ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Секция: Административное право; административный процесс
LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
EFFECTIVENESS OF STATE CONTROL (SUPERVISION) MEASURES IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Anna Popik
Graduate students, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Russia, Saint Petersburg
Аннотация. Проведен анализ контрольно-надзорной практики в сфере образования. Государственный контроль и надзор в сфере образования в эпоху цифровизации претерпевают изменения, которые уже нашли отражение в регулировании общественных отношений при осуществлении контрольных мероприятий. Также в статье определяется применение технологий цифровизации в системе государственного контроля (надзора) в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.
Abstract. The analysis of control and supervisory practice in the field of education is carried out. State control and supervision in the field of education in the era of digitalization are undergoing changes that have already been reflected in the regulation of public relations in the implementation of control measures. The article also defines the use of digitalization technologies in the system of state control (supervision) in the field of education, identifying relevant problems and offering options for their resolution.
Ключевые слова: образование; государственный контроль; государственный надзор; Рособорнадзор; лицензирование; управление; регулирование; реформа; государство; качество; цифровизация; концепция.
Keywords: education state control; state supervision; Rosobornadzor; licensing; management; regulation; reform; state; quality; digitalization; concept.
Реалии современного общества отражают потребность науки в понимании, объяснении и подготовке к структурным изменениям в цифровом политическом процессе. Деятельность граждан в сети Интернет принимает неиерархическую форму и обеспечивает требуемые государством технологические процессы. Сетевые организационные структуры, встроенные в современный политический процесс, помогают создавать прочные горизонтальные связи, служащие инструментами сбора общественного мнения, координации гражданских инициатив и объединения интеллектуальных ресурсов. Синергетический эффект сотрудничества между государственными учреждениями, бизнесом и организациями гражданского общества очень важен для реализации цифрового гражданства. Потому что совместное управление в сети помогают создать безопасную и комфортную среду в физическом и цифровом пространстве [2, с. 123-134].
Главные целевые показатели цифровой трансформации, которые позволят говорить об успешном достижении соответствующей национальной цели к 2030 году, закреплены в подп. «д» п. 2 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 [6, c. 4884]:
- Достичь цифровой зрелости в ключевых секторах экономики и общества, включая здравоохранение, образование и государственное управление;
- Доля комплексных социальных услуг в электронном виде - 95%;
- Процент домохозяйств с широкополосным подключением – 97%;
- Инвестиции в российские ИТ-решения выросли в четыре раза по сравнению с 2019 годом.
Политика правительства по цифровизации активно ориентирована на сферу образования. Например, проект «Образование» и проект «Цифровая экономика» направлены на масштабное внедрение электронных ресурсов во всех образовательных учреждениях. Прежде всего, необходимо упростить предоставление образовательных услуг и повысить интерес студентов к образовательному процессу [5, с. 86–90].
Как известно, в рамках повышения эффективности механизма регулирования процесса образования происходит реализация постепенного внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного контроля (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 2046) [9, с. 2817].
Цифровизация и информатизация процессов государственного контроля позволят улучшить выполнение государственных задач и оказание образовательных услуг, а также повысить эффективность реализации Рособрнадзором публичных функций. Концепция прозрачности деятельности Рособрнадзора направлена на принятие принципов и механизмов системы «Открытое правительство». Эффективность систем государственного контроля (надзора) подтверждается наличием обратной связи с заинтересованными лицами относительно вопросов организации деятельности Рособрнадзора, оказанием необходимой консультативной помощи по соблюдению действующего образовательного законодательства [8, с. 1-17].
Административная практика Рособрнадзора связана с реализацией мер государственного контроля в сфере образования, контролем качества образования и контролем выполнения лицензионных требований организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Результаты этой работы оказывают непосредственное влияние на права и интересы подконтрольных субъектов, при этом большая часть таких отношений касается оспаривания образовательными организациями ненормативных актов Рособрнадзора по поводу приостановления деятельности и лишения государственной аккредитации или лицензии на образовательную деятельность [3, с. 37-45].
Виды и содержание профилактических мероприятий определены Законом № 248. Применительно к сфере образования меры профилактики уточнены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования [7, с. 1-22], т. е. необходимый перечень инструментов для использования в работе органов контроля (надзора) определен и с 01.07.2021 реализуется на практике. В качестве примеров профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования можно привести принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований с учетом объявленного предостережения или принятие по результатам консультирования руководителем образовательной организации решений, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем отметим несколько важных моментов.
Так, в целях снижения административной нагрузки на образовательные организации актуален вопрос о расширении практики взаимодействия образовательных организаций с органами государственного контроля (надзора) в сфере образования с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. В настоящий момент решение о проведении профилактического визита по месту осуществления деятельности образовательной организации либо с использованием видео-конференц-связи отдается на усмотрение должностных лиц контролирующих органов. Консультирование осуществляется во время личного приема или в ходе проведения профилактического визита. Перспективным решением представляется проведение профилактических мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия, тем более что такой формат предусмотрен применительно к контрольным (надзорным) мероприятиям: выездным проверкам, инспекционным визитам [4, с. 307-317].
Что касается перспективы встраивания дистанционного мониторинга в системе образования в механизм профилактики нарушений обязательных требований, то здесь наиболее сложной задачей видится определение маркеров, отражающих вероятность нарушения обязательных требований, являющихся предметом контроля (надзора) в сфере образования и позволяющих выявить риски нарушений в ходе систематического стандартизированного наблюдения за состоянием образования и динамикой его изменения. Реализация обозначенной задачи требует разработать методику проведения мониторинга, основанную на риск-ориентированном подходе. Представляется, что ориентир на ключевую характеристику организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности позволит использовать потенциал мониторинга системы образования в целях выявления рисков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, с целью устранения таких рисков.
На сегодняшний день также в рамках контрольной (надзорной) деятельности Рособрнадзора доля проверок, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия в отношении субъектов Российской Федерации составляет не менее 50%, в отношении образовательных организаций не менее 70%, в отношении образовательных организаций в части соблюдения законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию не менее 60%.
Повышение эффективности мероприятий государственного контроля (надзора) в сфере образования в условиях цифровизации также заключается в повышении доли результатов предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, заявителям исключительно в электронном виде до 100%.
При современном состоянии развития правового регулирования в сфере образования возникает ряд проблем: отраслевое законодательство недостаточно регулирует использование цифровых технологий в образовании; быстрая цифровизация системы образования приводит к увеличению задержек в реализации законов в сфере образования и появлению новых юридических лазеек; не созданы эффективные механизмы защиты прав участников обучения, проводимого дистанционно и с использованием цифровых технологий. Для решения этих задач необходимо согласовать разработку отраслевого законодательства с действующими программными документами, подготовить и реализовать единую образовательную стратегию, реализовать ценностный подход к развитию всех форм образования и обеспечения профессиональной подготовки и учет взглядов широкой научной общественности на реформу образования [1, с. 102-107].
Таким образом, государственный контроль (надзор) в сфере образования в условиях цифровизации должен быть направлен на повышение качества показателей мониторингов, требований, адресованных образовательным организациям в целях обеспечения мониторинга системы образования с применением цифровизации процесса.
В обязанности образовательным организациям должно вменяться предоставление только той информации и той отчетности, которые позволят оценить качество образовательной деятельности. Такой подход позволит сформировать баланс между профилактикой нарушений и объемом административной нагрузки на образовательные организации (в том числе трудовые и финансовые затраты, необходимость издания локальных актов), а также повысит эффективность самоконтроля.