Статья:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Зайцева Е.О. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(83). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Зайцева Екатерина Олеговна
студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь
Телегин Александр Степанович
научный руководитель, канд. юрид. наук, профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS OBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

 

Ekaterina Zaitseva

Student, Perm State National Research University, Russia, Perm

Alexander Telegin

Scientific adviser, Ph.D. legal sciences, professor, Perm State National Research University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности таких объектов административного регулирования как физическая культура, спорт. Рассматривается государственный контроль за деятельностью данных сфер, а также особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в области спорта и физической культуры. Приводятся примеры применения правовой базы административного законодательства, а также подчеркивается административная ответственность за нарушение законодательства.

Abstract. The article examines the features of such objects of administrative regulation as physical culture and sports. The article considers the state control over the activities of these areas, as well as the specifics of the legal regulation of entrepreneurial activity in the field of sports and physical culture. Examples of the application of the legal framework of administrative legislation are given, and administrative responsibility for violation of legislation is emphasized.

 

Ключевые слова: административное регулирование; область физической культуры и спорта; государственный контроль; административная ответственность.

Key words: administrative regulation; the field of physical culture and sports; state control; administrative responsibility.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время спорт и физическая культура в целом являются одними из самых важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Во - первых, физическая культура и спорт влияют на социальное развитие общества, а именно выступают как важнейшие составляющие в области социального благополучия населения. Во – вторых, экономическая сфера Российской Федерации тесно связана с развитием и регулированием таких областей как спорт и физическая культура. Финансирование различных спортивных клубов, школ, а также гарантии и выплаты населению, совершенствование спортивной инфраструктуры субъектов РФ, все эти составляющие оставляют огромный след в экономике страны. В – третьих, благодаря проведению масштабных спортивных мероприятий страна активно и с большими темпами повышает международный авторитет, что влияет на политическую сферу Российской Федерации. Например, Олимпийские игры в Сочи, которые проходили в 2014 году, положительно повлияли на престиж России в иностранных государствах, потому что не каждой стране выпадет честь и возможность провести самое масштабное мероприятие на своей территории. В – четвертых, спорт напрямую связаны с культурным развитием населения.

Необходимость правильного и эффективного административно-правового регулирования в области физической культуры, спорта, возникает из-за повышения значимости данных областей для развития страны во всех четырех сферах.

Что такое административно-правовое регулирование? Административно- правовое регулирование - это воздействие административно-правовых средств, а также административного права, которые направлены на определенные цели, а именно на общественные отношения в различных сферах. Для того, чтобы комплексно изучить административно-правовое регулирования в сфере спорта, туризма и физической культуры необходимо рассмотреть правовые основы их управления. Спорт и физическая культура как важнейшее составляющее социально-экономической политики страны требует прочное правовое регулирование, что создаст благоприятную обстановку для эффективного и безопасного развития данных областей.

Одним из значимых правовых актов по регулированию спорта и туризма является Конституция РФ [1]. На ее основе строятся все остальные правовые акты, регулирующие данную область. В соответствии со ст.7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, С.3]. Данная статья объясняет сущность целей, которые ставит перед собой государство в области спорта, туризма и физической культуры. Ст.44 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на участие в культурной жизни общества [1, С.10]. Положения правового акта доказывают нам наличие правовой основы в области спорта и физической культуры на основе общих положений.

В Регламенте Министерства спорта РФ [3] прописаны положения, которые регулируют деятельность данного органа. К таким положениям можно отнести порядок планирования работы, порядок организации работы, подготовки и оформления решений, а также порядок исполнения поручений Министерством спорта. В свою очередь, Министерство спорта издает приказы о награждении, благодарности, присвоения званий, договаривается о проведении в России международных и всероссийских спортивных мероприятий, а также пропагандирует спорт и здоровый образ жизни среди населения. Оставшийся перечень полномочий Министерства спорта прописан в Постановлении Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации» [2].

На территории Российской Федерации действуют федеральные законы, которые регулируют отношения, возникающие из деятельности в области спорта и туризма. К таким федеральным законам можно отнести ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [5]. Данный правовой акт содержит общие положения, включающие в себя полномочия органов местного самоуправления, субъектов РФ, а также положение о субъектах, основные принципы и понятия в области спорта и физической культуры. Федеральный закон регулирует организацию деятельности, а именно спортивные клубы, местные и региональные федерации, организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий. Хочется отметить, что данный правовой акт регулирует права и обязанности уполномоченных лиц, которые осуществляют свою деятельность в спортивной сфере. Например, спортсмены обладают правом выбора видов спорта и правом на участие в спортивных соревнованиях в выбранных видах спорта. На ровне с указанными правами спортсмены имеют обязанности, а именно: соблюдение правил безопасности, соблюдение этических норм, соблюдение антидопинговых правил и тд.

Министерство социального развития РФ, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство просвещения РФ осуществляет нормотворческую деятельность, которая регулирует общественные отношения, возникающие в области спорта и физической культуры. Например, Министерство здравоохранения предусматривает порядок оказания медицинской помощи лицам, которые занимаются спортивной деятельностью, также регламентирует необходимые условия для проведения спортивных мероприятий. Вторым примером является деятельность Министерства образования РФ. Данный орган регулирует наличие образовательных программ в области физической культуры и спорта. Целью деятельности Министерства образования является физическое воспитание и физическое развитие личности, а также пропаганда с детского возраста здорового образа жизни.

Государственный контроль в предпринимательской деятельности необходим, так как в настоящее время предпринимательская деятельность в области спорта и физической культуры набирает обороты. Почти каждый когда-либо ходил в спортивный зал на групповые занятия или занятия с личным тренером. В связи с этим, государство вынуждено осуществлять контроль за предпринимательской деятельностью в области спорта и физической культуры.

Орган, который осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности в области спортивных и физкультурных услуг – это Роспотребнадзор. Есть правовой акт, который дает четкие указания и требования к предпринимательской деятельности в данной сфере. Если эти требования проигнорировать, то создастся угроза причинения вреда здоровью и угроза жизни потребителя. Положения ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные» [7] говорят о том, что необходимо соблюдать правила эксплуатации спортивного оборудования, проверять техническую составляющую оборудования, осуществлять врачебно-педагогический контроль во время оказаний спортивных услуг, а также создавать условия для реализации возможности проведения укрепляющих и оздоровительных услуг, например, массаж, закаливание.

Роспотребнадзор – это контролирующий орган. Он может осуществлять свою деятельность в виде плановых и неплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся только при наличии условий, которые угрожают безопасности потребителей. Плановые проверки проводятся в соответствии с периодами, а именно раз в три года. Для того, чтобы проверка была пройдена успешно, предпринимателям необходимо опираться на положения ГОСТ Р 52025-2003. Нарушение предпринимателями данных требований может повлечь административную ответственность в соответствии со ст.6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации зданий и сооружений, со ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, со ст.14.7 и 14.8 КоАП РФ – нарушение прав потребителей [4, С.254].

Прокуратура РФ и субъектов РФ осуществляет надзор за правильностью и безопасностью исполнений деятельности предпринимателей в области спорта и физической культуры. Прокуратура в данной сфере будет контролировать соблюдение правил пожарной безопасности, санитарного и технического состояния помещений и оборудования, соблюдение предоставления гарантий различным слоям населения, которые занимаются спортивной деятельностью, либо лицам, которые осуществляют спортивную деятельность.

Кроме Прокуратуры и Роспотребнадзора контролирующие функции осуществляет Федеральная Налоговая Служба РФ, но осуществляет именно налоговый контроль. В соответствии с законодательством РФ предпринимательская деятельность предполагает уплату налогов за осуществление спортивной деятельности.

В комплексное изучение административно-правового регулирования включает также особенности административной ответственности в области спорта и физической культуры.  Как уже было сказано выше, нарушение требований безопасности в области спорта, туризма и физической культуры влечёт за собой административную ответственность. КоАП предусматривает ответственность за различные составы правонарушений. К таким можно отнести нарушения в сфере допинга, проведения и организацию соревнований, нарушения правил безопасности при проведение спортивных мероприятий, а также правил поведения участников и зрителей во время проведения мероприятий.

Ст.6.18 КоАП РФ предполагает возникновение административной ответственности за нарушение требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. Частая ситуация об использовании допинга возникает в период Олимпийских игр, где спортсменов привлекают к административной ответственности по ст.6.18 КоАП [4, С.68]. В случае обнаружения у спортсмена наличия факта употребления допингового вещества назначается наказание в виде дисквалификации спортсмена.

Ст.20.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности во время проведения спортивных мероприятий. Так, в судебной практике есть случай, в котором в отношении Футбольного клуба «СКА-Хабаровск» было вынесено постановление об административном правонарушении в соответствии со ст.20.32 КоАП РФ [4, С.451]. В месте проведения спортивного мероприятия не было оснащено помещение для хранения опасных предметов, а именно взрывчатых веществ.

Хочется сделать вывод, что административно-правовое регулирование в области спорта и физической культуры осуществляется определенными уполномоченными органами, действующих на основании правовых актов. Важным органом для реализации целей государственной политики в области спорта и физической культуры является Министерство спорта РФ. Благодаря его деятельности происходит развитие данной сферы социально-экономической политики страны.

Нормативно-правовое регулирование направлено на реализацию населением их конституционных прав, а также на реализацию основ государственной политики в сфере спорта и туризма. К важнейшим правовым актам хочется отнести ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [5]. Положения федерального закона дают четкую нормативную основу для реализации деятельности в области спорта, физической культуре и туризма.

В комплексное изучение области физической культуры, спорта и туризма как объектов административно-правового регулирования входило изучение целей государственной политики в данной области, органов, осуществляющих регулирование данной области, изучение особенностей административной ответственности. Также были раскрыты правовые основы регулирования спорта, туризма и физической культуры в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. Федеральный конституционный закон от 14.03.2020 № 1 // Российская газета. От 14.03.2020.
2. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 607 (ред. от 3.11.2023)// Официальный интернет- портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2023).
3. Приказ Минспорта России от 20.12.2019 № 1082 // Официальный интернет- портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2023).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. От 27.04.2016. № 26. ст.3864.
5. Федеральный закон от 4.12.2007 № 329 (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. От 14.12.2007. № 50. Ст.6242.
6. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162 (ред. 30.12.2020) // Официальный интернет - портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2023).
7. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.07.2003 №81 (ред. 01.01.2014) // Официальный интернет- портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2023).