ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Секция: Международное право
LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
HISTORY OF THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
Magomedali Nugaev
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Makhachkala branch of the Moscow Automobile and Road State Technical University - MF MADI, Russia, Makhachkala
Аннотация. Статья посвящена вопросам истории создания Европейского суда по правам человека. Даётся краткая характеристика основных этапов развития ЕСПЧ. Обозначены пути дальнейшего развития и совершенствования данного органа.
Abstract. The article is devoted to the history of the creation of the European Court of Human Rights. A brief description of the main stages in the development of the ECtHR is given. The ways of further development and improvement of this body are outlined.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека; Совет Европы; комитет; Конвенция; права и свободы человека и гражданина; этапы развития; реформа; Комиссар; протокол.
Keywords: European Court of Human Rights; Council of Europe; committee; Convention; human and civil rights and freedoms; stages of development; reform; Commissioner; protocol.
История создания Европейского суда тесно связана с Конвенцией, которая была принята 4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция). Принятию Конвенции предшествовало несколько событий. С 7 по 10 мая 1948 г. в Нидерландах (Гааге) под руководством Комитета движений за европейское единство (под председательством У. Черчилля) проходил Конгресс Европы с участием делегатов ряда стран, в том числе Германии и Италии, а также наблюдателей из Америки и Канады. По итогам работы Комиссия по политическим вопросам и Комиссия по культуре подготовили проекты резолюций, которые затем были одобрены Конгрессом Европы, призывающие к созданию парламентской ассамблеи для изучения правовых и структурных проблем создания «союза или федерации» [1]. Идея создания Европейского суда по правам человека была предложена Европейским движением. В феврале 1949 года Комитет Европейского движения предложил первый проект Европейской конвенции по правам человека. Эта Конвенция предусматривала создание Европейского суда по правам человека. 5 мая 1949 года в Лондоне был подписан Устав Совета Европы, который в качестве одной из целей Совета Европы устанавливал «защиту и развитие прав человека и основных свобод». «12 июля 1949 года Пьер-Анри Тейтжен, сэр Дэвид Максвелл-Файф и профессор Фернан Деусc подготовили и представили в Комитет Совета Европы Проект Европейской конвенции о правах человека и проект Статута Европейского суда» [2]. «В проекте были изложены основные права и свободы; создание Европейского суда по правам человека в составе девяти судей; полномочия Европейского суда отменять решения правительств и т.д.» [3]. 5 ноября 1949 года проект комитета был одобрен и представлен в Комитет Министров. 7 августа 1950 г. Комитет министров постановил принять проект Конвенции с некоторыми поправками и передать его Ассамблее для принятия. Ассамблея 25 августа 1950 г. дала положительное заключение по проекту Конвенции с некоторыми изменениями и дополнениями. 4 ноября 1950 г. в Риме, а вскоре и в Париже, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана всеми государствами-членами Совета Европы. Таким образом, она вступила в силу 3 сентября 1953 года после ратификации десятым государством — Люксембургом [4]. Европейский суд по правам человека был создан спустя 6 лет, 21 января 1959 года. Это было связано с тем, что для признания юрисдикции ЕСПЧ необходимо было собрать определённое число заявлений государств (не менее 8). Необходимое количество заявлений не собиралось до 1958 года. В итоге Учредителями ЕСПЧ становятся 8 стран: Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Турция, Франция и Швеция. Главной целью создания ЕСПЧ является обеспечение соблюдения прав и свобод граждан и организаций, закрепленных в Европейской 9 Конвенции.
По мнению А.А. Чертова, в истории развития Европейского суда по правам человека можно выделить 6 основных этапов:
1. Подготовительный (квазисудебный) этап (1954 - 1959 гг.);
2. Этап становления ЕСПЧ как самостоятельного элемента контрольного механизма Конвенции (с момента создания в 1959 г. и до середины 1970-х гг.);
3. Этап зрелости ЕСПЧ, его превалирования в контрольном механизме Конвенции (с середины 1970-х гг. и до начала 1990-х гг.);
4. Этап резкого расширения территориальной компетенции ЕСПЧ (в связи с увеличением количества государств-участников Конвенции) - (с 1990-х гг. по 1998 гг.);
5. Постреформенный этап (после реформы контрольного механизма в соответствии с Протоколом № 11 к Конвенции (конец 1998 г. - середина 2004 гг.);
6. Этап поиска новых путей реформирования ЕСПЧ, усиления «конституционных» аспектов его деятельности (с 2004 г. и по настоящее время)» [5, с. 40].
На первом (квазисудебном) этапе, ЕСПЧ в силу своего статуса пока еще не мог самостоятельно принимать жалобы заявителей. Истцам приходилось обращаться в другой орган - Европейскую комиссию по правам человека, которая была создана и начала свою деятельность немного раньше. Её состав был сформирован в 1954 году, а начало деятельности приходится на 1955 год.
Члены Европейской комиссии по правам человека назначаются Комитетом министров (уставный орган Совета Европы, состоящий из представителей государств). Комиссия действовала на непостоянной основе, ее заседания созывались Генеральным секретарём Совета Европы. На этот орган, являвшийся квазисудебным, были возложены полномочия принимать решения о приемлемости иска, изучать фактические обстоятельства дела и проводить обязательные примирительные процедуры. В случае, если не удавалось достичь компромиссного решения, Комиссия готовила доклад и направляла на рассмотрение Комитету Министров Совета Европы и заинтересованным сторонам. Комиссия имела право проводить расследование, включая посещение территории государства-участника Конвенции. Для эффективного проведения такого расследования заинтересованные государства должны были создать необходимые условия. Только после этих процедур Европейская комиссия по правам человека могла передать дело в Суд со своими выводами [4].
Вторым этапом исторического развития ЕСПЧ является этап его становления как самостоятельного элемента контрольного механизма Конвенции (период с 1959 г. до середины 1970-х гг.). Первые выборы судей были проведены Консультативной ассамблеей Совета Европы 21 января 1959 г., а уже 23 и 28 февраля 1959 г. состоялась первая сессия ЕСПЧ. Первый регламент ЕСПЧ был принят 8 сентября 1959 г. [5, с. 78-81]. Регламентом устанавливались и применялись на практике основные процессуальные нормы, порядок рассмотрения дел и т.д. В 1962 году Европейский суд принял решение не осуществлять контроль над внутренним законодательством государства-участника. Третий этап развития Европейского суда - этап зрелости, его превалирования в контрольном механизме Конвенции (с середины 1970-х и до начала 1990-х гг.). На этом этапе Европейский суд уже сам выполнял контрольные функции, но решение вопроса о приемлемости жалоб оставалось в компетенции Комиссии. Для рассмотрения каждого переданного ему дела образовывалась палата из 9 судей, при этом в их число обязательно входил судья - гражданин государства-стороны спора. Если поданная жалоба была признана Комиссией приемлемой, а все попытки обеспечить мирное урегулирование не приводили к желаемому результату, то в течение 3 месяцев со дня направления Комиссией доклада Комитету Министров Совета Европы, дело могло быть передано для рассмотрения в ЕСПЧ. Постановление ЕСПЧ по делу признавалось обязательным для исполнения сторонами и окончательным.
Четвёртый этап эволюции Европейского суда - 1990-1998 гг., который характеризуется резким увеличением числа государств - участников Совета Европы, а также дел, поступивших в Суд. В 1990-е гг. Совет Европы пополнился 17 новыми членами, и соответственно на момент реформы к 1998 г. в его составе числилось 40 судей [5, с. 121-126] . В 90-е годы становится ясно, что организационная форма механизма Совета Европы нуждается в реорганизации. 20 апреля 1994 г. был подписан Протокол № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Необходимость реформы обосновывалась значительным повышением эффективности судебной защиты прав человека и основных свобод, особенно в связи с ростом числа обращений и расширением состава Совета Европы.
Основные направления реформы сводились к следующему:
- Европейская комиссия по правам человека была упразднена, а ее полномочия переданы Европейскому суду, который единолично рассматривал жалобы заявителей по мере их поступления;
- число судей Европейского суда приравнено к количеству государств-участников Конвенции (статья 20 Конвенции), срок их полномочий сокращен до 6 лет;
- Комитет Министров Совета Европы утратил свое право принимать решение о том, имело ли место нарушение Конвенции, но он был вправе осуществлять контроль за выполнением постановлений Европейского Суда;
- Европейский суд стал работать на постоянной основе (а не в порядке ежемесячных непродолжительных сессий, как раньше) [1].
Пятый этап – постреформенный.
В результате реформы ЕСПЧ стал более доступным для заявителей, укрепился его авторитет, серьезно изменился порядок его работы. Однако реформа не решила проблему возросшего количества обращений. В 2000 г. председатель Европейского суда Л. Вильдхабер сообщил, что ЕСПЧ не справляется с потоком жалоб и необходимо дальнейшее реформирование его деятельности. В ноябре 2001 г. Комитет министров поручил Постоянному комитету по правам человека разработать конкретные предложения по обеспечению эффективности ЕСПЧ. В ноябре 2003 года Постоянный комитет по правам человека представил окончательный отчёт Комитету министров, к которому был приложен проект протокола к Конвенции.
Шестой этап – это этап поиска новых путей реформирования ЕСПЧ. 13 мая 2004 г. Протоколом № 14, принятым к Европейской конвенции, были внесены изменения в порядок работы Европейского суда, а также введен новый критерий приемлемости – «незначительность ущерба». Этот критерий внес следующие изменения в делопроизводство ЕСПЧ:
1. В целях обеспечения независимости и беспристрастности судей ЕСПЧ срок их полномочий был увеличен с 6 до 9 лет, без права на переизбрание.
2. Появился новый критерий приемлемости жалобы, дающий ЕСПЧ право объявить жалобу неприемлемой, установив незначительность ущерба, понесенного заявителем в результате предполагаемого нарушения.
3. Комиссар Совета Европы по правам человека получил право представлять свои письменные замечания по делу и участвовать в качестве третьей стороны в устных слушаниях по всем делам, находящимся на рассмотрении Большой Палаты ЕСПЧ.
4. Расширяется перечень компетенций Комитета министров Совета Европы, который теперь имеет право обращаться в ЕСПЧ за разъяснением по уже вынесенным решениям [2].
Протокол № 14, призванный повысить эффективность контрольного механизма Конвенции, вступил в силу через 6 лет после того, как был открыт для подписания. Впоследствии государствам-членам Европейского Союза было предложено ратифицировать Протокол № 15 (от 24 июня 2013 г.) и Протокол № 16 (от 2 октября 2013 г.).
1 мая 2017 г. Президентом Российской Федерации были подписаны Протокол № 15 и Федеральный закон № 79-ФЗ «О ратификации Протокола № 15 вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод», которые вступили в силу 12 мая 2017 г. Длительный период существования ЕСПЧ характеризуется последовательным развитием международного судебного органа, а история создания ЕСПЧ достаточно полно характеризует развитие международного права и прав человека, позволяет выявить дальнейшие пути развития и совершенствования данного органа.