Система правового регулирования авторских правоотношений
Секция: Гражданский процесс; арбитражный процесс
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Система правового регулирования авторских правоотношений
Законодательство России и целого ряда зарубежных стран в настоящее время движется по пути усиления позиции правообладателя, ужесточения санкций за нарушение исключительных прав. Сфера свободного использования охраняемых произведений (fair use), в свою очередь, постоянно сокращается. И чем дальше, тем сильнее система норм противоречит характеру общественных отношений, складывающихся в современном мире, и потребностям общественного развития. Массовое нарушение авторских прав в настоящее время, особенно в глобальных компьютерных сетях, обусловлены, прежде всего, наличием и объективной природой указанных противоречий. Что означает 80% уровень «пиратства» в отдельных сегментах рынка? Что из каждых пяти трансакций четыре носят противозаконный характер. Трудно представить другие области, где наблюдалась бы подобная пропорция законных и незаконных сделок, кроме разве что торговли наркотиками. Следует также отдавать отчет в том, что меры государственного принуждения обладают весьма ограниченным потенциалом. Количество пользователей Интернета вплотную приблизилось к 2 миллиардам, и к каждому контролера приставить невозможно.
Авторское право как подотрасль гражданского права, одна из наиболее динамичных и многоуровневых систем в плане правового регулирование. В систему законодательства помимо отечественных нормативно-правовых актов входят элементы международного права. В большей степени права автора урегулированы на международном уровне, посредством различных договоров и конвенции.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ [1] нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ, а потому не учитывать их положения правовая действительность России просто невозможно. Например, международным актом в области авторских правоотношений можно отнести Всемирную конвенцию об авторском праве, Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав и многие другие.
Далее, необходимо рассмотреть отечественные источники в области авторского права. Конституция Российской Федерации в статье 44, закрепляет положение, согласно которому интеллектуальная собственность охраняется законом на всех уровнях регулирования. Таким образом, законодатель закрепляет термин «интеллектуальная собственность», в состав которого входит и авторское право. Авторское право сегодня в нашей стране охраняется на уровне цивилизованных государств. Его защита и правовое регулирование было законодательно закреплена в законе РФ "Об авторском праве и смежных правах". С 01 января 2007 г, т.е. с момента вступления в силу Части четвертой Гражданского кодекса РФ [2], прекратили свое действие Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» и «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Таким образом, ГК РФ стал единственным источником законодательного регулирования авторского права (не считая возможности регулирования соответствующих отношений постановлениями Правительства РФ, принимаемыми в случаях, предусмотренных ГК РФ – Кодекс предусмотрел 6 таких случаев).
Также статьей 146 УК РФ [3] предусматривается наказание за нарушение авторских и смежных прав. Практика показывает, что нарушение авторского права в России стало частым явлением. Аудиопиратство достигло колоссальных размеров, и страх перед уголовным законом не сдерживает нарушителя чужих авторских прав. Зачастую привлечение к уголовной ответственности затрудняется юридической неграмотностью самого автора и уже его авторство подвергается сомнению.
ГК РФ во многом воспринял положения Закона РФ 1993 года «Об авторском праве и смежных правах», однако внес и значительное число новелл. К числу основных нововведений можно отнести:
1. Отношение законодателя к объектам авторского права. Классификация таких объектов, вводимая ГК РФ.
2. Особое правовое регулирование в отношении специфических объектов.
3. Перечень и классификация интеллектуальных прав на произведения и иные объекты авторского права.
4. Реформа личных неимущественных прав авторов.
Консолидированный текст Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления вещных и интеллектуальных прав. Кроме того, регулирует договорные и другие отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Данный акт состоит из 4 частей. С 01.01.2008 г. введена в действие четвертая часть, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности и касающаяся произведений, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, селекционных достижений и т. д. Закреплено исключительное право изготовителя базы данных извлекать из нее и использовать материалы. Предусмотрены право на коммерческое обозначение (индивидуализирует предприятие), право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Не менее важной группой источников правового регулирования авторских правоотношении являются подзаконные акты издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Которые в своем действии не должны противоречить актам высшей юридической силы. К таким актам можно отнести:
· Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»[4];
· Постановление Правительства РФ «Об использовании результатов научно-технической деятельности».
Главная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что существующая система создает весьма жесткие рамки для деятельности, связанной с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, и это отличает ее от других институтов гражданского права, где сначала, в рамках общего принципа свободы договора, формировались новые виды общественных отношений, а уже потом они получали правовое закрепление. По нашему мнению, задача законодательства заключается в том, чтобы поощрять, а не блокировать новые экономические и внеэкономические формы использования охраняемых авторским правом произведений. Так, например, достаточно перспективной выглядит идея А.Б. Долгина о системе, основанной на добровольных постфактумных платежах, но внедрение ее в рамках действующего законодательства вряд ли возможно [5, с. 23–26].
Поэтому хотелось бы предложить для обсуждения возможность создания многовариантной системы регулирования, обеспечивающей максимальную свободу для поиска новых форм использования произведений. В данном случае предлагается развитие ряда положений, уже закрепленных в действующем законодательстве. Речь идет о том, что автор вновь созданного произведения имеет возможность выбора одной из нескольких моделей охраны.
1) Максимальный уровень охраны. Исключительные права закрепляются в полном объеме. Модель обеспечивает возможность контролировать использование произведения, что соответствует современному объему правомочий. Данная модель должна быть связана максимально возможными обременениями.
2) Модель, ориентированная на получение максимального дохода широким кругом авторов, предполагает использование произведения без согласия автора на возмездной основе. Аналогами в определенной мере являются институты открытой лицензии и авторского свидетельства.
3) Модель, ориентированная на некоммерческое использование объекта, при которой автор дает согласие на безвозмездное использование объекта (аналог – лицензия Creative Commons).
Дополнительным достоинством многовариантной системы заключается в том, что первая модель соответствует требованиям международных соглашений, таким образом, они формально соблюдаются. Необходимым условием для внедрения подобной системы является создание системы регистрации произведений, которая будет служить источником сведений об объеме прав на произведение [6, с. 74–76].
Таким образом, на основе выше рассмотренной системы правового регулирования авторских правоотношений можно прийти к выводу о многообразие источников как отечественного, так и международного характера. Относительно недавние изменения в законодательном регулирование данной подотрасли права, в частности принятие единого Гражданского кодекса, части четвертой позволило привести авторское право в некую систему, с достаточно прозрачной структурой, позволяющей ясно и просто урегулировать правоотношения авторов по поводу осуществления ими своих прав.