Статья:

Нормативно-правовые основы предоставления государственных услуг через МФЦ

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Костенко Е.И. Нормативно-правовые основы предоставления государственных услуг через МФЦ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 48-52.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нормативно-правовые основы предоставления государственных услуг через МФЦ

Костенко Екатерина Игоревна
магистрант Уральский институт управления, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В приведённой статье проанализированы нормативно-правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляемых на базе многофункциональных центров. Изучены основополагающие источники и дана оценка состоянию действующего законодательства, регламентирующего предоставление услуг населению.

 

Ключевые слова: федеральный закон; подзаконные акты; государственная и муниципальная услуга; постановление Правительства РФ; административной регламент; права и обязанности граждан; МФЦ.

 

Любая сфера деятельности, в том числе и предоставления каких-либо услуг, регламентируется строго в соответствии с законом. Правовой основой всегда являются федеральные законы, а также подзаконные акты, которые публикуются в официальных источниках. На их основании действует каждая организация, занимающаяся выполнением работ или предоставлением услуг.

Нормативно-правовой основой предоставления государственных и муниципальных услуг является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Им регулируется правовой статус МФЦ, а также общественные отношения, возникающие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Уточню, что в статье речь идёт об услугах, предоставляемых на федеральном уровне. Закон определяет, что представляет собой государственная и муниципальная услуги, перечисляет принципы оказания этих услуг. Также в законе обозначены права и обязанности, как граждан, так и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, регламентирован процесс образования МФЦ и порядок их деятельности, затронут вопрос ответственности, которая наступает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предоставляемых услуг в случае причинения какого-либо вреда или наступления вредных последствий. Итак, государственная и муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которая производится по запросам граждан. Различного рода услуги основываются и действуют на определённых принципах, которые включают в себя, во-первых, правомерность предоставления услуг органами исполнительной власти; во-вторых, открытость деятельности таких органов, в-третьих, доступность обращения за получением той или иной услуги, и, наконец, возможность получить услугу в электронной форме [1, ст. 4].

Также первая глава очень подробно определяет права граждан, обращающихся за услугой, пределы их обращения; права и обязанности другой стороны – органов, оказывающих эти услуги. Права граждан перечислены в ст. 5 вышеуказанного закона, оговорены в исчерпывающем перечне. Особенностью здесь является то, что права являются зеркальным отражением обязанностей органов, предоставляющих услуги в соответствие с их административным регламентом.

Глава четвертая закона посвящена процессу предоставления услуг в МФЦ, его правам как организации, основным функциям и ответственности. Правам, функциям и ответственности МФЦ посвящена статья 16 указанного закона, перечень же обязанностей изложен в статье 17 нормативного акта. Если детально анализировать указанные нормы, то видно, что прав у второй стороны существенно меньше, чем у граждан, а вот обязанностей намного больше. Кроме того, статья 16 посвящена ответственности, которую несёт орган, оказывающий услуги в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Отмечу, что на защиту прав гражданина нацелены не только федеральные и региональные органы власти, но и суд.

В заключении добавлю, что нормативный акт весьма широко освещает деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению. Несмотря на сравнительную «молодость» закона, в него неоднократно вносились поправки. Это говорит о том, что закон работает, и в процессе его применения периодически возникают юридические казусы, требующие корректировки текста в соответствии с предъявляемыми требованиями и замечаниями заявителей, которые нацелены на повышение качества предоставления услуг. 

Следующим нормативным актом, заслуживающим внимание, является Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» Этот подзаконный акт регламентирует правила организации деятельности МФЦ.

Согласно Постановлению, многофункциональным центром является учреждение, которое выполняет функцию взаимодействия между органами власти и гражданами по принципу «одного окна» [4, ст. 1]. В таком центре населению предоставляется бесплатный доступ к Единому порталу государственных и муниципальных услуг, а также возможность произвести их оплату. Также в зависимости от регламента работы МФЦ могут предоставляться нотариальные, копировально-множительные, банковские услуги, а также услуги бесплатного доступа к правовым системам.

В процессе выполнения законодательно определенных функций МФЦ направляет межведомственные запросы о предоставлении документов и информации в другие организации и органы исполнительной власти. Порядок направления запросов и получения ответов регулируется еще одним Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Указанный нормативно-правовой акт устанавливает понятие, цели, задачи и функции единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Также в его тексте содержатся основы информационного обмена, осуществляемого с её применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме [2, ст. 6]. Любая услуга имеет свой строгий порядок предоставления, который отражен в так называемом административном регламенте. Область действия такого свода правил устанавливает Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. В этом документе излагаются положения, связанные с принципами составления административных регламентов, требования к содержанию регламента, а также требования к порядку проведению правовой экспертизы административного регламента на его соответствие закону. Исходя из этого следует, что административный регламент есть нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления какой-либо услуги. При этом в регламенте должны быть прописаны следующие элементы:

- наименование самой услуги;

- наименования органа, предоставляющего услугу;

- результат, сроки, правовые основания предоставления услуги;

- перечень документов, необходимых для предоставления той или иной услуги;

- срок регистрации запроса гражданина и др. [3, ст. 14].

Как видите, список элементов не является строго исчерпывающим, он может быть расширен в зависимости от особенностей того или иного региона, в котором предоставляются услуги.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод. Состояние нормативно-правового законодательства, регламентирующего предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ, находится на достаточно высоком уровне. Весь спектр проанализированных норм правотворчества полно, всесторонне и объективно раскрывает процесс предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Таким образом, в настоящее время присутствует вся необходимая правовая основа, направленная на качественное решение вопросов граждан по получению той или иной государственной услуги.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ (ред. 04.06.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4179. 
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 (ред. 30.06.2018) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 г. - № 38. - Ст. 4823. 
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 (ред. 27.08.2018) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г. - № 22. - Ст. 3169. 
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 (ред. 02.08.2018) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7932.
5. Плахотина Е. В. Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре // Молодой ученый. - 2018. - №38. - С. 139-141. – URL https://moluch.ru/archive/224/52759/ (дата обращения: 08.07.2019).