ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ
SALE OF GOODS THROUGH THE MARKETPLACE: LEGAL REGULATION AND ISSUES OF INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS
Roman Pivovarov
Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Arina Erdneeva
Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. В статье рассматривается действующее российское законодательство, регулирующее куплю-продажу товаров через маркетплейсы, а также обосновывается необходимость принятие общего закона. Автор анализирует сложившуюся практику взаимодействия маркетплейса, продавца, покупателя и владельца пункта выдачи заказов.
Abstract. The article examines the current Russian legislation regulating the purchase and sale of goods through marketplaces, and also substantiates the need for the adoption of a general law. The author analyzes the established practice of interaction between the marketplace, the seller, the buyer and the owner of the order pick-up point.
Ключевые слова: маркетплейс, продавец, покупатель, владелец пункта выдачи заказов, агрегатор информации.
Keywords: marketplace, seller, buyer, order pick-up point owner, information aggregator.
Стремительное развитие информационных технологий повлияло на характер отношений между продавцом и покупателем. Из года в год наблюдается активный рост числа лиц, совершающих покупки онлайн, особенно на маркетплейсах. Так, объем трат на маркетплейсах в 2023 году был в 1,5 раза больше, чем в 2022 году [5].
Маркетплейсы обладают целым рядом преимуществ как для покупателей, так и продавцов. Потребители могут удаленно совершить покупку, выбрав товар из широкого ассортимента по выгодным и высоким скидкам, а продавцы, отвечающие минимальным требованиям, начинают реализацию практически любого продукта с момента его размещения на платформе, быстро анализируют спрос на основе предоставленной аналитики [1, с. 104].
Несмотря на это, на маркетплейсах наблюдается высокая ценовая конкуренция, обусловленная тем, что основный источник доходов платформ – проценты от продаж. Акции, скидки и распродажи могут проводится без согласования с продавцом, что приводит к большим убыткам. Индивидуальному предпринимателю удалось взыскать с ООО «Вайлдберриз» разницу между согласованной сторонами розничной стоимостью товара, проданного ответчиком за период март-август 2020 года, и стоимостью продажи ответчиком принадлежащего истцу товара за указанный период в размере 39 546 524 руб. 66 коп. [6] Поводом для обращения в суд стало реализация его товаров без согласования со скидками до 90%.
Риск для покупателя состоит в том, что он может приобрести контрафактный товар. Последствия его использования могут нанести вред жизни и здоровью. Важно отметить, что подобные случаи становятся все реже, поскольку в данном случае страдает именно деловая репутация и имидж самой онлайн-площадки, а не продавца.
Базовым нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере выступает Гражданский кодекс РФ [2], регулирующий правила розничной купли-продажи, в том числе дистанционным способом, определяющий требования к договорам, заключаемым между продавцом и маркетплейсом. В связи с тем, что одним из участников отношений является потребитель, то на них будут распространяться положения Закона РФ «О защите прав потребителей» [3] о необходимой для размещения информации, об ответственности продавца и маркетплейса. Учитывая, что весь процесс торговли опосредуется использованием информационных технологий, то ряд требований содержится в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] и ФЗ «О персональных данных» [11]. Следует также назвать ФЗ «О национальной платежной системе» [9], поскольку денежные операции совершаются в безналичной форме расчетов. Приведенный перечень законов не является исчерпывающим.
Продажа товаров на маркетплейсах обладает всеми характеристиками розничной торговли, следовательно, к возникающим отношениям применяются Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, принятые Правительством РФ.
Таким образом, регулирование торговли на онлайн-площадках осуществляется целым рядом нормативных правовых актов разной отраслевой принадлежности и степени юридической силы.
Следует отметить, что в науке ставятся вопросы о целесообразности правового регулирования указанной сферы и о возможностях саморегулирования [8, c. 4]. Ярким примером реализации таких возможностей являются Стандарты по взаимодействию марктеплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов, утвержденные Комиссией по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации. Они не обладают юридической силой, следовательно, могут не исполняться. В связи с этим государственное регулирование необходимо, однако оно должно устанавливать исходные начала торговли на маркетплейсах, предоставляя широкие возможности для саморегулирования.
Пробелом в законодательном регулировании рассматриваемой сферы следует признать отсутствие дефиниции «маркетплейс». При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» [3] содержит понятие владельца агрегатора информации о товарах (услугах), которое включает в себе и характеристики маркетплейсов. Маркетплейс, по сути, представляет собой своеобразную онлайн платформу, на которой выставлены на продажу различные товары и услуги [12, с. 1]. Преимуществом закрепления определения именно маркетплейса, а не агрегатора информации является его широкое использование в повседневной жизни. Это сделает толкование необходимых нормативных актов более доступным, а применение – эффективным.
На момент проведения исследования в Государственной Думе РФ рассматривается проект ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации» [4]. Он содержит требования, которые предъявляются к договорам, заключаемым как с продавцом, так и с владельцем пункта выдачи заказов, закрепляет права и обязанности продавца и владельца пунктов выдачи, правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах. Кроме этого, законопроект возлагает на Федеральную антимонопольную службу обязанность по осуществлению государственного контроля за соблюдением будущего закона.
Основными участниками рассматриваемых отношений являются маркетплейс или его владелец, продавец и покупатель. Каждый из них имеет свой собственный интерес: владелец маркетплейса – получить высокий объем продаж, продавец – выгодно реализовать свой товар, покупатель – приобрести дешево необходимый товар надлежащего качества. При столкновении их интересов возникают конфликты, показывающее пробелы правового регулирования.
Рассмотренное выше судебное дело о взыскании разницы между розничной стоимостью товара показывает, что в отношениях между продавцом и маркетплейсом последний является в наиболее выгодном положении, поскольку сам устанавливает условия и требования размещения и реализации товаров. В связи с этим авторы законопроекта предлагают в качестве обязательного условия заключаемого между маркетплейсом и продавцом договора закрепить порядок определения и изменения цены на товар.
Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность отказа потребителя от товара и возращение его продавцу [3]. На практике покупатели столкнулись с трудностями при возврате товара, купленного на маркетплейсе. Спор возник из-за того, что обратную доставку товара ненадлежащего качества должен был оплатить покупатель. Подольский городской суд признал такие действия противоправными и обязал ООО «Вайлдберриз» осуществлять возврат товара ненадлежащего качества от потребителей за счет продавца [7]. Подчеркнем, что оплата обратной доставки товара надлежащего качества допустима.
В последнее время приобрел актуальность вопрос, связанный с защитой прав владельцев пунктов выдачи заказов. В марте 2023 года ряд владельцев пунктов выдачи заказов ООО «Вайлдберриз» объявили забастовку, вызванную новыми правилами наложения штрафов за возврат покупателем подмененного или имеющего брак товара. Новые условия привели к тому, что удержания из заработной платы стали превышать ее саму. Доходы работников пунктов выдачи ушли в минус. Маркетплейсу пришлось принимать меры для урегулирования конфликта, в том числе за счет доработки системы контроля.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что маркетплейсы обладают целым рядом преимуществ и составляют высокую конкуренцию традиционной форме торговли. Отмеченные недостатки обусловлены, прежде всего, стремительным развитием таких онлайн-площадок.
Существующего в России регулирования рассматриваемых отношений многочисленными различными нормативными актами недостаточно. Принятие единого закона позволит сделать государственное регулирование и контроль более целенаправленным. При этом важно обеспечить баланс интересов всех участников и предоставить возможности для саморегулирования.