ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривая меры пресечения теневой экономической деятельности, необходимо помнить о том, что на современном этапе развития государства в экономической сфере, существует крепкая взаимосвязь теневого сектора с деятельностью организованных преступных формирований.
Борьба с криминализацией теневой экономики должна осуществляться не только в рамках одного государства. Необходимо совместное участие всех стран, так как данный процесс носит трансграничный характер и является негативным проявлением в экономической сфере на международном уровне.
В статье «Теневая экономика: государственные меры борьбы» коллективом авторов рассматриваются способы государственного воздействия на теневую экономическую деятельность и функции субъектов управленческой деятельности по пресечению теневой экономики[2, c.106].
Способы борьбы государства с теневизацией экономических отношений представляются следующим образом:
- Разработка эффективной государственной стратегии социально-экономического развития и расширение законодательной базы. Данное направление деятельности необходимо осуществлять на международном уровне, так как это позволит создать наиболее эффективные совместные меры по противодействию и сдерживанию теневой экономической деятельности, осуществляемой как преступными формированиями, так и отдельными лицами, не состоящими в организованных группах.
- Усовершенствование социальной политики взаимодействия государства с лицами, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность.
- Создание результативных карательных санкций за совершение действий, направленных на сокрытие полученного дохода, ведение экономической деятельности вне контроля государства, направление легализованных денежных средств и имущества за рубеж или на финансирование запрещенной законом экономической деятельности, а также иные действия в экономической сфере, запрещённые на законодательном уровне.
- Применение воспитательной политики, направленность которой заключается в формировании у лиц, занимающихся предпринимательской и иной финансово-хозяйственной деятельностью, законопослушного поведения при осуществлении такой деятельности.
- Сотрудничество с международными организациями в сфере противодействия теневой экономике и ее криминализации.
Субъекты управленческой деятельности оказывают противодействие теневой экономике следующим образом:
- На макроуровне – Федеральные органы государственной власти
- Определение приоритетных направлений развития политики противодействия теневизации экономической деятельности;
- Формирование нормативно-правового регулирования противодействия на федеральном уровне;
- Оказание содействия научным исследованиям по изучению причин и развития теневой экономики;
- Создание условий, способствующих развитию предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках закона;
- Формирование у населения негативного отношения к теневой экономической деятельности, в том числе к криминализации теневого сектора.
- На мезоуровне – органы власти субъектов федерации и местного самоуправления:
- Создание региональной концепции противодействия теневой экономической деятельности и определение ее основных направлений;
- Содействие в развитии малому и среднему предпринимательству при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в легальной экономике;
- Защита прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
- На микроуровне – общественные организации, объединения
- Создание общественных направлений, деятельность которых заключается в противодействии теневой деятельности в экономической сфере.
В предыдущем пункте настоящей исследования, рассматривались специальные меры противодействия теневой экономической деятельности уголовно-правового характера. Теперь рассмотрим экономико-правовые и идеологические меры пресечения теневизации экономики.
К экономико-правовым мерам противодействия нелегальному сектору экономики можно отнести:
- Создание программ по поддержке реального сектора производства;
- Формирование налоговой политики таким образом, чтобы предприятия, организации и индивидуальные предприниматели не осуществляли свою финансово-хозяйственную деятельность за рамками государственного контроля;
- Разработка мер по снижению спроса на оказание незаконных финансовых услуг, а также создание препятствий для деятельности организованных преступных формирований;
- Ужесточение регулирования за деятельностью, которая представляет наибольший интерес для преступных организаций;
- Постепенное снижение наличного денежного оборота;
- Продолжение разработки способов осуществления эффективного финансового контроля за движением доходов, имущества и капиталов;
- Устранение пробелов и правовых противоречий в законодательном регулировании, исключение двойственности толкования норм, направленных на пресечение теневого и криминального сектора экономики;
- Обеспечение эффективности исполнения закона;
- Разработка мер по изъятию незаконно полученного сверхдохода или иного имущества;
- Проверка причастности лиц к организованным преступным формированиям или участие в совершении экономического преступления, при выдвижении таких лиц на выборные должности.
Рассматривая меры идеологического воздействия на теневую экономику, следует учитывать специфику региона, где такие меры применяются, а также эффективность их использования. Также, представляется необходимым разработка единых идеологических мер конкретного государства в зависимости от их развития, менталитета и применения национального права.
К идеологическим мерам можно отнести:
- Формирование у населения негативного отношения к деятельности организованных формирований в экономической сфере, а также сведение на нет влияния криминальных обычаев и традиций;
- Создание условий, при которых население будет добровольно сотрудничать с правоохранительными органами;
- Информирование населения о положительных результатах совместной деятельности по борьбе с преступными организациями и их деятельностью в экономической сфере;
- Проведение воспитательных и оперативно-профилактических работ в исправительных учреждениях;
- Проведение воспитательных бесед с лидерами организованных преступных формирований и их участниками, для создания представления общественной опасности от их деятельности, а также формирования у указанных лиц законопослушного поведения;
- При помощи общественного мнения оказывать воздействие на участников преступных организаций.
В целом, совершение преступлений подразумевает под собой не только совершение противоправного деяния. В данном контексте стоит говорить о том, что у лица, совершающего преступление, нарушены или отсутствуют культурные традиции и внутренние ценности, благодаря которым человек способен существовать в обществе, не нарушая закон.
Помимо этого, важную роль играют убеждения человека и характер их устойчивости. Одним из существенных условий, позволяющих укрепиться морально-правовым убеждениям, является факт их повторения и перехода в привычку. Повторяя то или иное действие, лицо может изменить, укрепить или наоборот нейтрализовать те или иные убеждения [3, с. 256].
Говоря о личности человека, совершающего преступления в экономической сфере, нужно понимать его мотивы - денежный доход. Одной этой цели достаточно для подавления чувства долга, вины и стыда. Американский социолог Т.Парсон называет это экономической мотивацией
[4, с. 50]. Таким образом мы видим, насколько большую роль играют нравственные основы правовых норм, а также решения, принимаемые государством.
Формирование правильной правовой культуры населения играет большую роль. В данную категорию включается [1, с. 19]:
- правовое знание;
- правосознание;
- социально-правовая деятельность.
Правовое знание передается в обществе путем общения в виде нравственно-правовой информации, содержащей представление о правовой и нормативной системе общества, а также понимание этой системы и информированность каждого отдельного индивида.
Правосознание подразумевает степень осознания правовых фактов. Анализируется способность общества применять правовые критерии для проведения разграничения между деструктивными и конструктивными фактами.
Социально-правовая деятельность подразумевает формы взаимодействия в обществе. Изучаются имеющиеся у населения стереотипы, стандарты, само поведение индивидов, а также их деятельность в сфере правоотношений.
Совокупность указанных ранее элементов правовой культуры, необходимы для:
- создания плана и реализации действий по противодействию преступным организациям в финансово-хозяйственной деятельности государства;
- преодоления теневых и криминальных процессов и явлений в экономической сфере.
Организованная преступность является одним из опаснейших паразитических явлений в экономической сфере. Преступные формирования предпринимают активные попытки внедрения и конкуренции с важнейшими социальными институтами государства, для беспрепятственного осуществления теневой и криминальной экономической деятельности в легальных структурах.
Итог такой конкуренции напрямую зависит от степени удовлетворения основных социальных потребностей общества. Имеется в виду удовлетворение потребностей в материальном обеспечении и безопасности, так как перед обществом встает важный вопрос: кто сможет обеспечить стабильность жизни, удовлетворение потребностей и гарантировать развитие личности?
У организованной преступности, как и у законопослушного общества, есть свои преимущества и недостатки.
Негативные последствия и недостатки преступных формирований были рассмотрены в данной работе выше. Попробуем выделить преимущества организованной преступности при осуществлении теневой экономической и криминальной деятельности:
- результат деятельности является более эффективным, так как отсутствует обязанность по соблюдению установленных законом правил осуществления экономической деятельности. В то время как законопослушное общество обязано следовать требованиям государства, применять законы, использовать юридические процедуры и т.д.
- быстрая смена деятельности, в зависимости от потребностей, возникающих в обществе, которые неурегулированные или ненадлежащим образом урегулированы правом. В этом плане законопослушное общество значительно медленнее реагирует на изменения, так как проходит несколько стадий: осмысление новых потребностей; их обсуждение; разработка и принятие законов, позволяющих урегулировать проблемные вопросы, относительно новых потребностей.
- Упрощенная форма вовлечения новых лиц в преступную организацию, опираясь на эффективность деятельности и экономические стимулы, которыми обладает такое преступное сообщество при осуществлении совей деятельности в экономической сфере. Отсюда следует логичный вывод, что если общество с правильно-сформированным правосознанием, будет применять все формы социального контроля, а также если оно будет стимулировать труд своих граждан, то деятельность преступных формирований будет значительно усложнена.
Преимущества законопослушного общества заключаются в:
- Оказание поддержки в законопослушном поведении и осуществлении легальной экономической деятельности со стороны государства, правоохранительных и иных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- Осознание легитимности своих действий, открытости и морального превосходства над организованными формированиями;
Таким образом, успех деятельности законопослушного общества или преступных организаций напрямую зависит от того, какой из институтов наиболее эффективно осуществляет свою деятельность, привлекает на свою сторону новых членов общества и гарантирует стабильность во всех сферах государства.
Мы приходим к выводу, что эффективное противодействие криминализации теневой экономической деятельности и организованной преступности осуществимо при взаимодействии общегосударственных мер социально-экономического, уголовно-правового, а также идеологического характера. Вопросы формирования правильного правового мышления населения следует относить к первоочередным задачам государства, так как именно от деятельности общества зависит дальнейшее развитие законодательства и права в целом.