Статья:

СРАВНИТЕЛЬНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФРАНЦИИ, ФРГ

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Андрей. Т. СРАВНИТЕЛЬНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФРАНЦИИ, ФРГ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(91). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФРАНЦИИ, ФРГ

Андрей. Т
слушатель Санкт-Петербургского университета МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Франции и ФРГ с уголовным законодательством Российской Федерации.

Наиболее полно рассматриваются основополагающие источники уголовного права зарубежных стран, приводятся примеры, которые подтверждают актуальность данной темы, так как социальные отношения, возникающие в обществе, регулируются нормативно-правовыми актами государства, включая уголовное право. Каждый из источников обладает своей спецификой в толковании и применении.

 

Ключевые слова: уголовное законодательство, уголовная ответственность, преступление, виды наказаний, норма, источники, государство, преступность.

 

Источник права - это форма выражения правовых норм. В теории права, выделяют следующие основные источники права: нормативно-правовой акт (закон, статут, регламент и др.), юридический прецедент (судебный и административный), правовой обычай и договор.

В зависимости от принадлежности к определенной правовой семье в соответствующей стране, источником уголовного права является либо прецедент, либо нормативно-правовой акт.

Для стран континентальной Европы Уголовный кодекс является источником уголовного права. В большинстве стран он имеет четкую структуру, которая позволяет разделить его нормы на два больших структурных пласта - Общую и Особенную части.

Общая часть уголовного законодательства европейских государств, содержит, как правило, принципы уголовного права и уголовного законодательства, виды наказаний и их характеристику, учение о субъекте преступления, в том числе его признаках и др.

Для Особенной части характерно указание на конкретные виды деяний, которые признаются уголовно-наказуемыми, а также виды санкций, которые могут быть применены судом за совершение такого деяния.

Для многих государств континентальной Европы, характерной особенностью является признание конституционных норм источником уголовного права. Как правило, в конституционных нормах содержатся наиболее важные для уголовного права принципы. Для многих государств к источникам уголовного права относятся международные договоры и соглашения. Например, такая особенность присуща уголовному законодательству Франции и Германии.

Среди источников уголовного права Франции следует выделить конституционные и международно-правовые нормы, Уголовный кодекс (1992 г.), кодифицированные и некодифицированные уголовные и неуголовные законы, ряд подзаконных актов.

Фундаментальное значение для формирования уголовно-правовых норм имеет во Франции Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.. В данном акте впервые были закреплены уголовно-правовые принципы, которые положены в основу принципов уголовного права многих современных государств, в том числе Германии, России и ряда других. Положения Декларации существенно повлияли на развитие не только уголовного, но и уголовно-процессуального законодательства.

Вторым источником уголовного права Франции является Конституция Франции (4 октября 1958 г., в редакции 2015 г.), в которой определена компетенция государственных органов в области нормотворчества и формирования, в том числе, и норм уголовного законодательства. В ней заложены основы таких уголовно-правовых институтов как помилование, особенности уголовной ответственности высших должностных лиц Франции.

Во Франции к источникам уголовного права относятся международные соглашения и договоры, такие как договоры об экстрадиции, об оказании правовой помощи, конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия, о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Данные акты имеют приоритет перед внутренним законодательством Франции и играют ведущую роль в формировании правоприменительной практики.

Основным источником уголовного права Франции является Уголовный кодекс Франции. Данный нормативный правовой акт «делится на две части: законодательную, принятую Парламентом Франции, и регламентационную, принятую Государственным Советом Франции, представляющим исполнительную ветвь власти. При этом регламентационная часть  включает, с одной стороны, положения, принятые Госсоветом в рамках исполнения делегированных полномочий парламента, с другой стороны, она содержит положения, принятые в рамках собственной компетенции и определяющие признаки конкретных видов уголовно наказуемых нарушений и санкций за них» [1, С22].

УК Франции состоит из Общей и Особенной частей. Обозначены они законодателем как Книга I (Общая часть) и Книги II; III; IV; V; VI; VII (Особенная часть).

Книга  I включает в себя общие положения, например ключевые принципы ст. 111-1 -111-5 УК Франции, общие положения наступления уголовной ответственности ст. 121-1- ст. 121-7 УК Франции, а также виды уголовных наказаний применяемых к физическим лицам ст. 131-1, ст. 131-3 УК Франции, юридическим ст. 131-37, ст. 131-39 УК Франции, и перечень наказаний применяемых при рецидиве ст. 132-8- ст. 132-15 УК Франции  [2].Если провести анализ и сравнение Общей части УК РФ и «Книги» первой УК Франции, можно сделать вывод о том, что Российское законодательство в понимании общих положений регулирования общественных отношений в сфере уголовного права и система уголовных норм Франции (конкретно в данном примере) имеют довольно много общего. Российский УК имеет схожие нормы регулирующие виды наказаний, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также нормы об истечении сроков давности, амнистии и помиловании).

Необходимо также отметить довольно значимые различия данных кодексов, а именно разделение в ст. 111-1 УК Франции преступных деяний по степени их тяжести на преступления, проступки и нарушения [2]. Так, «элементы» преступления или проступка, за которое лицо может быть подвергнуто наказанию строго определены законом, наказание за нарушения предусмотрено регламентом (ст. 111-3 УК Франции). За преступления следуют уголовные наказания, за проступки – исправительные наказания, а за нарушения - наказания «полицейского» характера (штраф, конфискация вещи). В УК РФ отсутствует такое разделение, а преступность деяния имеет одну вариацию, преступление (ст. 14 УК РФ) [3]. Наказания «полицейского» характера в целом являются своего рода альтернативой лишения свободы.

Особенная часть УК Франции  имеет явное сходство с особенной частью УК РФ: в ней также определены признаки конкретных составов преступлений и меры уголовно-правового принуждения в случае их совершения. Отдельное внимание стоит уделить строгости мер государственного принуждения в отношении лиц совершивших преступное посягательство.

Так, по сравнению с размерами и сроками наказаниями, предусмотренными УК РФ, уголовное законодательство Франции в разы строже по отношению к лицам признанными судом виновными в совершении преступления. Например, убийство по ст. 221-1УК Франции наказывается тридцатью годами уголовного заключения, тогда как в соответствии со ст.105 УК РФ тот же состав наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Ст. 222-3 УК Франции предусматривает ответственность за изнасилование, которое наказывается пятнадцатью годами уголовного заключения, в УК РФ за данное преступление ст.131 предусмотрено наказание в виде лишением свободы на срок от трех до шести лет. Похищение человека в соответствии со ст-224-1 УК Франции наказывается двадцатью годами уголовного заключения, а согласно ст.126 УК РФ наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Необходимо отметить, что вышеописанные составы, приведены без квалифицирующих признаков, а столь суровые наказания в отношении преступлений против личности ещё раз подчеркивают приоритет защиты жизни и здоровья человека.

В книгах особенной части представлены преступления и проступки, которые совершаются в отношении отдельных объектов – человека, собственности, против нации, государства, общественного спокойствия и т.д.

В нормах уголовного законодательства Франции не содержится понятие преступления, нет понятия вины, не предусмотрены ее формы, нет понятия соучастия. Данные вопросы нашли свое отражение исключительно в доктрине уголовного права.

Источниками уголовного права являются и другие законы. В частности, к таким источникам относится Уголовно-процессуальный кодекс Франции (1958 г., в редакции 2018 г.). Данный нормативно-правовой акт закрепляет такие институты как условное освобождение, сроки давности привлечения к уголовной ответственности, основания освобождения от уголовной ответственности сотрудников полиции и другие вопросы, которые регулируют уголовно-правовые отношения.

Специальные виды ответственности и наказания предусмотрены за совершение деяний в различных сферах деятельности. В частности, уголовная ответственность за преступления в таможенной сфере предусмотрена Таможенным кодексом (принят в 1948 г.); за преступления в сфере трудовых отношений - Трудовым кодексом (принят в 1973 г.), за преступления в сфере торговли - Кодексом о торговле (принят в 2000 г.), за преступления в сфере здравоохранения - Кодексом о государственном здравоохранении (принят в 2000 г.) и др.

Во Франции регулирование уголовно-правовых отношений осуществляется и уголовными нормами местного значения. К таким относятся акты местных органов управления и полиции.

Также как и во Франции в ФРГ уголовное законодательство кодифицировано не в полном объеме. Многие его положения содержатся в иных нормативно-правовых актах, которое в теории принято называть «дополнительное уголовное право».

К основным источникам уголовного права ФРГ относится Конституция  (1949 г.). Этот акт играет для регулирования уголовно-правовых отношений очень важную роль, поскольку в нем содержатся основополагающие принципы уголовного права. Кроме того, Конституция ФРГ также регламентирует уголовно-правовые отношения. В частности, в ней установлена отмена такого вида уголовного наказания как смертная казнь.

Помимо уголовного законодательства ФРГ в каждой земле имеется свое уголовное законодательства. Особенностью его формирования является то, что уголовное законодательство земель регулирует те уголовно-правовые отношения, которые не нашли своей регламентации в законодательстве федерации. Несмотря на то, что федеральное уголовное законодательство достаточно полно и четко регулирует уголовно-правовые отношения, некоторые полномочия в части назначения наказания и уголовной ответственности реализуют субъекты федерации. Однако федеральный законодатель оставляет за собой право приоритета в регулировании уголовно-правовых отношений в случае установления противоречий между федеральным и земельным законодательством.

Уголовный кодекс ФРГ является основным источником уголовного права. Он существенно изменялся и дополнялся. В настоящее время действует редакция с изменениями на 30 октября 2017 г.

Как источник основного уголовного права, он характерен тем, что в нем сформулированы основные положения, касающиеся Общей части уголовного права и традиционных составов преступлений.

Ученные правоведы определяют УК ФРГ как основной закон уголовного права, многочисленные уголовно-правовые понятия которого используются в других законах, содержащих уголовно-правовые нормы. В этом смысле он  является системообразующим элементом уголовного законодательства, вокруг которого и во взаимосвязи с которым функционируют уголовно-правовые предписания, содержащиеся в других законах.

Наряду с основным уголовным правом в ФРГ функционирует дополнительное (параллельное, сопутствующее) уголовное право и соответствующее ему законодательство. Термин «дополнительное уголовное право», не известный российскому законодателю, в германском праве обозначает огромный пласт уголовно-правовых норм, содержащихся не в УК ФРГ, а в других многочисленных законах . Эти законы, за редким исключением, содержат нормы, регулирующие не уголовно-правовые, а публично-правовые или гражданско-правовые отношения, в то же время в целях охраны соответствующих отношений в них сформулированы специальные составы преступлений в области экономики, здравоохранения, обороны, экологии, производства продовольственных товаров и т. д. [4, С576].

Доминирующее положение в системе источников материального уголовного права ФРГ занимает по существу только Общая часть, которая, за редким исключением, распространяет свое действие, как отмечается в ст. 1 Вводного закона, на уголовно-правовые нормы, включая уголовное право земель[5, С93]. Неслучайно законодатель называет совокупность положений, содержащихся в УК ФРГ, «общим уголовным правом».

Что касается норм Особенной части уголовного права, то УК ФРГ не имеет приоритета над дополнительными законами. Напротив, в случае конкуренции нормы УК и нормы дополнительного закона применяется специальная норма. Согласно абз. 1 § 52 УК ФРГ, если одно и то же деяние нарушает несколько уголовных законов (идеальная совокупность), то выносится только одно наказание. При реальной совокупности могут применяться одновременно соответствующие статьи как УК, так и дополнительных законов.

Система уголовного права ФРГ сконструирована так, что дает законодателю возможность осуществлять уголовно-правовое регулирование отдельных сфер общественной жизни с помощью норм, включенных в многочисленные законодательные акты. Немецкое уголовное право, как показывает анализ его источников, не тяготеет в своем развитии к полной кодификации. В этом есть определенная логика. Уголовно-правовые нормы, включенные в механизм правового регулирования отдельных, наиболее существенных сфер общественной жизни, более жизнеспособны. Действуя в комплексе с нормами других отраслей права, они напрямую воздействуют на правопорядок, подчеркивая, с одной стороны, значимость регулируемой сферы деятельности, с другой – информируют субъектов соответствующих правоотношений о возможных уголовно-правовых последствиях неисполнения (нарушения) требований специального закона.

Говоря об отечественной модели уголовного законодательства , то единственным Федеральным законом, являющимся источником уголовно-правовой системы России, является Уголовный кодекс РФ, принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации РФ 5 июня 1996 года, подписан Президентом РФ 13 июня 1996 года, вступил в действие с 1 января 1997 года.

Новые законы, устанавливающие преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, не могут применяться без включения их в структуру УК. Исключение из данного правила в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК составляет законодательство военного времени.

Уголовный закон имеет высшую юридическую силу - ни один нормативный акт не может противоречить УК, в противном случае всегда будет действовать последний. Конституция РФ занимает приоритетное положение по отношению к уголовному закону, так как имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15). [6]. В случае установления коллизии между нормами УК и Основного Закона страны необходимо применять положения Конституции РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права не являются в точном смысле слова источниками уголовного права, имеют универсальный, а не уголовно-правовой характер, и могут применяться при включении их в УК.

Основным источником уголовного права, как это уже отмечалось, является уголовное законодательство. В ч. 1 ст. 1 УК РФ закреплено: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса", а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него. Следовательно, система и структура Уголовного кодекса РФ решающим образом определяют содержание и систему уголовного права.

Уголовный закон - это правовой акт, принятый органом законодательной власти России, состоящий из юридических норм, регламентирующий основание и принципы уголовной ответственности и освобождения от неё, определяющий какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какие наказания назначаются за совершение этих преступлений, в каких случаях возможно освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Как и другие законы, он имеет обязательную силу для всех без исключения должностных лиц и граждан, независимо от их положения в обществе. Только на основе уголовного закона в каждом конкретном случае судом решается вопрос о преступности и наказуемости деяния, о назначении наказания или освобождении от него.

Уголовное законодательство закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступление. Отсюда вытекает, что законодательная деятельность прямо входит в предмет уголовного права, и, следовательно, уголовно-правовые отношения возникают с момента вступления закона в силу. С этого времени начинает действовать общая превенция закона, т.е. предупреждение совершения новых преступлений. Тогда же уголовный закон начинает выполнять свою воспитательную задачу применительно ко всем гражданам.

Учитывая, что уголовное законодательство строится по определенной системе, новая статья (в случае ее введения) должна быть помещена, с учетом ее содержания, в строго определенном месте. Чтобы не нарушать систему, включенные в Кодекс новые статьи помещаются под номерами ближайших по содержанию статей, с добавлением цифровых обозначений 

Статьи УК нередко состоят из нескольких частей, которые в действующем Кодексе имеют цифровую нумерацию. По общему правилу, в первой части, формулируются признаки основного (простого) состава преступления, а в последующих – признаки того же состава, но совершенного при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах.

Структурно Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 12 разделов, 35 глав.

Общая часть включает в себя 6 разделов, 16 глав. Статьи данной части УК содержат нормы, устанавливающие принципы и основные положения уголовного права, касающиеся уголовного закона, преступления и наказания. Нормами Общей части регулируются: законодательное закрепление принципов уголовного права (ст.ст. 3-7), расширение круга обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст.ст. 38, 40, 41, 42), введение понятия «возрастной вменяемости» (ч. 3 ст. 20), появление специального раздела, посвященного уголовной ответственности несовершеннолетних (раздел V).

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 6 разделов, 19 глав и 287 статей. Нормы Особенной части УК определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания за их совершение.

Подводя итого всего вышеизложенного, можно сделать вывод о наличии точек соприкосновения между российским, французским и германским уголовным законодательством, в том числе и по наиболее важным вопросам нормотворчества в области защиты правового государства и личности. Вместе с тем, уголовное право Франции  и ФРГ достаточно сложно, своеобразно и неоднозначно, что делает его еще более привлекательным для изучения.

 

Список литературы:
1. Юрченко И.А. Уголовное право зарубежных стран: учебное пособие для магистрантов. – М.: Проспект, 2015. С.22
2. Уголовный кодекс Франции URL: https://yurist- online.org/laws/foreign /criminalcode_fr/_doc-5-.pdf (дата обращения: 20.07.2024)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, 17 июня 1996г. С.2954.
4. Козочкина И. Д. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: учеб. пособие .М. : Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003. С576.
5. Кошечкин Е.С. ФРГ: взаимодействие федерации и земель // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С93.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Собрание законодательства  Российской Федерации №31, 04 августа 2014г. С.4398.