Договор-энергоснабжения с юридическими лицами в праве РФ и в Великобритании
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Договор-энергоснабжения с юридическими лицами в праве РФ и в Великобритании
Аннотация. В статье, рассматриваются сравнение правового регулирования договора-энергоснабжения с юридическими лицами в праве РФ и зарубежной стране Великобритании. Актуальность темы заключается в ограничение собственной ресурсной базы зарубежных стран вызывает существенную зависимость этих стран после доставок внешней энергии, поэтому теперь гарантирующих, что энергетическая безопасность становится стратегической задачей для этих стран.
Ключевые слова: энергия, договор энергоснабжения, гарантирующий поставщик, оптовый и розничный рынок электроэнергии.
Рынок производства электроэнергии и продажи его крупным потребителям был, как правило, первым объектом реформ электроэнергетики в различных странах.
В Российской экономике впервые на уровне закона отношения в сфере энергоснабжения были урегулированы Основами гражданского законодательства 1991 г., где договор снабжения энергетическими и другими ресурсами рассматривается как вид купли-продажи. Предусмотренный ГК договор энергоснабжения также трактуется как специальный вид купли-продажи. При разработке проекта второй части ГК РФ по договору энергоснабжения возникли острые дискуссии, но Кодекс воспринял договор энергоснабжения как разновидность договора купли-продажи, поскольку энергия – это товар. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли – продажи» [4 c.128–141].
Процедура оформления и заключения договора поставки энергоснабжения является трудоемким процессом. Важно соблюсти условия, содержания договора, предусмотренные законом или иными правовыми актами, которые определяются по соглашению сторон.
В Российском праве конститутивными признаками договора энергоснабжения в теории и практике современного правового регулирования признаются: обязанность организации подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется в оговоренные сроки договором оплачивать принятую энергию; наличие у абонента принимающего устройства для присоединения к сетям снабжающей организации, а также приборов, учитывающих потребление, и иного оборудования, отвечающего техническим требованиям; возложение на покупателя дополнительных обязанностей, связанных с необходимостью соблюдения режима потребления, безопасности эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправности используемых им приборов и оборудования; наделение снабжающей организации дополнительными правами в области контроля за состоянием технических средств и безопасностью их эксплуатации; [3, c. 50] в качестве обязательного участника таких правоотношений выступает лицо, потребляющее энергию (потребитель, абонент) (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Рассмотрим общественные отношения, касающиеся энергоснабжения в зарубежных странах на примере Великобритании, опишем краткие характеристики энергоснабжения этой страны. В данный момент Великобритания – возможно, уникальная страна, где у каждого местного потребителя есть реальная возможность в любое время, чтобы выбрать нового поставщика [1, c. 12]. Нужно отметить, что основное внимание в случае регулирования электропитания обращено на не местные потребители, доля которых в общей сумме потребления энергии составляет от 50 до 75%. Как правило, среди этой категории потребителей – это несравнимо выше, чем процент перехода к другим компаниям источника питания (согласно данным отчета Европейской комиссии 2005, больше чем 50% крупных промышленных предприятий в Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании изменили поставщика после того, как им предоставили право на ее выбор). Поэтому регулирование отношений на электропитании к большим потребительским касаниям, в первую очередь, к проблемам соединялось с фактическим управлением процедурой изменения поставщика. Поскольку у локальных сетевых компаний нет стимулов для создания условий для бесплатного перехода потребителей новому поставщику в большинстве рынков, объединенные способы, регулирующие доступ к внутренним и розничным рынкам электроэнергии, были разработаны. Что касается местных потребителей, эффективность розничного соревнования относительно них намного ниже, чем касающиеся промышленные потребители, вследствие традиционного консерватизма граждан в вопросе изменения поставщика. Также это объяснено намного большим удельным весом затрат для реализации необходимой инфраструктуры в общем обороте компании источника питания. Так, установка измерительных устройств интервала с возможностью удаленного удаления индикаций и их последующего обслуживания в некоторых случаях убыточна. Альтернатива для почасового коммерческого учета фактической суммы использованной электроэнергии для населения во многих странах – использование системы на основе стандартных профилей загрузки, которые являются расчетным происхождением статистики потребления в этой области для соответствующей группы пользователей и фактических данных учета за месяц, четверть или год. Поэтому регулирование отношений, возникающих между участниками розничных рынков относительно источника питания местных потребителей, в первую очередь, касается организации коммерческого учета или приложения альтернативных методов вычисления размера расходуемой энергии, порядка ее оплаты, ответственности за ограничение или прерывание в предоставлении электроэнергии, и также функции процедуры изменения поставщика.
Приложение различных форм договорных отношений между участниками внутренних и розничных рынков, обеспечивающих возникающее правоотношение на электропитании независимыми компаниями источника питания, предоставляя услуги в доступе к сети и механической передаче сетевыми компаниями и также, службы в работе измерительных систем и сборе данных коммерческого учета представляли во многих странах специализированными компаниями, какие действия подвергаются лицензированию, и т.д. характерно для большинства состояния с освобожденным рынком электроэнергии. Нужно отметить, что в мировой практике аналога соглашения об источнике питания, в котором организация, занимающаяся продажами питания, берет на себя ответственность за электроснабжение на установках принятия питания потребителей, нет [2; 40].
В большинстве случаев в отношениях между сбытовой компанией и потребителем используется именно договор поставки (supply energy contract), при этом в ряде случаев договором поставки могут быть решены вопросы, связанные с заключением энергосбытовой компанией от имени потребителя договоров на оказание услуг по передаче с сетевой компанией, что сближает его с договором энергоснабжения, заключаемым между гарантирующим поставщиком и потребителем в российской практике. Что касается энергоснабжения в Великобритании, то договор поставки электроэнергии на розничном рынке в Великобритании, так же, как и в России, является публичным – энергосбытовая компания обязана заключить договор с каждым потребителем, который к ней обратится. Основаниями для отказа в заключении договора, согласно Electricity Act 1998 г., являются следующие факты: энергоустановки находятся в неудовлетворительном состоянии; энергоустановки потребителя отсоединены от сети и отсутствует договор на новое присоединение к сетям; не выполнены требования в рамках процедуры перехода к другому поставщику (например, при наличии текущей задолженности за электроэнергию) [6, c. 75].
Деятельность энергосбытовых компаний подлежит лицензированию, которое осуществляет Бюро по газовому и энергетическому рынкам (Office of Gas and Electricity Markets – OFGEM). Для получения лицензии каждая энергосбытовая компания должна разработать регламенты рассмотрения жалоб, оплаты, присоединения к сети, контроля, мер по энергосбережению, предоставления услуг социально незащищенным слоям населения (престарелым лицам и инвалидам). Именно внутрикорпоративные регламенты и являются основным источником регулирования отношений энергосбытовой компании и потребителя в ходе энергоснабжения. Особенность рынка электроэнергии в Великобритании состоит в том, что многие энергосбытовые компании, предлагающие свои услуги потребителям на розничном рынке, совмещают функции поставщика электроэнергии и газа.
Условия деятельности энергосбытовых компаний, помимо внутрикорпоративных регламентов, регулируются кодексами Ассоциации поставщиков электроэнергии (Association of Energy Suppliers – AES). Если энергосбытовая организация нарушает положения кодексов AES, она несет ответственность в судебном порядке по возмещению причиненного потребителю ущерба.
Потребитель вправе в любой момент сменить поставщика электроэнергии и выбрать более соответствующего его требованиям. Условия поставки и предлагаемые цены размещаются на сайте открытого доступа в Интернете. В случае если потребитель, ознакомившись с доступной информацией, принял решение сменить энергосбытовую компанию, он должен уведомить своего поставщика не менее чем за два дня, при этом у него не должно быть задолженности по оплате электроэнергии по дату перехода включительно [5, c.17].
Потребитель вправе оплачивать потребленную электроэнергию по одной из двух схем: оплата фактически потребленной электроэнергии на основании выставленных счетов, которые сформированы по показаниям приборов коммерческого учета, снятым энергосбытовой компанией или представленным самим пользователем по договоренности с ней (в последнем случае энергосбытовая компания обязана проводить контрольный съем показаний приборов не реже одного раза в два года), в этом случае оплата осуществляется ежеквартально; либо авансовая оплата электроэнергии с использованием механических средств доступа к ее подаче – электронных ключей, карт, приобретаемых в специализированных пунктах продажи.
Условиями договора поставки, особенно в случае применения первого способа оплаты, может быть предусмотрено обязательство потребителя внести депозит для оплаты электроэнергии, максимально допустимая величина которого определяется условиями лицензии самой сбытовой компании. Авансовая оплата часто применяется энергосбытовой компанией в качестве альтернативы отключению – как мера оперативного воздействия на потребителя, имеющего задолженность.
В Великобритании существует независимый арбитр – Energy Ombudsman EO, орган, который рассматривает поступившие жалобы по вопросам, связанным с оплатой выставленных за электроэнергию счетов, действиями энергосбытовых компаний, проблемами смены поставщика электроэнергии, прекращениями подачи электроэнергии и проблемами присоединения к сети. В EO вправе обращаться с жалобой потребители, годовое потребление которых не превышает 55 тыс. кВт, или малые предприятия с численностью персонала не более 10 человек и ежегодным оборотом не более 2 млн евро. Решения EO, предписывающие определенные действия, обязательны для энергосбытовых компаний, однако если EO при рассмотрении жалобы установит сумму подлежащего возмещению причиненного ущерба, она может быть взыскана с энергосбытовой компании только в судебном порядке.
В Великобритании очевидно беспокоятся с вопросами стабильности долгосрочных поставок энергоносителей. За границей есть политика поддержки инвестиций в энергетический сектор. Один из наиболее важных моментов для зарубежных стран - потребность проведения экономических реформ для энергетического сектора. Новые формы долгосрочных отношений в сфере поставок энергоносителей развиваются: одноразовые прямые сделки, краткосрочные контракты, сделки фондовой биржи, электронная торговля – имеют право на существование.
Автор отмечает, что процесс преобразования и создания освобожденных рынков электроэнергии начался с одной из первой Великобритании (1990). На примере опыта этой страны был выполнен анализ особенностей регулирования договорных отношений в сфере электроснабжения на розничном рынке.
В заключении можно сказать, что для всех стран в настоящее время энергоснабжение стало не просто обязательным условием развития экономики и жизни людей, а является предметом размышлений общегосударственного масштаба как в управленческих, так и научных кругах.