Статья:

Административная и уголовная ответственность за нарушение требований земельного законодательства

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Чолтян Л.Н. Административная и уголовная ответственность за нарушение требований земельного законодательства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Административная и уголовная ответственность за нарушение требований земельного законодательства

Чолтян Людмила Николаевна
канд. юрид. наук, доц., Белгородский университет кооперации, экономики и права, РФ, г. Белгород

 

Administrative and criminal liability for violation of requirements of land legislation

 

Lyudmila Choltyan

phD in Jurisprudence, assistant professor in Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Основанием ответственности в области охраны и использования земель является земельное правонарушение. В статье раскрыты отдельные вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение норм земельного права.

Аbstract. The basis of liability in the field of protection and use of land is a land offence. The article covers certain issues of administrative and criminal responsibility for violation of land law.

 

Ключевые слова: земля; состояние почв; административная ответственность; уголовная ответственность; штраф; наказание; Кодекс об административных правонарушениях РФ; Уголовный кодекс РФ.

Keywords: earth; state of the soil; administrative responsibility; criminal responsibility; fine; punishment; the Code of administrative offences of the Russian Federation; the Criminal code of the Russian Federation.

 

Земля является одним из важных и необходимых видов природного ресурса. С землей как природным объектом органически взаимосвязаны остальные компонен­ты окружающей среды (недра, воды, леса, животный и растительный мир), немыслимые вне земли и без земли. Всё это свидетельствует об исключи­тельной важности земли как особого природного объекта, отношения по по­воду использования которого нуждаются в особом правовом регулировании и охране. Однако следует отметить, что с каждым годом происходит постоянное ухудшение состояния земли, что зависит от естественных и антропогенных факторов. Так, в 2014 г. выборочно были обследованы почвы различного типа на территории 33 субъектов Российской Федерации. Площадь обследованной территории составила около 31,1 тыс. га. В 2014 г. участки, почва которых загрязнена пестицидами (выше установленных гигиенических нормативов), были обнаружены на территории 9 субъектов Российской Федерации [2].

Как справедливо полагает О.Л. Дубовик, состояние земель в России является угрозой ее национальной безопасности [5]. В результате непродуманной хозяйственной деятельности человека происходит разрушение почвенного покрова, снижение его плодородия. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно – помимо иных мер охраны земель – при эффективном применении мер юридической ответственности. Как подчеркивает О.Л. Дубовик, «юридическая ответственность является последним доводом, крайней мерой. Но, учитывая низкий уровень правосознания, правовой и экологической культуры, эта мера во многом помогает усилить охрану земель от порчи и загрязнения» [1].

Действующий Земельный кодекс РФ [6] предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, как форму гражданско-правовой ответственности.

Среди всех видов юридической ответственности по силе воздействия на нарушителей общественных отношений в области охраны окружающей человека среды выделяется прежде всего административная ответственность. Сущность ее состоит в применении уполномоченными государственными органами мер административного принуждения к правонарушителям [13]. К числу основных мер воздействия административного характера за совершение земельных правонарушений следует отнести предупреждение и административный штраф.

Согласно «Основам государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы» одним из основных направлений в указанной сфере является повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено административное правонарушение [9].

В связи с вступлением в силу 20 марта 2015 года Федерального закона №46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [11] штрафы за нарушение земельного законодательства были повышены в десятки раз, в частности:

·     за самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ [7]): 1) на граждан от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ранее от 500 руб. до 1 тыс. руб.); 2) на должностных лиц от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (ранее от 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб.); 3) на юридических лиц от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (ранее от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.);

·     невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 КоАП РФ): 1) на граждан от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ранее от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб.); 2) на должностных лиц от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. (ранее от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб.); 3) на юридических лиц от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. (ранее от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.).

В современных условиях увеличение штрафных санкций, возможно, будет существенной и жесткой мерой наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды, а также свое­образным гарантом предотвращения повторения подобного правонаруше­ния в будущем.

Важным звеном, направленным на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством, является проведение государственного земельного надзора. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» [9] государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. В 2015 году на территории Белгородской области государственными инспекторами Управления Росреестра по Белгородской области по использованию и охране земель проведено 5424 проверки соблюдения требований земельного законодательства. В ходе проверок было выявлено 1731 нарушение требований земельного законодательства, госземинспекторами составлено 980 протоколов об административных правонарушениях, выдано 1143 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, 887 нарушителей привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 8099 тыс. руб. [14].

Нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает: экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст. 254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющиеся посягательством на землю как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст. 231, 260 УК РФ) [15].

Что касается статьи 254 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ («Порча земли») [7], то объективная потребность в применении данной статьи огромна. Перечень примерных ситуаций может быть весьма широким. Земля подвергается загрязнению тяжелыми металлами, нефтью, отравляется свалками, сточными водами. Все эти явления обязывают выявлять факты поведения, которыми они создаются, и подвергать их уголовно-правовой оценке [4].

Г. Хлупина и Н. Качина отмечают, что уголовно-правовая норма за порчу земли является одной из самых сложных по конструкции [12]. Порча земли практически всегда влечет наступление вредных последствий. Представляется, что их можно условно разделить на последствия экологического и экономического характера. К последствиям экологического характера относятся ухудшение естественного состояния земель, причинение вреда другим компонентам природной среды. Поскольку все происходящие в природе процессы взаимосвязаны, порча земли способна повлечь причинение вреда водам, атмосферному воздуху, растительному и животному миру, жизни и здоровью человека. Общественная опасность порчи земли высока и состоит в причинении вреда или возможности его причинения всей окружающей среде в целом.

Вместе с тем действительно необходимо, чтобы уголовный закон применялся к наиболее опасным правонарушениям. Юридически корректное разграничение административной и уголовной ответственности, основанное на презумпции правоприменения мер административного воздействия в спорных случаях, является обязательным условием рациональной правовой политики в этой области [3].

 

Список литературы:
1. Воронцова О.В. Юридическая ответственность за порчу земли / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – Сыктывкар: КРАСГИУ, 2012. – С. 4.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» // http://www.mnr.gov.ru/regulatory/ list.php?part=1756. (25.04.2017).
3. Дубовик О.Л. Комментарий к гл. 26 УК РФ «Экологические преступления». – М.: Спарк, 1998. – С. 69.
4. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. – М.: Спарк, 1998. – С. 239.
5. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – С. 389.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1.
8. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // СЗ РФ. – 2015. – № 2. – Ст. 514.
9. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы» // СЗ РФ. – 2012. – № 12. – Ст. 1425.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации, принят ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. – № 25. – Ст. 2954.
11. Федеральный закон от 20.03.2015 №46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1416.
12. Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. – 2010. – №1. – С. 51–52.
13. Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. – Киев: Наукова Думка, 1978. С. 32.
14. http://www.rovenkiadm.ru/index.php/rosreestr/novosti-rosreestra/(25.04.2017).
15. http://pravovedus.ru/practical-law/land/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva (25.04.2017).