К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В ПРОЦЕССЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НУЖД
Секция: Гражданский процесс; арбитражный процесс

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В ПРОЦЕССЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ВОИНСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НУЖД
Аннотация. С февраля 2022 года, с начала периода СВО существует острая необходимость в реализации всевозможных поставок и перевозок грузов в том числе при помощи железнодорожного транспорта для воинских и специальных нужд. Действующее законодательство определяет общий порядок рассмотрения подобной категории споров, что в том числе может привести к затягиванию данных споров и не способствовать разрешению и исполнению тех или иных нужд. В статье приводится анализ положений законодательства в данной сфере и предложен комплекс мер, направленных на ускорение рассмотрения данной категории споров.
Ключевые слова: Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом, арбитражные споры, организация рассмотрения споров из договоров поставки железнодорожным транспортом для воинских и специальных нужд.
В Российской Федерации, определяя особенности правового регулирования деятельности органов судебной власти, принято разделять корпоративные споры, экономические споры, а также споры гражданско-правового, административного, уголовно-правового характера и споры, вытекающие из дел о привлечении лиц к административной ответственности.
Говоря о такого рода категории споров как споры, вытекающие из отношений в сфере договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом можно выделить, что они подпадают сразу под две изложенные выше категории, а именно, относятся как к экономическим спорам, так и к спорам гражданско-правового характера.
Так, выделим, что в силу положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к компетенциям арбитражных судов России относится рассмотрение всевозможных споров, из категории «экономический спор», а также иных споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности [2].
На основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» [5], а также на основании некоторых иных нормативных правовых актов 24.02.2022 г. началась специальная военная операция.
В рамках указанной операции, в том числе, с учетом факта присоединения ряда территорий в состав Российской Федерации на основании ратификации договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, безусловно, осуществляется реализация поставок как вооружения, так и иных грузов железнодорожным транспортом.
С точки зрения права, следует отметить, что действующие положения крайне интересы, рассматривая их нормативное правовое регулирование.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. №1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» [6] (далее – Постановление №1590) следует отметить, что урегулирован вопрос относительно реализации и процедуры осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом для воинских и специальных государственных нужд.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 678 «Об определении единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» [4] Правительство Российской Федерации предусмотрело следующую процедуру реализации организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, а именно.
В силу пункта 1 указанного Постановления №1590 посредством осуществления конкурентных закупок у владельцев железнодорожного подвижного состава и контейнеров, победитель такого рода закупок осуществляет непосредственно услуги перевозки в соответствии с тарифами, определяемыми соответствующим Постановлением [6].
Также следует выделить, что помимо указанного нормативного правового акта, имеет место быть также в рамках рассмотрения вопроса о правовом регулировании дополнительных работ и услуг, связанных с осуществлением воинских и специальных железнодорожных перевозок, оказываемых единственными исполнителями услуг такой нормативный акт как Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2018 г. №1405-р, которое предусматривает соответствующую специфику и данный перечень[7].
К категории «закупка» к отношениям в сфере воинских и специальных перевозок применяется такой нормативный правовой акт, как Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ [3].
Согласно данному нормативному правовому акту исполнителем такого рода правоотношений, то есть лицом, осуществляющим перевозку грузов железнодорожным транспортом для воинских и специальных нужд, является лицо, указанное в подпункте 4 части 1 статьи 3 указанного Закона, а именно, лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Головным исполнителем признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Кооперацией головного исполнителя признается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Таким образом, можно сформировать общее определение лица, которое заключает контракт на перевозку грузов для воинских и специальных перевозок. Это лицо, относящееся к категории «головной исполнитель» или «исполнитель», входящий в кооперацию головного исполнителя, у которого на праве собственности или хозяйственного ведения имеется железнодорожный подвижный состав и контейнеры.
Отметим, что исходя из совокупности изложенных норм права, споры, вытекающие из отношений, в сфере государственного контракта на перевозки грузов железнодорожным транспортом относятся к компетенции арбитражных судов по месту заключения такого контракта.
В то же время, выделим, что в силу особенностей рассмотрения арбитражными судами споров, сам по себе срок рассмотрения дел может быть весьма длительным.
Так, выделим, что АПК РФ определяет срок принятия дела к производству, но не определяет срок предварительного судебного заседания. Так, законом определено исключительно, что подготовка дела к судебному разбирательству проводится в срок, определяемый судьёй с учётом обстоятельств конкретного дела и необходимости совершения соответствующих процессуальных действий.
В то же время, относительно ряда споров АПК РФ предусматривает определенные сроки рассмотрения дел, так, статья 200 АПК РФ определяет трехмесячный месячный срок для рассмотрения споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, двухмесячный срок для рассмотрения споров, связанных с упрощенным порядком рассмотрения споров, шестимесячный срок для рассмотрения общей категории дел. В силу изложенного, представляется необходимым определить, что такая категория споров, как споры, связанные с перевозкой грузов для воинских и специальных нужд, является одной из тех категорий, которая нуждается в рассмотрении в более усеченные сроки, ввиду особенностей такого рода правоотношений. Сам по себе специальный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ уже определяет особенности и специфику заключения подобного рода контрактов, а соответственно, орган судебной власти, в данном случае, арбитражный суд лишь оценивает порядок соблюдения либо несоблюдения положений данного закона.
С учетом изложенного, представляется необходимым дополнить АПК РФ положениями, согласно которым категория споров, вытекающая из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом для воинских и специальных нужд, должна быть рассмотрена арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев. Данная новелла связана в первую очередь с тем, что субъектный состав данного рода правоотношений состоит из профессионального участника государственного контракта с одной стороны, и федерального органа исполнительной власти с другой. Также указанная норма непосредственно связана с тем, что такая категория споров нуждается в безотлагательном разрешении для обеспечения нужд военно-промышленного комплекса или соответствующих специальных нужд государства.
Также предлагается предусмотреть по аналогии с рядом особенных категорий споров, внесение изменений в Раздел IV «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел» АПК РФ, дополнив его «Главой 31.2. Производство по делам в сфере государственного оборонного заказа». В рамках указанной Главы предлагается изложить процедуру рассмотрения такой категории дел арбитражными судами. В том числе, предлагается в рамках данной категории споров предусмотреть сокращенные сроки досудебного порядка урегулирования споров, снизив срок с тридцатидневного до десятидневного.
В заключение отметим, что в силу действующих положений отечественного законодательства существует некоторая правовая неопределенность, связанная с рассмотрением некоторых категорий дел, связанных в том числе с государственным оборонным заказом. Исходя из положений отечественных норм, несмотря на то, что по своей сути рассматриваемая категория споров лишь определяет нарушены ли публичные интересы, а равно интересы предпринимателя или организации, осуществляющей оборонный заказ, на практике данная категория споров может разрешаться в судебных инстанциях длительный период, что не соотносится с самой целью осуществления такой правовой защиты, ввиду чего представляется необходимым внедрить предлагаемую правовую модель для ускорения разрешения споров, связанных с рассматриваемыми правоотношениями.
