Роль предприятий и профессиональных ассоциаций в осуществлении антикоррупционной политики в Вьетнаме
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Роль предприятий и профессиональных ассоциаций в осуществлении антикоррупционной политики в Вьетнаме
Аннотация. Растущая коррупция у правительственных чиновников, государственных предприятий, профессиональных объединений и органов коммунистической партии Вьетнама рассматривается в качестве ключевых экономических, социальных и политических угроз для устойчивого развития Вьетнама в настоящее время и в будущем. Многие антикоррупционные меры предпринимаются, но Вьетнам в настоящее время не способен сдержать эту проблему. Предприятиям и профессиональным ассоциациям очень часто приходится подкупать правительственные представительства во Вьетнаме. По этой причине очень важно привлекать предприятия и профессиональные ассоциации к борьбе с коррупцией. Правительство Вьетнама осознает важную роль этих субъектов в борьбе с коррупцией. В документе дается разъяснение о значительной роли этих субъектов в борьбе с коррупцией во Вьетнаме.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционная политика; Коммунистическая партия Вьетнама; предприятия и профессиональные ассоциации.
Коррупция является сложным и историческим социальным феноменом, сопутствующим человеческому обществу. Во Вьетнаме коррупция существует на протяжении всей истории Вьетнама в разной степени. В настоящее время коррупция становится серьезной проблемой, затрагивающей многие аспекты экономической, социальной и политической жизни во Вьетнаме. На помощь по оценке 10-летнего хода закона о борьбе с коррупцией (2005-2015 годы) в Ханое в июле 2016 года заместитель премьер-министра Вьетнама Чыонг Хоа Бинь признал: «Нынешняя антикоррупционная работа не достигла цели предотвращения и поэтапного отталкивания коррупции. Сложно прогрессирующая коррупция вызывают негативные последствия во многих секторах, что подрывает доверие людей к руководству и государственному устройству и расширяет тем самым разрыв между богатыми и бедными» [2]. Поэтому антикоррупция считается ключевой задачей Коммунистической партии Вьетнама, правительства Вьетнама и всего общества для обеспечения политической стабильности и устойчивого развития страны.
Также важной частью общества являются различные бизнес-ассоциации, или профессиональные ассоциации, а также прочие организации, в общем называемые «третьим сектором». Национальная антикоррупционная стратегия Вьетнама до 2020 года, закон о борьбе с коррупцией и декрет № 47 регулируют роли и обязанности деловых и профессиональных ассоциаций в борьбе с коррупцией. Однако эти положения в основном направлены на распространение информации и создании здоровой деловой культуры. Фактически, какое-либо распространение информации происходит только в случае крупных гражданских организаций, государственных корпорациях и некоторых крупных частных бизнес-объединениях. С 2010 года вьетнамская торгово-промышленная палата проводит проект «Прозрачность деловых отношений во Вьетнаме» с целью мобилизации бизнес-сообщества для принятия мер по улучшению бизнес-среды и сотрудничества с заинтересованными правительственными учреждениями с целью ограничения коррупции, а также внесения конкретных рекомендаций по улучшению борьбы с ней. В частности, в последние годы во Вьетнаме была представлена гражданская инициатива «Принципы бизнеса для борьбы с взяточничеством» для малых и средних предприятий, реализующаяся в таких экономических центрах страны, как Ханой, Хошимин, Да Нанг.
Тем не менее, существенная доля вьетнамских предприятий по‑прежнему серьёзно вовлечены в коррупцию. Основная причина этого заключается в том, что большинство из них по-прежнему придают большее значение реализации собственных проектов, что позволяет им быть уязвимыми перед чиновниками, которые способны предоставить такому бизнесу «особые условия». Превентивные меры против коррупции еще не получили широкого распространения в деловых кругах, кроме того к большей части сферы бизнеса ещё не сформировалось понимание что в конечном итоге несмотря на возможность получения мелких частных выгод, высоко коррумпированная экономика наносит гораздо больший урон всему бизнес-сообществу в целом, а кроме того уничтожает свободную конкуренцию и приводит к постоянному росту цен, росту административного «лицензионно-проверочного давления» а также росту собственно затрат на взяточничество, которое всегда усиливается тогда, когда много людей готовы прибегать к взяткам как главному способу решения собственных проблем.
Кроме того, меры по повышению открытости и прозрачности в бизнес-среде по-прежнему ограничены, поскольку 70 % бизнес-предприятий во Вьетнаме используют личные отношения и связи для доступа к нужной им информации, хранящейся государственными органами [8]. Бизнес-сфера во многом воспринимается как «коррумпированный партнер» людей, которые занимают высокие должности в государственном секторе, которые традиционно пытаются получить прибыль с любого взаимодействия со сферой бизнеса посредством вымогательства взяток. Кроме того, частный бизнес может стать жертвой внутренней коррупции, когда их сотрудники расхищают средства компании и получают личную прибыль, подрывая деловую культуру отношений и потенциально уничтожая собственные компании.
В соответствии вышеупомянутым опросом «Коррупция с точки зрения граждан, фирм и государственных должностных лиц» в 2012 году от 75 до 90 % фирм заявили, что они были одномоментно вовлечены в коррупцию либо что вынуждены постоянно платить взятки государственным чиновникам [6]. В целом бизнес-ассоциации и профессиональные ассоциации по-прежнему играют пассивную роль в борьбе с коррупцией. Большинство предприятий по-прежнему уделяют первоочередное внимание только своим собственным интересам и не готовы планировать действия в долгосрочной перспективе. Также, около 63 % респондентов вышеупомянутого опроса считали, что неофициальные отношения создают «механизм, позволяющий быстро решать различные проблемы». Большинство случаев коррупции на предприятиях, особенно государственных предприятиях, были раскрыты журналистами либо другими сторонними людьми, а количество случаев коррупции, о которых официально заявляли сами руководители или собственники бизнеса, очень невелико. Как правило, в особо сложных для себя случаях они предоставляют информацию и координируют свои действия с компетентными антикоррупционными агентствами, но не более того. Во многих случаях предприятия создают трудности для антикоррупционных агентств, отказываясь или пытаясь скрыть часть важной финансовой информации из-за страха лишиться «покровительства» и испортить деловые отношения с другими участниками рынка. Кроме того, в настоящее время нет механизма сотрудничества между предприятиями, бизнес-ассоциациями, профессиональными ассоциациями и государственными органами в борьбе с коррупцией. Этот недостаток делает их крайне «неуклюжими» при координации процесса информатизации общества, реализации превентивных мер и даже обмена информацией о борьбе с коррупцией. Фактически, например на малых и на большей части средних частных предприятий никаких антикоррупционных процессов, исключая наиболее формальные, на данный момент не происходит вообще.
Для эффективной реализации антикоррупционной политики на предприятиях и профессиональных ассоциациях должна создаваться здоровая, не коррумпированная культура бизнеса. Крайне важно сформулировать, обнародовать и обеспечить соблюдение кодексов поведения сотрудников на каждом предприятии в сочетании с разработкой и надлежащим внедрением механизма внутреннего надзора и контроля на каждом предприятии. Необходимо обеспечить подготовку специалистов и профессиональных ассоциаций для разработки и осуществления кодексов поведения. Предлагается сотрудничать с программами бизнес-обучения в университетах или колледжах, с тем чтобы включить этические вопросы в учебную программу по социальным обязанностям. Кроме того, следует применять стандарты добросовестности в бизнес-деятельности, а деловые партнеры должны поощряться к соблюдению этих стандартов, чтобы получить конкурентные преимущества в контексте международной экономической интеграции.