КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЯ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ
Секция: Административное право; административный процесс
LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЯ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ
COMPETENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF FUNERAL SERVICES AND MAINTENANCE OF BURIAL SITES
Vadim Durnov
Student of the Institute of Master's Degree, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам специфики компетенции и деятельности муниципальных властей в похоронно-ритуальной сфере, особенности регулирования указанной сферы в Российской Федерации, а также характерные требования к содержанию мест захоронения. Кроме того, рассмотрен вопрос целесообразности введения ряда негосударственных кладбищ.
Abstract. The article is devoted to topical issues of the specifics of the competence and activities of municipal authorities in the funeral and ritual sphere, the peculiarities of regulation of this sphere in the Russian Federation, as well as the characteristic features of the requirements for the maintenance of burial sites. In addition, the issue of the expediency of introducing a number of non-state cemeteries was considered.
Ключевые слова: организация ритуальных услуг; похоронное дело; погребение; содержание мест захоронения; органы местного самоуправления; компетенция; правовое регулирование.
Keywords: organization of funeral services; funeral business; burial; maintenance of burial sites; local governments; competence; legal regulation.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения [1].
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления [2].
Именно указанный нормативно-правовой акт устанавливает основы похоронного дела в качестве самостоятельного вида деятельности.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Стоит отметить, что помимо законодательно установленных гарантий погребения с учетом прижизненного волеизъявления лица и пожеланий его родственников, Федеральный закон № 8-ФЗ также регламентирует порядок и условия предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших, вопросы по организации мест погребения с учетом требований земельного, экологического и санитарного законодательства.
Санитарные и эпидемиологические требования к местам захоронения регулируются санитарным законодательством, которое в целом координирует работу похоронной сферы. С 1 марта 2021 года на смену устаревшему 2.1.2882-11 был принят СанПиН 2.1.3684-21 [3].
По сравнению с предыдущим документом, изменения санитарных требований касаются таких вопросов, как:
- изменение общих вопросов устройства кладбищ (строения на их территории зданий и сооружений, планирования и благоустройства санитарно-защитных зон);
- уменьшение требований к переносу кладбищ (отмена обязательной рекультивации земель при переносе кладбищ и захоронений, отмена обязанности провести перезахоронение останков в случаях обнаружения ранее неизвестных мест массовых захоронений);
- вопросы захоронений (замена формулировки «специализированный транспорт» на слово «автокатафалк», возможность захоронения патолого-анатомических и анатомических отходов на любых участках кладбищ) и т.д.
В остальном, все основополагающие требования остались прежними.
Стоит также отметить, что органы местного самоуправления самостоятельно создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не вправе намеренно присваивать указанный статус коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Этот вопрос представляется весьма дискуссионным, ведь именно согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, муниципалитеты не могут переложить эту свою функцию на стороннего исполнителя.
Однако не первый год ходят разговоры о введении системы частных кладбищ. Законопроект о погребении и похоронном деле, который планируют завершить в 2022 году, позволит регионам России самим принимать решения о возможности создания частных кладбищ и крематориев.
В случае успеха подобной законодательной инициативы, органы местного самоуправления столкнутся с тем или иным механизмом внедрения негосударственных кладбищ:
1. Передача муниципальных кладбищ частным компаниям на обслуживание будет осуществляться бесплатно или на условиях аренды
Подобная организационная форма применима в условиях отсутствия средств местных бюджетов на содержание мест захоронения и наличия возможностей предпринимателей обеспечить эффективное функционирование кладбищ.
При этом, одним из условий участия в конкурсе на передачу муниципального объекта в управление, может стать обязательство оказывать определенный перечень услуг по утверждаемым органом местного самоуправления тарифам. Полномочия сторон, гарантии и ответственность в таком случае будут прописаны в контракте.
2. Выкуп муниципальных кладбищ в частную собственность.
Те кладбища, которые не могут нормально содержаться за счет бюджетных средств, могут быть выставлены на аукционы. Их новыми собственниками могут стать родственники погребенных лиц или юридические лица.
Стоит особо подчеркнуть, что, рассматривая первые две формы, необходимо учесть следующее:
- все места захоронения должны быть сохранены;
- перед передачей (продажей) объектов должна быть проведена полная инвентаризация мест захоронения;
- должен быть определен порядок повторного использования мест захоронения (с обязательной эксгумацией останков);
- должна быть законодательно установлена норма о том, что земли кладбищ могут быть объектами сделок.
3. Аренда земель под создание кладбищ.
Порядок деятельности таких негосударственных кладбищ мог бы устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Форма договора аренды земельного участка для целей организации негосударственного кладбища должна содержать положения, предусматривающие:
- передачу земельного участка в аренду на 49 лет;
- запрет на изменение целевого назначения земельного участка;
- обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в случае досрочного прекращения оператором деятельности по захоронению и обслуживанию кладбища обеспечить функционирование кладбища;
- обязательство сдавать в архив органа местного самоуправления сведений о произведенных захоронениях в электронном или бумажном виде с соблюдением необходимых требований.
Отдельно следует рассмотреть вопросы передачи земельного участка в субаренду, а также права последующего выкупа земельного участка.
Кроме вышеперечисленных форм, существуют также иные варианты оформления перехода кладбищ из муниципального управления в частный сектор, как, к примеру, выкуп земель под создание кладбищ или создание потребительских обществ собственников мест захоронения. Все они имеют свои плюсы и минусы, однако их введение позитивно бы отразилось на общем состоянии мест захоронения и их благоустройства.
В целом, внедрение в систему частных кладбищ и крематориев значительно бы снизило нагрузку на муниципальные органы, обеспечило бы финансовую прозрачность услуг, а также прямо повлияло бы на уровень благоустроенности и безопасности территории. Единственным недостатком, в таком случае, является ощутимо большая стоимость захоронения.
Все же, вопросы похоронного дела в России в современном его виде имеют множество проблем, как правового, так и организационного характера. Но на сегодняшний день законодательно установлена обязанность органов местного самоуправления самостоятельно принимать решение о порядке реализации своих полномочий в сфере похоронного дела.
В целях оптимизации деятельности и общего повышения эффективности в указанной сфере, представляется необходимым предоставить органам местного самоуправления возможность реализовывать свои полномочия в сфере похоронного дела различными, не противоречащими гражданскому законодательству способами. К ним относятся как возможность создания специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела в форме муниципальной организации, так и наделения данным статусом иных хозяйствующих субъектов по результатам открытого конкурса.