Модернизация общественного сознания студентов на основе современной системы образования
Секция: Всеобщая история
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Модернизация общественного сознания студентов на основе современной системы образования
MODERNIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS BASED ON THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
Zauresh Nurligenova
Master of Education Karaganda State Technical University, Kazakhstan, Karaganda
Victoria Tynyanaya
Student Karaganda State Technical University, Kazakhstan, Karaganda
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы высшего образования в Республике Казахстан. Авторами рассматриваются основные направления развития высшего образования, а также перспективы современного казахстанского образования. Показаны причины модернизации национальной модели образования. Обращено внимание на то, что казахстанская сфера образования и науки сохраняет свою приоритетность как один из важных факторов стратегического развития нашей страны.
Abstract. This article discusses the current problems of higher education in the Republic of Kazakhstan. The authors consider the main directions of development of higher education, as well as the prospects of modern Kazakhstani education. The reasons for modernization of the national model of education are shown in the article. Attention is drawn to the fact that the Kazakh sphere of education and science retains its priority as one of the important factors of the strategic development of our country.
Ключевые слова: модернизация общественного сознания; современное образование; Республика Казахстан
Keywords: modernization of public consciousness; modern education; Republic of Kazakhstan
В настоящее время основной миссией развития казахстанской модели высшего образования состоит не просто в подготовке квалифицированных молодых специалистов, но и формирование всесторонне развитых личностей, обладающих такими необходимыми в обществе инновационных изменений качествами, как креативность, ответственность, инициативность, которые свободно могли бы ориентироваться в происходящих политико-экономических и социально-культурных процессах, способных принимать компетентные решения в условиях динамично развивающегося современного мира. В связи с этим, в настоящее время в государстве вводится модернизация общественного сознания.
Как известно, модернизация – это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений. Что же такое модернизация общественного сознания? Об это в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» заявил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха...
Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.
Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.
Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс» [1].
В своей статье Глава государства обратился непосредственно к молодежи: «Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации». В статье Президент говорит о том, что модернизация общественного сознания и развития страны в будущем зависит от нынешних студентов. Вузы Республики Казахстан разрабатывают на своем уровне инициативные планы участия в проектах модернизации общественного сознания.
Во-первых, ВУЗы проводят информационно-ознакомительную и разъяснительную работу среди студентов всех курсов и специальностей. В частности, организовывают актовые и поточные лекции, практические занятия (семинары) и кураторские беседы, на которых раскрывают содержание и задачи статьи Президента. Так, в Колледже инновационных технологии при Карагандинском государственном техническом университет прошла встреча со студентами в рамках Послания Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Во-вторых, модернизация общественного сознания как важнейшая часть системной модернизации обсуждается на научно-практических конференциях и круглых столах – кафедральных, факультетских, вузовских, межвузовских, международных конференциях.
В-третьих, целесообразно предусмотреть в среднесрочных планах научной и научно-методической работы ВУЗов разработку и издание книг, учебников, учебных и методических пособий по гуманитарным дисциплинам и краеведению (в том числе совместно с зарубежными партнерами).
В-четвертых, осуществляют ориентацию студентов в том, что они могут принять личное участие в проектах модернизации. Большие возможности имеются у проекта «Туған жер» – «Малая Родина». Каждый студент, как и каждый казахстанец, может участвовать в краеведческом движении, в изучении своего родного края, его природы, своего города, аула, района. Также студенты могут собирать информацию о лучших людях своего региона, о новых лицах Казахстана. Вузы организовывают экспедиции по «Сакральному поясу Казахстана», а также по местным историко-культурным достопримечательностям.
В-пятых, предусматривают изучение студентами полноценного спецкурса по модернизации Казахстана. Кроме того, вопросы по модернизации общественного сознания включаются в учебные программы по истории Казахстана, философии, политологии, социологии.
Наконец, в-шестых, само становление нового поколения казахстанцев – это и есть главный приоритет модернизации общественного сознания. Однако каждый студент должен ясно понимать, что сделать это возможно только при личных, внутренних, самостоятельных усилиях молодых казахстанцев. Именно на это нацеливает молодежь основополагающая статья Президента Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В условиях Третьей модернизации Казахстана обновление содержания образования, безусловно, имеет первостепенное значение и приобретает смысл интеграции в мировую систему образования с верно определенным вектором и качеством вхождения. В этой связи статья Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» позволяет уточнить цели и задачи, направления и обновления национальной системы образования в едином курсе навстречу будущему.
В модернизации общественного сознания, опережающей политическую и экономическую, образованию принадлежит фундаментальная роль. Не случайно свою книгу «Казахстанский путь» Н.А. Назарбаев завершает послесловием с его главным действующим лицом – конкурентоспособной системой образования [2, с. 369]. Также первостепенное значение образованию отводиться и в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «...будущее творится в учебных аудиториях», «образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем», «если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех» [1].
Важно понимать, что целью обновленного образования становится подготовка человека к жизни в современных условиях изменчивости и нестабильности окружающего мира на основе освоенных практических способов деятельности по преобразованию действительности.
Вместе с тем, процесс нового образования, востребованного в глобальном мире и разрабатываемого для условий Казахстана с его историческим масштабом свершений Независимости, предусматривает не только передачу обучающимся ценностно-нейтральной информации об обществе.
Сердцевиной современного образования становится формирование у дошколят, школьников, студентов уважения к своей стране, ее прошлому, чувство действенного патриотизма. Фокус такого образования направлен на воспитание глубокого самоощущения истории и культуры малой родины и большого Казахстана, его культурно-географического пояса святынь. Это становится возможным, когда в процессе познания студент выступает не только как субъект узконаправленной учебной деятельности, но и как субъект культуры, эпохи, языка, осознавая ценность «Я» через причастность к ним. В этом случае студенты не будут судить о мире «из окон своих домов», а, напротив, в силу открытости сознания «изменят в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни: быт, отдых, жилище, способы человеческого общения».
Такое образование способствует становлению мировоззренческой позиции студента, на основе которой формируется его жизненное самосознание и, как следствие, гражданская идентичность на всех этапах образования. Немаловажно и то, что гражданская идентичность предполагает не только личностную, но и социальную идентичность. В этой связи нам необходимо содействовать развитию таких качеств идентичности, как конкурентоспособность, прагматизм, культ знания, открытость сознания [3].
Следовательно, на современном этапе развития ключевым условием формирования единой нации сильных и ответственных людей признана модернизация общественного сознания. При этом, модернизация невозможна без преобразования сознания человека посредством науки и образования, поэтому актуален запрос на образование и воспитание самого человека. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.