Роль основных институтов-глобализаторов мировой экономики в развитии правового регулирования экономических отношений
Секция: Международное право
XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Роль основных институтов-глобализаторов мировой экономики в развитии правового регулирования экономических отношений
THE ROLE OF MAJOR GLOBAL ECONOMIC INSTITUTES-GLOBALIZERS IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS
Anna Rozhdestvenskaya
Undergraduate, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье анализируется роль трех международных институтов, а именно Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО). Эти организации играют ключевую роль в процессе глобализации мировой экономики, однако их легитимность вызывает много вопросов, споров и критики. В научной статье будут рассмотрены функции, организация этих трех институтов, а также их влияние на международное экономическое право в целом. Особое внимание будет уделено их подотчётности, критике деятельности и влиянию на мировой арене.
Abstract. This article analyzes the role of three international institutions, namely the International Monetary Fund (IMF), the World Bank, and the World Trade Organization (WTO). These organizations play a key role in the globalization of the global economy, but their legitimacy raises many questions, debates and criticisms. The scientific article will examine the functions, organization of these three institutions, as well as their impact on international economic law in general. Particular attention will be paid to their accountability, criticism and impact on the world stage.
Ключевые слова: глобализация; Всемирный банк; Международный валютный фонд; Всемирная торговая организация; развивающиеся страны.
Keywords: globalization; The World Bank; The International Monetary Fund; The World Trade Organization; developing countries.
За последние два десятилетия международное сообщество все в большей степени становится взаимосвязанным и взаимозависимым из-за быстрого прогресса в области технологий и развития процессов правовой и экономической интеграции. Глобализация усилила необходимость более тесного сотрудничества между многосторонними учреждениями, которые играют ключевую роль в разработке и осуществлении различных элементов основы глобальной экономической политики [4], [6].
Тремя основными глобальными институтами, которые создают и диктуют правила экономической глобализации являются Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, в народе получившие название «Несвятая троица». Их основной задачей является объединение всех ранее разрозненных национальных экономик мира в соответствии с одной центральной формулой, чтобы создать «прочный» стандарт, с помощью которого экономический рост под руководством корпораций мог бы происходить согласно принципам Бреттон-Вудской системы [2].
У каждого своя основная функция. Всемирный банк финансирует крупномасштабные проекты, продвигает политику структурной перестройки и доминирует в дискуссиях по вопросам развития. В соответствии с уставом, Всемирный банк был создан «для оказания помощи в восстановлении и развитии территорий государств-членов путем содействия инвестированию капитала для производственных целей» и «для содействия долгосрочному сбалансированному росту международной торговли» [7]. Всемирный банк действует как своего рода инвестиционный банк, заимствуя у инвесторов и кредитуя развивающиеся страны. Данная организация использует два различных правовых механизма для получения займов. Так называемый «инвестиционный кредит» применяется к кредитам для инфраструктурных, промышленных, сельскохозяйственных или социальных проектов в соответствии с международным публичным правом. Условия для «кредитов на цели развития» структурно аналогичны концепции МВФ о льготном кредитовании стран с низким уровнем дохода. В «письме о политике в области развития» страна, запрашивающая у другой страны кредит, устанавливает меры для экономических реформ. Однако условия Всемирного банка по-прежнему отражают суть «Вашингтонского консенсуса» и его неолиберальных параметров с дополнительным акцентом на социальные и экологические стандарты [10].
Затрагивая Международный валютный фонд (МВФ) можно сказать, что он проводит аналогичные экономические «реформы» посредством краткосрочных займов, что и Всемирный банк. Политика МВФ и Всемирного банка оказала негативное экономическое и социальное воздействие на многие страны, которым была оказана финансовая помощь, особенно развивающимся странам. Статьи Соглашения о Международном валютном фонде обсуждались на Бреттон-Вудской конференции. МВФ был учрежден для обеспечения стабильной международной валютной системы в качестве основы международной торговли и движения капитала, для содействий устойчивому экономическому росту и стабильному валютному режиму стран-членов. Его основными функциями являются:
1)координация и контроль денежных отношений, в частности политики валютного курса
2) помощь членам, имеющим экономические трудности [3].
Первоначально Международный валютный фонд был создан для сотрудничества со странами-членами с целью реализации мер по обеспечению стабильности международной финансовой системы и корректировке несоответствий платежного баланса. Однако на сегодняшний момент мы наблюдаем не совсем такую картину. Вместо того, чтобы помогать правительствам избежать валютных кризисов, он настойчиво заставляет их отказаться от регулирования трансграничных торговых и финансовых потоков, что приводит к огромным торговым дисбалансам и безрассудным финансовым спекуляциям[1], [9]. В настоящее время многие критикуют МВФ и представляют его как агентство, которое в первую очередь вызвало долговой кризис бедных стран, а некоторые и вовсе призывают к его ликвидации. На деле выходит, что МВФ не просто не в состоянии решить экономические проблемы внутри стран, данная организация ещё и способствует массовому экономическому неравенству в условиях глобализации.
Всемирная торговая организация (ВТО) стала третьей опорой Бреттон-Вудской системы, на которую была возложена ответственность за установление правил торговли между государствами-членами. ВТО была основана в 1995 году как развитие предыдущего Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 году после неудачных попыток образовать Международную торговую организацию, которая должна была регулировать торговлю[5].
ВТО была предоставлена более мощная правоприменительная система, согласно которой определяли, превышают ли законы страны ограничения, установленные новыми правилами, а также автоматически включали постоянные торговые санкции против любой страны, отказывающейся соблюдать требования ВТО. В конечном счёте мы видим, что ВТО взяла на себя роль осуществления в глобальном масштабе почти той же политической программы, которую Всемирный банк и МВФ уже навязали большинству стран третьего мира[3].
Сторонники ВТО утверждают, что необходимо регулировать торговлю, предотвращать торговые войны и защищать интересы бедных стран, но действия данной международной организации зачастую говорят о другом. Порой принимались решения, в которых было чётко сказано, чтобы страны вносили изменения в конституции, так как существуют противоречия с правилами ВТО. Предложения, которые также говорят об обратном, касаются и будущих действий ВТО, которые включают расширение существующих запретов организации на торговлю товарами, запрещают любую государственную политику, которая отдает предпочтение местным, а не иностранным инвесторам (включая банковские, медийные и другие сектора услуг) или иностранным поставщикам. Также в повестку дня входят ограничения на инициативы по защите национальной продовольственной безопасности путем защиты местных фермеров от иностранной конкуренции, защиты лесных и водных ресурсов от эксплуатации иностранными корпорациями. Другие предложения ВТО открыли бы путь к приватизации, к примеру государственных школ и здравоохранения под управление глобальных корпораций. Хотя ВТО предполагает введение единого набора правил, ограничивающих политику в отношении общественных интересов государств-членов, она не осуществляет регулирование приоритетных потребностей.
Мир представляет собой очень сложную социальную, правовую экономическую и политическую мозаику, в котором мы, как глобальное, мировое сообщество не можем договориться, так как сталкиваемся с сотнями разных взглядов и мнений сотен стран. У трёх рассматриваемых институтов-глобалистов по факту есть общие, исторически сложившиеся и значимые задачи. К сожалению на текущий момент не все они корректно выполняются, так как данные организация не могут в должной мере дистанцироваться от проблем и интересов развитых стран в пользу развивающихся, и сформировать общий взгляд на разработку правильной политики и правоприменения. Всё это, в свою очередь, следует делать очень осторожно и деликатно, поскольку без поддержки Запада, данные международные организации могут сильно ослабнуть. Если они хотят сохранить свои позиции, влияние и авторитет на мировой арене, то им стоит кардинально пересмотреть структуру и направленность своей деятельности.