УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЙ
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЙ
CRIMINAL PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOR AND ITS PLACE IN THE PUNISHMENT SYSTEM
Victoria Smirnova
2nd year Master's degree student, (specialty "Jurisprudence"), Ivanovo branch of RANEPA, Russia, Ivanovo
Tatyana Lugovenko
Scientific supervisor, Candidate of Law, Head of the Department of Criminal Law Disciplines, Ivanovo branch of RANEPA, Russia, Ivanovo
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос регламентации наказания в виде исправительных работ. Особое внимание в исследовании уделено месту исправительных работ в действующей системе наказаний.
Abstract. The article considers the issue of regulation of punishment in the form of correctional labor. Special attention in the study is paid to the place of correctional labor in the current system of punishments.
Ключевые слова: исправление осужденного, наказание, система наказаний, уголовно-исполнительные работы, штраф.
Keywords: correction of the convicted person, punishment, punishment system, penal enforcement works, fine.
Система наказаний действующего российского уголовного законодательства носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции РФ[1, С.20-21,50], общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.
Несмотря на то, что наказание как мера принуждения является исключительной прерогативой государства, а совершенствование системы наказаний остается одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики, в настоящее время по-прежнему остро стоит вопрос эффективности и соблюдения требований по назначению наказания.
Ученое сообщество неоднократно обращало внимание на существующие недостатки системы уголовных наказаний, закрепленной ст. 44 УК РФ[2, С.44] и включающей перечень из 13 видов.
Большинство специалистов убеждены, что в рассматриваемой системе нарушен принцип расположения наказаний по степени их строгости (от менее строгого к наиболее суровому), а часть наказаний редко применяется на практике (к примеру, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), применение наказания в виде смертной казни запрещено Конституционным Судом РФ [13, с. 44]. Наказание в виде ареста применяется только в отношении военнослужащих, которые отбывают его на гауптвахте.
Одной из дискуссионных проблем является вопрос о месте исправительных работ в действующей системе наказаний. Данный вид наказания занимает в перечне пятое место, что должно подчеркивать его строгость. Однако сложно согласиться, что, например, штраф является менее строгим наказанием по сравнению с исправительными работами.
Ученые утверждают, что место исправительных работ в действующей системе наказаний определено неверно. В частности, И.А. Подройкина считает наказание в виде исправительных работ менее строгим наказанием, чем штраф[12, С.313].
По мнению Т.В. Непомнящей, штраф – это более строгий вид наказания, чем лишение права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград, обязательные и исправительные работы [11, с. 191].
Н.А. Лопашенко предлагала изложить систему наказаний следующим образом: исправительные работы; ограничение свободы; обязательные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; принудительные работы; лишение свободы [9, с. 46].
Понятие наказания в виде исправительных работ, а также круг субъектов, к которым оно может быть применено определены в ст. 50 УК РФ[2, С.50]. С момента принятия действующего УК РФ данная норма неоднократно претерпевала изменения. Изначально было установлено, что наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденного. Согласно изменениям, внесенным в указанную статью Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», были расширены возможности назначения исправительных работы за счет лиц, не имеющих основного места работы и отбывающих наказание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями[6]. В настоящее время исправительные работы назначаются лицам, как имеющим основное место работы, так и не имеющим такового.
Исправительные работы назначаются преимущественно за преступления небольшой или средней тяжести. Регламентация исполнения данного вида наказания закреплена Уголовно-исполнительном Кодексе Российской Федерации (глава 7). При этом к основным обязанностям осужденного РФ к исправительным работам согласно статье 40 УИК РФ относятся: 1) соблюдение порядка и условий отбывания наказания; 2) добросовестное отношение к труду; 3) явка в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову; 4) уведомление в установленные сроки (в течение 10 дней) уголовно-исполнительной инспекции об изменении места работы и места жительства (ст. 40 УИК РФ) [3].
Исправление осужденного осуществляется посредством наложения на него определенных обязанностей: трудиться и компенсировать ущерб, нанесенный государству и обществу совершенным преступлением. Ущерб возмещается путем удержаний из заработной платы размера, установленного приговором суда. При этом осужденный в период отбывания наказания не может отказаться от предоставленной ему работы, а также уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции.
Основная цель наказания в виде исправительных работ - исправление осужденного путем его обязательного трудоустройства. Отбывая наказание, осужденный компенсирует ущерб, причиненный преступлением, а также получает официальный заработок. Положительное влияние оказывает социальная среда, в которой трудится осужденный. В этом заключается воспитательное воздействие данного вида наказания, что способствует профилактике совершения новых преступлений этим лицом.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 (ред. 18.12.2018) № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» установлено, что поскольку наказание в виде исправительных работ предполагает привлечение осужденного к труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, наличие или отсутствие у него основного места работы, место постоянного жительства, а также другие свидетельствующие о возможности исполнения этих видов наказаний обстоятельства. Место отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ в приговоре не указывается, оно определяется уголовно-исполнительной инспекцией в зависимости от наличия или отсутствия у лица основного места работы в районе места жительства[7].
Если у осужденного имеется основное место работы, то проблем с отбыванием данного вида наказания не возникает, в отличие от отбывания наказания осужденными, которые не имеют основного места работы. В последнем случае уголовно-исполнительные инспекции сталкиваются с проблемой трудоустройства указанных лиц.
Законодательно не урегулированы какие-либо критерии, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют объекты и места, на которых отбываются исправительные работы. В связи с тем, что у органов местного самоуправления «нет рычагов воздействия» на частные организации и индивидуальных предпринимателей, в перечень организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ включаются в основном муниципальные предприятия и учреждения, вид деятельности которых связан с благоустройством либо предоставлением коммунальных услуг, количество рабочих мест в которых достаточно ограничено. Так, например, Администрацией Заволжского муниципального района в перечень организаций для отбывания осужденными, не имеющими основного места работы, наказания в виде исправительных работ, включены семь организаций: из которых четыре - органы местного самоуправления сельских поселений (Администрация Волжского сельского поселения, Администрация Дмитриевского сельского поселения, Администрация Междуреченского сельского поселения, Администрация Сосневского сельского поселения), одно – муниципальное бюджетное учреждение, основным видом деятельности которого является предоставление коммунальных услуг, одно - областное бюджетное учреждение и один производственный кооператив, также осуществляющий деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства [8]. Затрудняет реализацию отбывания данного вида наказания и отсутствие предприятий и организаций в районе места жительства осужденного.
Согласно статистическим данным наказание в виде исправительных работ в 2020 году было назначено 42789 лицу, в 2021 - 48111 лицу, в 2022 году - 50521 лицу, а в 2023 – 48197 лицу[16]. Таким образом, не смотря на проблемы, связанные с реализацией отбывания наказания в виде исправительных работ, заметно ежегодное увеличение количества лиц, осужденных к отбыванию данного вида наказания.
Размер удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам устанавливается судом и составляет от пяти до двадцати процентов, а срок, на который назначается наказание, может варьироваться от двух месяцев до двух лет. При этом в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 (ред. 18.12.2018) № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» при назначении наказания по совокупности преступлений или при совокупности приговоров увеличиваются только сроки работ, проценты удержаний не складываются[7].
В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф же устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов[2, С. 46]. При этом штраф должен быть выплачен единовременно, либо суд, учитывая тяжесть преступления и имущественное положение осужденного и его семьи может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.
Таким образом, мы считаем, что максимальный предел указанных видов наказаний явно несоизмерим. Такого же мнения придерживаются Т.В. Непомнящая, А.И. Сакаев, С.В. Тасаков[11, С.36], указывая, что штраф как вид наказания из-за своих экономических последствий определенно является более тяжким видом наказания, нежели лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные и исправительные работы, а также ограничение свободы.
Итак, наказание в виде исправительных работ, на наш взгляд, является одним из наиболее мягких наказаний, так как исправление осужденного достигается посредством его трудоустройства и воспитательным воздействием социальной среды, в которой находится осужденный, отбывая данное наказание. При этом размер удержаний в доход государства не оказывает серьезного влияния на уровень жизни осужденного. Соответственно, среди множественности элементов исчерпывающего перечня, образующего систему наказаний (ст. 44 УК РФ[2, С.44]), исправительные работы должны занимать первое место. Слово за законодателем.