Роль общества в обеспечении правопорядка
Секция: Административное право; административный процесс
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Роль общества в обеспечении правопорядка
The role of society in ensuring the rule of law
Vladislav Sulzhuk
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnoyarsk
Nikita Manikovsky
Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Динамичное развитие России в сторону демократических преобразований (усиление роли законодательных органов, смена конституционного строя, федерализация) приблизило Россию к развитому демократическому обществу, что повлекло востребованность проведения научных исследований, в частности в области конституционно-правового регламентирования и организации деятельности органов публичной власти, участвующих в обеспечении правопорядка в государстве.
Abstract. The dynamic development of Russia towards democratic reforms (strengthening the role of legislative bodies, changing the constitutional order, federalization) brought Russia closer to a developed democratic society, which led to the demand for scientific research, in particular in the field of constitutional and legal regulation and organization of the activities of public authorities participating in ensuring law and order in the state.
Ключевые слова: человек; гражданин; защита; охрана; обеспечение.
Keywords: person; citizen; protection; security.
Правопорядок не существует произвольно, он отражает качественное состояние государственно-правовой жизни общества, и все проводимые процессы реформирования государственной власти отражаются на эффективном обеспечении правопорядка, возникает вопрос роли Конституции РФ в процессе обеспечения правопорядка как органами власти, так и институтами гражданского общества, участвующими в его обеспечении (общественные объединения, Общественная палата РФ, политические партии), для чего необходимо обратить внимание на конституционно-правовую природу правопорядка и установить перечень обеспечивающих его субъектов.
Не уменьшая значения институтов гражданского общества, занятых обеспечением правопорядка, отметим, что все-таки главное место среди субъектов обеспечения правопорядка занимают публичные органы власти [3, с. 188].
В Конституции РФ понятие правопорядка содержится в п. "б" ч. 1 ст. 72, о том, что защита прав и свобод человека, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, законности, общественной безопасности содержаться в совместном ведении Федерации и субъектов. Так, можно утверждать, что вопросам правопорядка в конституционном праве уделяется значительное внимание [8, с. 6-7]. Почти всякое теоретическое исследование задевает вопросы совершенствования правопорядка в РФ.
Правопорядок рассматривается теоретиками в комплекте с государственной властью и политико-правовым режимом как элементом формы государства, который становится детерминантом правового порядка.
Правопорядок возникает и пребывает там, где функционирует государственная власть. Непосредственно государство от имени государственной власти устанавливает и поддерживает правопорядок.
В теории правопорядок определялся как состояние упорядоченности, урегулированности социальных отношений [1, с. 307]; как реализация норм права, право в движении [14, с. 8, 16-23], как система социальных отношений, урегулированных правом [10, с. 67-68]. Правопорядок понимается и как окончательный этап юридических процессов [5, с. 208].
Сгруппируем подходы к правовой природе правопорядка.
Первый подход: правопорядок − система правоотношений. Однако, правопорядок выступает за границы правоотношений, описывает состояние правовой действительности в системе совершенствования социальных связей.
Второй подход: правопорядок − состояние урегулированности социальных отношений на базе права и законности, когда фактически отождествляются понятия права и правопорядка.
Третий подход: правопорядок − это упорядоченность социальных отношений, выражающаяся в правомерном поведении. Такой подход – идеальный вариант правопорядка, исключающий правовые категории преступности, правонарушений, злоупотребления правом. Требования норм права реализуются в правомерном поведении лиц.
Четвертый подход: правопорядок − прочный и устойчивый режим законности. Он появляется в итоге реализации правовых норм и представляет собой некоторое свойство упорядоченности регулируемых правом социальных взаимоотношений [9, с. 9]. Характеризуется уровнем соблюдения законности, обеспечения субъективных прав, исполнения юридических обязанностей.
Таким образом, эффективная реализация статей Конституции РФ формирует конституционную законность [4, с. 31-34]. Гарантиями должного, как указывает Б. С. Эбзеев, становится власть, народный суверенитет, и суд, являющийся органом конституционного правопорядка [13, с. 139].
Механизм обеспечения правопорядка включает субъекты (кто поддерживает правопорядок), объект (что подпадает под охрану), и содержание (компетенция и содержание отношений по обеспечению правопорядка) [2, с. 17-21].
Как заметила И. И. Раздымалина, "...в сфере защиты социального порядка реализуется большая часть прав, которые, став закрепленными в нормах права, представляют собой утвержденную и гарантированную государством возможность граждан реализовывать свои потребности, воспринимать социальные блага" [11, с. 44].
В условиях значительной роли рассматриваемых прав и свобод, в науке их исследованию, считаем, достаточного внимания не отведено, при этом именно на защите этих прав основано качество жизни, реальность реализации социальных инициатив [7, с. 55].
Н. И. Буденко права и свободы граждан в области социального порядка делит на: "а) права граждан конкретно в области общественного порядка; б) права по инициативному поддержанию социального порядка; в) права по участию в управлении этой сферой общественных отношений" [6, с. 44].
Рассмотренный подход в общем оправдан, потому как граждане выступают активными субъектами охраны общественного порядка. Так, из Федерального закона от 2 апреля 2014 года "Об участии граждан в охране общественного порядка" [12] следует, что вопрос участия людей в охране общественного порядка заключается в оказании помощи полиции в охране жизни и здоровья людей, имущества от противоправных посягательств, случившихся в общественных местах.