ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND REALISATION OF THE RIGHT TO COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED TO THE HEALTH OF AN OFFICER OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Ivan Pechenko
Head of the detachment of the correctional process department, PI «Penitentiary Institution № 9 of Gorki» Directorate of the Penitentiary Department of the Ministry of Internal Affairs of the Mogilev region of the Republic of Belarus, Belarus, Gorki
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о возмещении вреда причиненного здоровью сотрудникам органов внутренних дел Республики Беларусь. Раскрываются проблемы как правового регулирования, так и практической реализации права на возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел. Приводиться решение проблем, связанных с наличием пробелов в праве, а также с особенностью причинителя вреда.
Abstract. This article considers the issue of compensation for damage caused to health of employees of internal affairs bodies of the Republic of Belarus. The problems of both legal regulation and practical realisation of the right to compensation for harm caused to the health of an employee of internal affairs bodies are revealed. The solution of the problems associated with the presence of gaps in the law, as well as with the peculiarity of the causer of harm is given.
Ключевые слова: возмещение вреда, вред, здоровье, защита, обязательства вследствие причинения вреда, сотрудник органов внутренних дел, причинитель вреда.
Keywords: compensation for damage, damage, health, defence, obligations due to infliction of harm, employee of internal affairs bodies, inflictor of harm.
Законодательная база Республики Беларусь за период своего развития с момента провозглашения государства претерпела значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Расширился круг отношений, регулируемых нормами права. Однако подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на достойную жизнь. Каждое государство при принятии и введении в действие новых законодательных актов обязано обращать внимание на их должную реализацию. Независимо от происхождения и социальной принадлежности каждая личность должна быть востребована государством. Очевидно, что у государства нет достойного будущего, если оно не уважает права и свободы собственных граждан. Их обеспечение и защита должны являться первоочередной задачей любого государства.
Особое место среди субъектов, которые нуждаются в социальной защите и поддержке являются сотрудники органов внутренних дел (далее ОВД). Без сомнений жизнь и здоровье – наиболее важные блага, невосполнимые при утрате, в связи с чем нуждающиеся в повышенной охране и защите. В своей служебной деятельности сотрудники, проходящие службу в ОВД, повседневно выполняют задачи, сопряженные с риском для жизни и здоровья.
Конституция Республики Беларусь провозглашает человека высшей ценностью общества и государства, защищает жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности всех граждан, а в отношении лиц, защищающих интересы государства – проявляет особую заботу [1].
Помимо Конституции, на защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе тех, кто проходит службу в ОВД направлены нормы многих отраслей права. В их числе – нормы гражданского права об обязательствах вследствие причинения вреда.
Гражданский кодекс Республики Беларусь предоставляет сотрудникам правоохранительных органов в дополнение к публично-правовым средствам социальной защиты возможность использования наравне с другими гражданами гражданско-правовые механизмы возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения [2].
В таком случае, возмещение вреда жизни и здоровью сотрудника ОВД происходит по правилам предусмотренными § 2 главы 58 ГК, что указывается в ст. 953 ГК: «Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законодательством или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности» [2].
Очевидно, что главная функция обязательств вследствие причинения вреда, состоит в восстановлении нарушенного положения лица, которому причинен вред. Согласно п.1 ст.933 ГК, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред [2].
Но стоит учесть, что реализация права на возмещение вреда, причиненного здоровью такой категории граждан как сотрудники ОВД имеет существенные особенности, ввиду чего возмещение вреда резко затрудняется.
Как и в иных гражданско-правовых обязательствах, элементами обязательств вследствие причинения вреда, являются субъекты, объект и содержание. Стороны обязательств вследствие причинения вреда – кредитор и должник [3, с. 472].
Именно особенности стороны, причиняющей вред и вызывает сложности при реализации права на возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника ОВД.
Должник в обязательстве вследствие причинения вреда – это лицо, обязанное возместить вред. Им, по общему правилу, является причинитель вреда, в случае причинения вреда сотруднику ОВД причинителем вреда зачастую будет является преступник, который в последствии будет отбывать наказание в исправительном учреждении.
Важное внимание вопросу причинителя вреда стоит уделить тому факту, что причинитель вреда может быть и не установлен, а если и установлен или вред причинялся сотруднику уголовно-исполнительной системы, который так же является сотрудником ОВД, то осужденные ввиду своей специфики не всегда могут в полной мере удовлетворить исковые требования, тем более в случаях, когда на момент причинения вреда они уже имеют аналогичные требования.
Без сомнений, размер исковых требований зачастую является для причинителя вреда очень большой суммой денежных средств. Например, в исправительном учреждении «Исправительная колония №2 г. Бобруйска» УДИН МВД Республики Беларусь имеются осужденные, причинившие вред жизни и здоровью преступлением на сумму свыше 80 тысяч белорусских рублей, при этом такие исковые требования в период отбывания наказания объективно не могут быть погашены ввиду низкой заработной платы. Так в большинстве своем, осужденные, трудоустроенные на участок переработки сырой резины, получают за месяц заработную плату, не превышающую один белорусский рубль.
Объективная действительность показывает, что закрепить на законодательном уровне положение о том, что лиц, имеющих исковые требования, в частности требования о возмещении вреда жизни и здоровью сотрудника ОВД, необходимо трудоустраивать на наиболее высокооплачиваемые места работы невозможно. Учитывая факт, что сотрудник ОВД является представителем власти и выполняет государственные функции, мы считаем, что в возмещении вреда сотруднику непосредственный интерес должен принадлежать именно государству, а, следовательно, и возмещение вреда должно происходить из сумм республиканского бюджета
Более позитивно такая ситуация складывается в отношении осужденных отбывающих наказания в учреждениях открытого типа, так как данные граждане трудоустраиваются на различные предприятия (например, в ИУОТ №55 г. Минска осужденные преимущественно трудоустроены в ОАО «Минский автомобильный завод»), где, как показывает практика, имеют более высокую заработную плату в отличие от осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях.
Упомянутое выше указывает на то, что гражданско-правовые меры становятся не эффективным средством возмещения вреда, в случае применения их к определенным категориям граждан, например, сотрудникам ОВД.
Законодателем была осуществлена попытка регулирования данной проблемы, так ст. 953 ГК носит отсылочный характер, однако такая мера создала еще одну проблему в правовом регулировании, так как отсылочный характер данной статьи является пробелом в праве.
Подтверждением отсылочного характера этого является тот факт, что в рассматриваемой статье указывается: «если законодательством или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности». На первый взгляд данная норма отсылает нас к Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», где идет речь об обязательном государственном страховании и естественно о выплатах [4]. Но, институт обязательного страхования является лишь компенсацией в силу различных признаков, а также дополнительной гарантией, которая предполагает свое действие уже после возмещения вреда. Следовательно, обязательное государственное страхования сотрудников ОВД не может рассматриваться как средство возмещения вреда. В свою очередь анализ законодательства позволяет определить, что в данный момент в правовой системе Республики Беларусь отсутствует необходимый нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы возмещения вреда сотрудников ОВД. Из чего выходит, что ст. 953 ГК отсылает на законодательный акт, который в данный момент не существует.
Таким образом, исходя из высоких размеров возмещения и низкого уровня заработной платы осужденных, а также с целью устранения правового пробела, указанного в ст. 953 ГК считаем, что необходимо разработать отдельный нормативный правовой акт, а именно: закон «О возмещении вреда сотруднику органов внутренних дел Республики Беларусь» с последующим включением следующей нормы:
«Возмещение вреда здоровью, причиненного сотруднику органов внутренних дел вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, производится за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.