ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право
LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
PROBLEMS OF EXTREMISM WARNING AMONG STUDENTS
Igor Malinovskiy
Law PhD, associate Professor of the Law Department of Federal University “Dubna”, Russia, Dubna
Аннотация. В статье рассматривается сущность экстремизма как негативного социально-политического явления, источники формирования молодежного экстремизма, задачи противодействия экстремизму в студенческой среде и основные направления предупреждения экстремизма в высших учебных заведениях.
Abstract. The article discusses extremism as a negative social and political phenomenon, the sources of youth extremism and the countering extremism strategies among the students. The article also presents the main directions of extremism warning in high education.
Ключевые слова: экстремизм; противодействие идеологии экстремизма; профилактика экстремизма.
Keywords: extremism; countering of extremism ideology; extremism warning.
Основные положения международно-правовых актов, закрепляющих право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, а также право на свободное выражение своего мнения, нашли своё отражение в Конституции Российской Федерации [1, С. 11], в которой закрепляется и гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Закрепляя право человека на свободу мысли и слова в ст.19, Конституция Российской Федерации, в тоже время, в ст.29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1, С.11, 13].
Молодежный экстремизм, выступающий в качестве одной из наиболее опасных форм негативного отношения к вышеуказанным ценностям, является весьма актуальной проблемой в условиях современной российской действительности, в связи с чем выступает одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.
Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев. Согласно действующему законодательству к категории молодежи в России относятся граждане в возрасте от 14 до 35 лет [3, С.1].
Сущность экстремизма, как социально-политического явления, проявляется в приверженности его сторонников к крайним взглядам, позициям и мерам в процессе осуществления любой общественной деятельности.
Это находит свое выражение в различных формах поведения, начиная от действий, не выходящих за правовые рамки, и заканчивая такими общественно опасными формами, как возбуждение розни или пропаганда на основе исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, что влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческую деятельность и, наиболее опасную форму реализации экстремизма, - совершение террористических акций [2, С.1].
На основании материалов проведенных исследований данного негативного явления общественной жизни, молодежный экстремизм следует рассматривать не только как социальный-правовой, так и как культурный феномен. Об этом свидетельствует сочетание сложных форм выражения не столько ненависти к людям, отличающимся по каким-либо особенностям, но, в первую очередь, неприкрытой вражды. Исследование феномена молодежного экстремизма представляется актуальным, востребованным, но, в тоже время, недостаточно разработанным направлением, в связи с чем, представляет собой важную научную проблему. Это обусловлено тем, что современная молодежь проходит свое становление в сложных социально-экономических, политических и культурных условиях внутри страны и на международной арене. Основными источниками молодежного экстремизма в России являются социально-политические факторы – это и кризис экономической системы; накопившиеся проблемы школьного и семейного воспитания; всевозможные конфликты в семье и в отношениях со сверстниками; недостаточно правопослушная среда общения. Вызванное данными факторами обострение социальной напряженности в молодежной среде, характеризуется, в тоже время, целым комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на сложившимся рынке труда, дальнейшим ростом социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.
Следует отметить, что молодежный экстремизм постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека в обществе и его несформировавшимися взглядами на происходящие в обществе и государстве события, проявляясь чаще всего в тех сообществах, где наблюдается низкий уровень самоуважения или же, там, где сложившиеся обстоятельства способствуют неуважительному отношению и игнорированию прав личности.
К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, можно отнести также накопившиеся культурно-воспитательные проблемы: существенное изменение ценностных ориентаций, значительное преобладание личностных досуговых ориентаций над социально полезными, отсутствие стремления к единению всех наций и народностей, проживающих на территории России и др. Важную роль в достижении деструктивных целей играет повсеместное использование Интернета, что обеспечивает радикальным общественным структурам доступ к широкой аудитории и осуществление эффективной пропагандистской деятельности, возможность открытого размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях и пр. В тоже время, в качестве положительного момента следует отметить осуществляемые в последнее время блокирования в сети Интернет ряда ресурсов, в которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды. Однако, следует отметить, что экстремизм на сегодняшний день крайне редко носит открытый характер, он, как правило, глубоко законспирирован и постоянно адаптируется к изменяющийся условиям жизни нашего общества. Немаловажное значение в распространении идей экстремизма имеют противоречивые условия социализации молодых людей в современном мире. Экстремистская направленность личности, выражающаяся в принятии экстремистской идеологии, одновременно ведет к перестройке всей мотивационно поведенческой сферы в соответствии с экстремистской идеологией. Обращает на себя внимание тот факт, что среди экстремистов чаще всего встречаются подростки и молодые люди, как правило, эмоционально неустойчивые, неудачники, стремящиеся заставить говорить о себе, мечтающие о славе, лидерстве и т.п.
Для них характерны неприязненное и агрессивное отношение к мигрантам и людям другой национальности или вероисповедания, необоснованного представления о собственном превосходстве, что и порождает проявление различных форм агрессивного и насильственного поведения.
В большинстве своем, представители данной группы демонстрируют импульсивность, эмоциональную возбудимость, ориентируются, в первую очередь, на удовлетворение своих узко личностных потребностей, что и проявляется в агрессивных способах достижения поставленных целей, заинтересованности в решении своих проблем.
В связи с тем, что экстремизм является достаточно сложным и многогранным явлением общественной жизни, для успешного противодействия его проявлениям необходимо постоянное совершенствование мер воздействия, не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны всего социума в целом. Основное внимание при этом следует обратить на осуществление комплекса профилактических мероприятий.
При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма следует использование несколько направлений, существенно повышающих эффективность данного вида деятельности:
В-первую очередь речь идет об усиление роли традиционных институтов, обеспечивающих социализацию личности. В основе данной концепции лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства, где осуществляется формирование личности молодого человека. Осуществляемые действия должны быть направлены на усиление и интеграцию не только воспитательного воздействия семьи и системы образования, но различного рода общественных объединений, а также средств массовой информации. Основной движущей силой, при этом, должна выступать система образования, также нуждающаяся в реформировании.
Во-вторых, важное значение в данной деятельности должно уделяться осуществлению профилактической работы, ориентированной на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.
Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели. Это, прежде всего, деятельность, ориентированная на разрушение или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. Кроме того, она должна включать в себя создание и внедрение в сознание молодёжи новых социально позитивными субкультур.
Данная деятельность является одним из важнейших направлений воспитательной работы в сфере профилактика экстремизма в студенческой среде. Она должна включать в себя систему определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также на формирование толерантности всех субъектов образовательною процесса. Несмотря на то, что вузах накоплен определенный опыт работы в этом направлении, данные мероприятия нередко носят бессистемный характер, являясь реакцией на уже совершенные экстремистские проявления. С учетом сложившейся ситуации в обществе, существует насущная необходимость в формировании единой профилактической системы образовательного учреждения, направленной на формирование гармоничной личности молодого человека, не допускающего в процессе своей жизнедеятельности проявлений экстремизма, терроризма и ксенофобии.
Несомненно, что основное внимание при этом следует уделить формированию общечеловеческих жизненных ценностей и культуры личности студента. При этом особое внимание должно уделяться совершенствованию правового поля образовательного учреждения и принятию локальных актов по противодействию проявлениям экстремизма. Кроме того, целесообразно использовать также воспитательные возможности преподаваемых учебных дисциплин, и, в первую очередь, правовой направленности. Содержание данных дисциплин должно быть посвящено раскрытию существующих проблем экстремизма, терроризма и ксенофобии, разъяснения сути антитеррористических идей. В частности, в высших учебных заведениях целесообразно разработать и ввести в качестве обязательной дисциплины специальный курс «Противодействие экстремизму и терроризму», в рамках которого следует обеспечить формирование у студентов представление об экстремизме и терроризме как негативном социально-политическом явлении, истории зарождения и формах проявления, негативном воздействии на общество и деятельность государства, правовых последствиях участия в данной деятельности, а также правовых основ и основных форм профилактики экстремизма и терроризма.
Немаловажное значение имеет обучение студентов толерантности через сложившуюся систему внутривузовского воспитания посредством создания благоприятного микроклимата в образовательном учреждении, способствующего формированию культуры мира, культуры гуманных взаимоотношений в студенческой среде, правовой культуры и положительного отношения студентов к общечеловеческим ценностям. Значимую роль, при этом, играет проведение в вузах массовых творческих, воспитательных и научных студенческих мероприятий с привлечением иностранных студентов, представителей различных религиозных и политических взглядов, молодежных движений, а также вовлечение студентов в общественную жизнь вуза, в органы студенческого самоуправления, клубы, отряды, кружки, творческие коллективы и т.д.
В связи с обозначенными нами задачами необходимо активизировать в образовательных учреждениях воспитательную, в том числе превентивную, деятельность по следующим направлениям:
- воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки поведения, овладение основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности;
- по осуществлению интеграции духовно-нравственного, патриотического, гражданско-правового воспитания студентов с целью эффективного формирования толерантного сознания студентов и противодействия экстремизму;
- создание эффективной системы просвещения в области культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей нашей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом;
- обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия;
- обобщение и распространение положительного опыта работы: монографии, методические рекомендации, проектные работы, статьи, программы и т.д.
Осуществление данных мероприятий позволит оказывать целенаправленное положительное влияние на студенческую молодежь, обеспечит возможность ее эффективной адаптации в современном обществе и противостоять воздействию экстремистской идеологии. Для решения этих задач в вузах имеются определённые ресурсы, такие как: сложившаяся воспитательная система образовательного учреждения высшей школы и факультетов, воспитательный потенциал преподаваемых учебных дисциплин, различные направления научной и проектной деятельности, сложившуюся систему студенческого самоуправления, а также имеющийся информационный ресурс. Целесообразно также широко использовать (а при их отсутствии - создать) советы по профилактике асоциальных явлений в студенческой среде, учебно-воспитательная комиссии, общевузовские воспитательные Центры, волонтерские отряды.
Немаловажное значение имеет обучение студентов неконфликтному поведению в среде сверстников, в том числе, создание благоприятных условий для адаптации студентов первокурсников и иностранных студентов в коллективе и установлению нормальных взаимоотношений, а также оказание помощи студентам в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями и преподавателями.
Таким образом можно сделать вывод, что деятельность по профилактике экстремизма в образовательном учреждении высшей школы должна быть комплексной, действенной, адресной, воздействующей не только на сознание, но и чувства молодежи, что позволит эффективно осуществлять предупреждение экстремистских проявлений в образовательной среде вуза.