Грузино-Абхазский конфликт 1992-1993 гг. – незавершенная война
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Грузино-Абхазский конфликт 1992-1993 гг. – незавершенная война
THE GEORGIAN-ABKHAZ CONFLICT OF 1992-1993. – THE UNFINISHED WAR
David Ordovsky
Student, Saint Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Данная статья посвящена анализу Грузино-Абхазского конфликта 1992-1993гг. В статье анализируется современное положение конфликтующих сторон, а также положение граждан данных политических субъектов. Непосредственно затрагивается положение беженцев и их отношение к конфликту.
Abstract. This article is devoted to the analysis of the Georgian-Abkhazian conflict of 1992-1993. The article analyzes the current situation of the conflicting parties, as well as the situation of the citizens of these political subjects. The situation of refugees and their attitude to the conflict is directly affected.
Ключевые слова: Грузия; Абхазия; беженцы; вооруженный конфликт; война.
Keywords: Georgia; Abkhazia; refugees; armed conflict; war.
Недавние события на международной политической арене, а именно вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе осенью 2020г., ныне официально именуемый «Отечественной войной» в Азербайджане и Армении, демонстрируют нам реальное положение соседствующих государств. Южные территории представляют своего рода спящий вулкан, способный не только лишь пробудиться, но и повлиять на все мировое сообщество. Сотни жертв, неутихающие конфликты, опасность новых войн – все это требует от нас не только понимания истоков существовавших конфликтов, но и анализа воспоминаний и представлений непосредственных участников конфликтов, как информационных источников, занимающих иногда оппозиционную по отношению к официальным СМИ позицию.
Распад СССР сопровождался вскрытием самых слабых и острых вопросов объединенных социалистических республик. В европейской части СССР 90-е годы сопровождались рядом восстаний, формированием движений за независимость, а также обострением политических конфликтов. Грузия, ранее возглавляемая председателем Верховного Совета Звиада Гамсахурдиа, весной 1991г. объявила о своей независимости и отстранении действующего президента Гамсахурдиа. После этого начали проводиться активные действия по ликвидации Абхазкой и Южно-Осетинской автономии. Данные действия были результатом Гражданской войны, по итогу которой Эдуард Шеварнадзе вернулся в Грузию в марте 1992г. и возглавил Государственный Совет. Новое правительство не было признано народами Южной Осетии, Абхазии и Аджарии. В 1992г. политическая борьба между руководством Грузии и Верховным Советом Абхазии достигло своего апогея и переросло в серию боевых действий. 21 февраля 1992г., Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года. В ответ 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии восстановил старую конституцию 1925 года. Уже через два дня Тбилиси отменил это постановление, что вызвало негативную реакцию Сухуми. Конфликт подогревали сторонники бывшего президента в Мегрелии, совершавшие террористические акты и похищения союзников Шевварнадзе. Итогом такого напряженного конфликта становится введение войск на территорию Абхазской автономии Грузией 10 августа 1992г.
Боевые действия грузинских войск под кодовым названием «Меч» были агрессивными и молниеносными, предполагающими быстрое взятие в кольцо автономию и блокаду ее от территориальных соседей. Боевую мощь Грузии составляли оставшиеся после распада СССР боевые наземные единицы, а также поддержка с воздуха некоторыми личностями из руководствующих кругов России. В августе 1992г. Россия решает закрыть границы с Абхазией, для предотвращения большого наплыва беженцев в Краснодарский край.
31 августа 1992 г. по соглашению Э. Шеварнадзе и Б. Ельцина, грузинские войска прекращают наступление, считая своего лидера предателем. Вскоре осенью того же года Абхазия начинает контрнаступление под командованием Шамиля Басаева, чьи отряды отличались небывалой жестокостью, что в последствие Россия ощутит на себе в 1995г. в Будённовске. Россия при этом, находясь в статусе нейтралитета, неофициально производит обстрелы грузинских территорий и войск, тем самым помогая Абхазии. 16-27 сентября 1993г. происходит важнейшее стратегическое сражение за Сухуми, которое завершилось победой Абхазии, а Грузинская фракция была вынуждена переехать в Тбилиси, а также перебросить свои военные силы на запад Грузии с целью подавления гражданского мятежа [1].
14 мая 1994 года при посредничестве России было заключено Соглашение о прекращении огня и разделении сил. Формально война, длившаяся 13 месяцев, закончилась осенью 1993 года. Но и после возвращения Сухуми под абхазскую юрисдикцию и военной победы над грузинскими регулярными частями и разного рода партизанскими соединениями стало очевидно, что решение этого конфликта до сих пор не достигнуто. Он далек от урегулирования, поскольку позиции сторон остаются прежними: Грузия настаивает на своей территориальной целостности, а Абхазия на своей независимости. До сих пор статус Абхазии как независимого государства был признан Россией и пятью другими государствами. Все западные страны и остальная часть международного сообщества поддерживают территориальную целостность Грузии. Вооруженный конфликт начался 14 августа 1992 года и завершился 27 сентября 1993 года поражением грузинских вооруженных сил.
По итогу военных действий погибли более 13 тысяч человек. Более 1000 человек пропали без вести. В результате войны из Абхазии были вынужденно переселены до 300 000 человек, большинство из которых были этническими грузинами.
Правовое положение грузинских беженцев сегодня требуют более четкой регламентации. Абхазия разграничивает данную группу населения на «беженцев» и «внутренне (вынужденно) перемещенных лиц», понимая под «беженцами» − грузинское население, которое покинуло Абхазию во время вооруженного конфликта 1992-1993 гг, и которое находится на сопредельной Абхазии территории – Республики Грузия. В качестве вынужденно переселенных лиц выступает население, покинувшие привычные зоны проживания в связи с вышеописанными событиями, но находящиеся внутри Абхазии. Тем не менее, существует и иная точка зрения у некоторых исследователей, в частности Т. М. Шамба, утверждающего, что этнические грузины, возвратившиеся на историческую родину, не могут попадать ни под одну из перечисленных категорий, и им вернее приписывать статус репатриантов [3, с. 88]. Такое положение, реальных беженцев, но не попадающих под данную категорию с точки зрения Абхазской стороны, лишает их как международной защиты, так и возможность вернуться на родину. Данный вопрос так же усугубляется с учетом приписывания части данных лиц военные преступления.
Во время грузино-абхазского конфликта 90-х годов, Абхазию покинуло практически все грузинское население, которое по подсчетам составляет около 260-280 тыс. человек, что составило почти половину населения Абхазии. Такой отток населения наиболее стал заметен в сельской зоне Гальского района, южных районов близ реки Кодори, а также в крупнейших городах Абхазии – Сухуми и Гагре [4, с. 199].
Понимая такое демографическое состояние, официальны власти Абхазии допускают возврат беженцев лишь в Гальский район, по причине нейтралитета проживавших там грузин. В остальном же Абхазская власть придерживается весьма негативного отношения к грузинам, но выдвигает ряд требований, соблюдение которых позволит беженцам частично вернуться. Среди данных требований – выход Грузии из Московского мирного соглашения, создание механизмов контроля переселенцев, равноправие Грузии и Абхазии, референдум населения Абхазии по вопросу о возвращении беженцев.
Специфика ситуации заключается в кардинально противоположных позициях участников конфликта: Абхазия пытается отстоять право коренного населения на самоопределение и независимость, с учетом проблемы беженцев, их статуса и возможности возвращения. Грузия же настаивает на территориальной целостности, на ликвидацию автономий и полноценный возврат беженцев на исконные территории. Данный вопрос весьма сложен с учетом специфики исторического развития данных регионов, и с учетом признания Россией независимости Республики Абхазии 26 августа 2008г., что нивелировало Московское соглашение от 1994 г. Такая ситуация позволяет Абхазии самостоятельно решать вопрос о возврате беженцев и о внутреннем развитии, что в свою очередь оставляет Грузии возможность искать пути решения и поддержку лишь на Западе, который так же не может гарантировать успешное разрешение конфликта.
И хоть позиция Грузии относительно изоляции и непризнания Абхазии остается понятной, для Запада неприемлема изоляция Абхазии как конечная цель или результат этой политики. Для ЕС и США приоритетом является воспрепятствование усилению российского влияния на Кавказе, в т.ч. в части предотвращения возможного «поглощения» Россией Абхазии. Считается, что для этого, вместо изоляции последней, акцент нужно делать на ее «вовлечении». В отсутствии возможности урегулирования конфликта в обозримом будущем главной целью Тбилиси на данное время является сохранение до лучших времен перспективы воссоединения страны. Иными словами, Абхазию нужно держать в «управляемой изоляции» от внешнего мира, чтобы окончательно не утратить ее. А тем временем путем применения «мягкой силы» попытаться вовлечь Абхазию в процесс, который постепенно привяжет ее к Грузии, ведь даже сейчас «формальная» независимость Абхазии вовсе не означает создания суверенного государства – данный субъект в политическом, военном и экономическом смыслах зависит от России. Но здесь так же важен для мирового сообщества сам прецедент признания независимости Абхазии членами ЕС и США, который дает возможность признания Косово, Нагорного Карабаха Приднестровской Молдавской Республики.
Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о беженцах, об их статусе «между двух огней», и ситуации, в которой они не могут вернуться на родину и не могут в Грузии найти свой дом. Еще одной проблемой, кроме политических междоусобиц, является проблема жилищно-коммунального обеспечения. Несмотря на усилия правительства по предоставлению альтернативного жилья внутренне перемещенным лицам, проживающим в обветшалых центрах коллективного размещения, потребности многих людей остаются неудовлетворенными. Обеспечение людей постоянным жильем является хотя и очень важным, но не единственным аспектом интеграции. Необходимо также уделять внимание социально-экономическим аспектам, таким как наличие стабильных источников средств к существованию и доступа к качественным образовательным, медицинским и социальным услугам. Так же остается проблема свободы передвижения в самой Абхазии, по причине отсутствия надлежащего контроля и функционирования приема и расселения беженцев. Существующие контрольно-пропускные пункты создают ощущение нахождения в заключении, нежели на родине, ввиду затруднений по пересечению административной границы для посещения родственников, урегулирования земельных отношений, совершения покупок и, в особенности, для медицинской эвакуации и получения образования на родном языке.
В каком-то смысле вынужденно переселенные люди стали бездомными; не потому, что у них не было комнаты с четырьмя стенами, а потому, что они не видят свои дома в настоящем. Они утратили свою идентичность, социализацию, культуру и продолжают утрачивать, находясь фактически в положении бездомных. Такое положение заставляет их более прагматично оценивать вероятности и способы решения конфликта, а также поддерживать мнение о «надуманности» данного конфликта и о его «спонсировании» геополитическими «играми» [2]. Большая часть поддерживает последний вариант, включая подписание соглашения о неприменении силы – лучше с самой Абхазией, чем с Москвой.
Следовательно, вполне правомерно считать вопрос Грузино-Абхазского конфликта нерешенным и учитывать в геополитическом дискурсе не только политико-экономические аспекты данной ситуации, но и национально-культурные, связанные непосредственно с этническими вопросами граждан.