Блогерство как субъект информационной политики
Секция: Политические институты, процессы и технологии
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Блогерство как субъект информационной политики
BLOGGING AS A SUBJECT OF INFORMATION POLICY
Irina Bilyaeva
assistant of philosophy and social sciences department, Humanitarian and education science (branch) academy of V.I. Vernadsky CFU, Russia, Yalta
Аннотация. В данной статье рассмотрено блогерство как субъект информационной политики. Раскрывается его сущность и влияние информационно-коммуникационной деятельности на современное общество.
Abstract. Blogging as a subject of information policy is considered. The essence and impact of information and communication activities on modern society are revealed.
Ключевые слова: блогер; информационная политика; информационно-коммуникационная деятельность; Интернет.
Keywords: blogger; information policy; information and communication activities; Internet.
Стремительное развитие информационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сети «Интернет»), и их повсеместная общедоступность, в последнее десятилетие, способствует формированию новых активных субъектов информационных процессов и информационной деятельности - блогеров. Статья 10 об особенности распространения блогером общедоступной информации Федерального закона от 05.05.2014 №97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», определяет блогера как «владельца сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет» [9, 5]. В случае несоблюдения нормативно-правовых норм обеспечения субъект-субъектных и (или) субъект-объектных отношений в соответствии с вышеуказанным законом, на информационно-коммуникационную деятельность блогера, возложен ряд обязательств, предоставлены права и заявлено об уголовной, административной или иной ответственности [9, 5-7].
Разработка государством, основным субъектом информационной политики, нормативно-правовых актов по регламентации, регистрации и контролю информационно-коммуникационной деятельности блогеров, новых субъектов информационной политики, с пользователями, объектами информационной политики, свидетельствует о значимости, сложности и определенной степени влияния их функционирования. Следовательно, идет процесс легализации основным субъектом информационной политики нового субъекта информационной политики, и, соответственно, нового вида информационной деятельности в нормативно-правовом поле.
Подчеркнем, о сложном характере реализации правовых норм по регламентации, регистрации и контролю информационно-коммуникационной деятельности блогеров. Причиной этому, на наш взгляд, есть некий «парадокс». Так, например, если рассматривать нормативно-правовое обеспечение информационно-коммуникационной деятельности основного регламентирующего субъекта информационной политики – государства, а также, других традиционных субъектов информационной политики – СМИК (средства массовой информации и коммуникации), то их информационно-коммуникационную деятельность, при определенных усилиях и условиях, можно сгенерировать в одно нормативно-правовое поле. В случае же, нового субъекта информационной политики - блогерской информационно-коммуникационной деятельности, это сложно, в результате их численности. Блогеров может насчитываться тысячи и даже миллионы. Каждый пользователь сети «Интернет», в любой момент, при желании или даже не осознавая, и(или) не признавая своей информационно-коммуникационной деятельности, но при этом, согласно Ст. 29 Конституции РФ имея право на «свободу мысли и слова» [8], постоянно что-то публикует на своих Интернет-страницах/сайтах/каналах - является блогером.
Отметим, что не совсем случайно проблемы обеспечения нормативно-правового урегулирования информационных процессов, информационной деятельности, информационных отношений оказались в центре государственного, общественного и личностного внимания. Обозначенный и нормативно утвержденный, выше упомянутой Статьи 10 об особенности распространения блогером общедоступной информации Федерального закона от 05.05.2014 №97-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [9, 5], показатель посещаемости Интернет-страниц/сайтов/каналов, более трех тысяч пользователей сети «Интернет» в сутки, законодательно разделяет активных обывателей сети «Интернет», блогеров от пользователей. Данное фильтрационное разграничение обывателей сети «Интернет», как субъектов и объектов информационной политики, вызывает у нас особый интерес.
С одной стороны, чем выше посещаемость пользователями Интернет-страниц/сайтов/каналов, тем больше популярность информационно-коммуникационной деятельности блогеров в обществе. Соответственно, повышение посещаемости пользователями Интернет-страниц/сайтов/каналов вырабатывает у блогеров заинтересованность в их информационно-коммуникационной деятельности, в процессе которой количество переходит в качество. Следовательно, блогер, работающий на перспективу, заинтересован действовать строго в нормативно-правовом поле государства.
С другой стороны, посещаемость пользователями Интернет-страниц/сайтов/каналов мотивирована, прежде всего, их интересами/потребностями. Для примера проведем небольшой эксперимент. Учитывая огромное количество опубликованного информационного материала в сети «Интернет», ограничим обзорную выборку блогерскими Интернет-каналами с видеохостинга YouTube. Указанный видеохостинг удобен своими открытыми данными о посещаемости пользователями Интернет-каналов.
Тематика блогерских Интернет-каналов на видеохостинге YouTube разнообразна, от науки и анализа политических процессов до туризма, юмора, и кулинарии. Так, канал – LaoWai «с кит. иностранец, человек из другой страны, чаще европейской внешности, который не понимает или плохо понимает по-китайски и с трудом ориентируется в обычаях и порядках повседневной жизни Китая», насчитывает почти семьдесят тысяч подписчиков и имеет около тринадцати миллионов просмотров. Тематика канала: личная жизнь, отдых на юге Китая, его обычаи и традиции, путешествия [3]. Канал – Alena Bardovskaya, насчитывает около ста шестидесяти тысяч подписчиков и более сорока пяти миллионов просмотров. Блогер рассказывает все об отдыхе и жизни в Крыму: цены, жилье, развлечения, транспортные развязки и др. [1]. Канал - Путешествия Своим Ходом, о путешествиях по России и миру. Блогеры этого канала находятся в поисках идеального места для жизни, чем и привлекли на свой канал более шестидесяти тысяч подписчиков и двадцати шести миллионов просмотров [7]. Канал – Вкусная минутка, о простых домашних рецептах, представленных в видеоряде за одну минуту, насчитывает более полумиллиона подписчиков и семидесяти шести миллионов просмотров [5]. Канал – Дмитрий Goblin Пучков, о разведопросах, новинках кино, играх, юморе и др., насчитывает более миллиона ста семидесяти тысяч подписчиков и триста семидесяти семи миллионов просмотров [6]. Канал – Bad Comedian (с англ. плохой комедиант), но глядя на количество посетителей данного канала, становится ясно, что пользователям очень нравятся обзоры кино, юмор и ирония блогера. Канал насчитывает более трех миллионов подписчиков и полумиллиарда просмотров [2]. Канал – Алексей Навальный, политический оппозиционер в Российской федерации, имеет более двух миллионов подписчиков и четырехсот миллионов просмотров [4].
Постоянно растущая посещаемость Интернет-страниц/сайтов/каналов формирует у блогеров необходимость применять в своей информационно-коммуникационной деятельности современные информационно-телекоммуникационные технологии в соответствии с высокими профессиональными стандартами журналистики. В тоже время, простота, самобытность, компетентность в определенной сфере и личный опыт блогера привносят разнообразие и оригинальность в их информационно-коммуникационную деятельность.
Таким образом, подводя итог, отметим. Очередное усовершенствование нормативно-правовой базы, по урегулированию информационно-коммуникационной деятельности, процесс легализации нового субъекта информационной политики. В нормативно-правовой базе утверждено разделение информационно-коммуникационной деятельности обывателей сети «Интернет» на блогеров и пользователей, с указанием четкого барьера посещений, более трех тысяч в сутки. Особый пользовательский интерес информационно-коммуникационной деятельности блогеров проявляется к путешествиям, развлечениям, кулинарии и политике. Большая блогерская популярность показывает государственную заинтересованность. Предполагаем, что легализация блогеров как субъектов информационной политики, начало решение вопроса о легализации доходов и налогообложения информационно-коммуникационной деятельности блогеров.