мне удалось найти одну из таких вакансий, описание которой подходит под вакансию «фабрики троллей». Вакансия размещена на сайте headhunter.ru 14 декабря 2018 года (см. Приложение №1). Вакансия называется «контент-менеджер». Описание вакансии достаточно краткое. В задачи входит наполнение сайтов контентом, контроль работы подрядчиков, вычитка и редактура текста. Требования к кандидату включают в себя грамотную устную и письменную речь, знания английского на уровне upper-intermediate, высокая скорость печати, начальные знания HTML и SEO [5]. Сайт компании ООО «СмартЛайн» [6] в которой предлагается работать вообще не содержит никаких контактных данных и только лишь поверхностно описывает её деятельность. Какие-либо упоминания в СМИ о деятельности данной компании отсутствуют. Группы и страницы в социальных сетях тоже отсутствуют.
Согласно докладу аппарата директора Национальной разведки США, российская «фабрика троллей» занимались распространением хвалебных комментариев по отношению к Дональду Трампу начиная с декабря 2015 года[7]. Поддержка оказывалась посредством использования фальшивых аккаунтов, зарегистрированных в крупных социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagramи т. д.) Также во время предвыборной гонки Россия с помощью ботов раскручивали хэштеги в духе #Waragainstdemocrats и т д. Помимо этого, российская «фабрика троллей» по всей видимости всё-таки причастна к организации протестов на территории США. Так, например, 22 октября 2016 года в городе Шарлотт, штата Северной Каролины были организованы протесты против «полицейского насилия» по отношению к афроамериканцам. Этот протест раскручивался на Facebook от имени сообщества Black Matters US. Связи данной организации уходят далеко за пределы США в российский город Санкт-Петербург на Савушкина, 55. Именно этот адрес использовался ранее фабрикой троллей [8].
Совместное исследование Сената США, Проекта Оксфордского университета по компьютерной пропаганде (University of Oxford's Computational Propaganda Project) и ИТ компании Graphika указывает на то, что помимо Facebook и Twitter Россия также использовала YouTube, Tumbler, Instagram и даже PayPal для вмешательства в Президентские выборы США в 2016 году. Согласно исследованию, Россия уделяла особое внимание пользователям с консервативными взглядами и постам по расовым вопросам, миграции и правам на использование оружия. Также Россия распространяла дезинформацию о том, что афроамериканских граждан с левыми взглядами пытаются исключить из избирательного процесса. Хотя данное утверждение в докладе вызывает множество вопросов.
Другой доклад, который был представлен в Сенате США 14 декабря 2018 года от исследовательской компании «New Knowledge»указывает на то, что «фабрика троллей» акцентировала своё внимание на афроамериканцах и пыталась привлечь их к участию в митингах и демонстрациях. В тех случаях, когда группы в социальных сетях (Facebook, Twitter) блокировались администрацией, то их сразу же начинали обвинять в «поддержке белого превосходства».
Однако можем ли мы называть работу российской «фабрики троллей» с социальными сетями и другими интернет-ресурсами вмешательством в выборы и внутренние дела США? Скорее нет, да и с точки зрения существующего международного права практически невозможно обвинить Россию в таких действиях. Учитывая специфику интернета и наличие множества способов скрыть свои действия основательно, обвинить Россию во вмешательстве тоже нельзя. Мне кажется, что Дональд Трамп не входил в сговор с Россией по поводу оказания поддержки на выборах в информационном пространстве. При этом, я думаю, что сотрудники предвыборного штаба после того, как обратили внимание на то, что кто-то совершает деятельность в социальных сетях и других интернет-ресурсах в пользу предвыборной кампании Дональда Трампа - решили не мешать этой деятельности.
Подготовку к манипуляции общественным сознанием в США начали ещё c весны 2015 года. Так, «фабрика троллей» использовала таргетиннг рекламу на Facebook для жителей Нью-Йорка о мероприятие, на котором каждый пришедший человек получит бесплатный хот-дог. Люди приходили в назначенное место и не получали обещанных хот-догов, в то время как из далёкого Санкт-Петербурга сотрудники «фабрики троллей» наблюдали через городские уличные веб-камеры за тем, как люди приходили и, не заметив никаких мероприятий и раздачи хот-догов, уходили. Это был эксперимент, предполагающий тестирование возможности проведения мероприятий в США. Все эти действия шли на пользу Республиканской партии и предвыборной кампании Дональда Трампа [9].
Помимо этого, американская сторона утверждает, что при участии России был создан и использован веб-сайт DCLeaks в июне 2016 года, который отвечал за публикацию и привлечение внимания к взломанным электронным сообщениям множества известных лиц из правительства и Министерства обороны США. В частности в конце июля 2016 года на этом сайте было размещено более 150000 электронных сообщений, которые имели отношение к предвыборной кампании Хилари Клинтон, а также электронные письма предвыборной кампанией сенатора Джона Маккейна. [10]
Когда Facebook блокирует аккаунты «фабрики троллей», то закупаются новые прокси-сервера, выдаются новые IP адреса, виртуальные операционные системы и работа начинается сначала. Также приобретаются новые сим-карты или облачные номера, открываются новые платёжные счета и пакеты документов для регистрации новых аккаунтов. Об этом сообщают нынешние и бывшие сотрудники «фабрики троллей».
По отношению к Украине одним из примеров деятельности «фабрики троллей» является так называемое «Новостное агентство Харьков» [11], которое на вид может показаться украинским изданием и позиционирует себя как Новости Украины, но все публикации на сайте делаются «фабрикой троллей» в Санкт-Петербурге. Аналогичная ситуация и с сайтом «Антимайдан» [12], который освещает события в ДНР, ЛНР и Украине [4].
Помимо этого, на внешнеполитическом направлении деятельность «фабрики троллей» включает в себя восхваление решений Президента Российской Федерации Владимира Путина, похвала и защита Президента Сирии Башара Асада, а также критику внешней политики США, Европейского Союза и Украины.
Подводя итог и проведя небольшой анализ того, как устроена и по каким направления функционирует российская «фабрика троллей», мы можем прийти к выводу о том, что это является весьма эффективным инструментом внешней политики. Мне кажется, что данная структура не является дорогостоящей и помогает достигнуть нужного эффекта. При этом надо учитывать, что нужный эффект достигается только лишь на короткий промежуток времени. На мой взгляд, именно это и отличает «фабрику троллей» от таких структур и инструментов, действующих на сегодняшний день во внешней политики РФ как фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, федерального агентства «Россотрудничество» и фонда «Русский мир». Я думаю, что расходы на данные структуры значительно выше, но и эффект на общественное мнение от их действий более долгосрочен.
Приложение № 1