Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования
Секция: Трудовое право; право социального обеспечения
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования
Social protection of veterans of the Great Patriotic War in the Russian Federation: current state and ways of improvement
Nadezhda Kovtun
candidate of pedagogical sciences, teacher, Rostov branch of Federal state-funded educational institution of the higher education «Russian state university of justice», Russia, Rostov-on-Don
Irina Sokovykh
student, Rostov branch of Federal state-funded educational institution of the higher education «Russian state university of justice», Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Забота о ветеранах Великой Отечественной войны была и остается приоритетным направлением социальной защиты населения. В данной статье проведен анализ действующего законодательства и мер, осуществляемых государством и его структурными подразделениями, а также приведены предложения по совершенствованию социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в России.
Abstract. Care of veterans of the Great Patriotic War was and remains the priority direction of social protection of the population. In this article the analysis of the current legislation and the measures which are carried out by the state and its structural divisions is carried out, and suggestions for improvement of social protection of veterans of the Great Patriotic War are also given in Russia.
Ключевые слова: социальная защита; ветераны Великой Отечественной войны; государственная политика; модернизация системы оказания социальной поддержки.
Keywords: social protection; veterans of the Great Patriotic War; state policy; modernizations of system of rendering social support.
Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны – это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направлена на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства.
Государственная политика в сфере социальной защиты ветеранов ВОВ в РФ является приоритетной и выражается в формировании определенных структур в органах государственной власти, на которые возлагаются консультативно-координирующие, контрольно-надзорные и иные функции. На обеспечение прав и гарантий ветеранов ВОВ выделяются средства из всех уровней бюджета, а также расширяется круг получателей пособий и льгот. Они направлены в первую очередь на удовлетворение базовых потребностей ветеранов в социальной и медицинской, психологической помощи, увеличению размеров материальной помощи.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов ВОВ осуществляется непосредственно федеральными органами государственной власти, а также субъектов РФ и местного самоуправления. Особую роль играют органы социальной защиты населения, а также Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Фонд социального страхования РФ, которые регулярно издают правовые акты, положения которых разъясняют применение законодательства в сфере социальной защиты ветеранов ВОВ.
На данный момент базовым правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветеранов ВОВ, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном законе отражены важнейшие правовые положения, регулирующие гарантированную социальную защиту ветеранов ВОВ. Однако в течение достаточно длительного времени система социальной защиты ветеранов ВОВ представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью, что создавало определённые трудности при их применении. В связи с принятием Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ устранилось большинство проблем правоприменительной практики, что позволило сформировать единую правовую основу государственной социальной политики по защите ветеранов ВОВ.
В 2000 году вышел Указ Президента Российской Федерации о Российском организационном комитете «Победа» (Указ от 5 августа 2000 г. № 1441). В качестве основных задач в нем определялось осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих социально-экономическое и моральное благополучие ветеранов, координация деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, профсоюзных организаций, ветеранских и других общественных объединений по решению проблем [4].
Система законодательства РФ о ветеранах Великой Отечественной войны, которую выделяет Е.Г. Назаров, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный уровень определяет основные направления государственной социальной политики в данной сфере, социальные гарантии, процедуру их предоставления всем категориям ветеранов, правовые гарантии социальной защиты ветеранов, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами РФ. На уровне субъектов РФ устанавливаются дополнительные гарантии и меры социальной поддержки ветеранов [2, с. 56].
Важным законодательным новшеством является создание нового документа, разработанного Правительством России, включающего Концепцию отношения к старшему поколению населения РФ, введенной постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. Данная Концепция разработана до 2025 года и включает в себя решения важных проблем старшего поколения, таких как доходы и занятость граждан старшего поколения, обеспечение здоровья и социальное обслуживание граждан старшего поколения и ряда других.
В 2016 году состоялся круглый стол на тему «Защита чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов. Актуальные социально-экономические проблемы ветеранов». По результатам его проведения были разработаны рекомендации и направления, необходимые для улучшения социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РФ, по состоянию на 2015 год в Российской Федерации проживают 45 381 инвалид Великой Отечественной войны; 214 298 участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами; 9 617 участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны.
Суммы, направляемые на оплату социальных услуг, с 1 февраля 2016 года составляют: 766,55 рублей – на обеспечение необходимыми лекарствами; 118,59 рублей – на предоставление путевок в санатории; 110,09 рублей – на бесплатный проезд на пригородном ж/д и междугородном транспорте. Полная стоимость НСУ с 1.02.2016 г. – 995,20 рублей [5, с. 128]. Таким образом, с 1 февраля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны увеличены на 7 %.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.В. Зориктуева, который подчеркивает активную роль государственных органов субъектов РФ в совершенствовании вопросов социальной защиты ветеранов. В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, которые устанавливают ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги, меры социальной поддержки [1, с. 118].
Среди наиболее востребованных направлений социального обслуживания ветеранов ВОВ является оказание услуг на дому. Активно внедряются новые формы оказания адресной социальной помощи с использованием электронного социального сертификата. Ветераны ВОВ получают пенсионные и иные выплаты и льготы, включая обеспечение жилыми площадями ветеранов, компенсацию расходов на коммунальное хозяйство и оплату проживания и т.д.
Основными подразделениями по проведению организационно-методической работы в субъектах РФ по оказанию медицинской помощи ветеранам ВОВ являются госпитали ветеранов войн. Ветеранов ВОВ ежегодно отправляют на санитарно-курортное лечение. Правительством Российской Федерации ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов ВОВ. Для удовлетворения индивидуальных потребностей в субъектах РФ продолжается работа по внедрению современных технологий ухода и инновационных форм предоставления услуг пожилым гражданам (создание приемной семьи, службы сиделок для ветеранов, внедрение технологии «тревожная кнопка» и т.д.). Так, например, в 2015 году адресная социальная помощь в виде товаров длительного пользования была оказана более 11 тыс. ветеранов, из них более 2,6 тыс. с использованием электронного социального сертификата; продовольственная помощь – более 197 тыс. человек [3, с. 93].
Таким образом, проведенный нами анализ социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны позволяет нам констатировать, что ветераны ВОВ получают необходимые им меры социальной поддержки, однако некоторые аспекты этой системы являются несовершенными. Поэтому необходимо проведение модернизации системы оказания социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с развитием современного общества.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем важным реализацию следующих положений:
1) Возвести адресность в качестве основного показателя, который будет отражать эффективность мер социальной защиты населения в РФ, так как социальная помощь должна оказываться всем нуждающимся в ней лицам, в том числе и ветеранам Великой Отечественной войны. Исходя из этого, необходимо обеспечить формирование полноценного информационного обеспечения, в основе которого достоверная персонифицированная информация обо всех получателях социальной поддержки и о лицах, которые в ней нуждаются;
2) В настоящее время нет четкого определения законом такой категории, как «дети войны», также нет правового акта, который бы закреплял льготы для данной категории граждан. Однако проект федерального закона был внесен в Государственную думу под названием «О детях войны», но был отклонен. В проекте предлагалось к этой категории причислять граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавших на территории бывшего СССР (за исключением тех, кто отбывал здесь наказание). При этом 18 регионов РФ изыскали средства для введения льгот, а в некоторых регионах эта категория граждан частично их получает. Мы понимаем, что принятие и реализация данного закона должно происходить поэтапно, так как нагрузка на бюджет для реализации данного проекта будет большой. На наш взгляд, необходимо будет произвести изменения в федеральном и региональном законодательстве, а также подготовить нормативные документы органами исполнительной власти. Таким образом, реализация данного проекта, хоть и вызывает определенные трудности, но его необходимость очевидна, так как данная категория граждан тоже заслуживает внимания со стороны государства и общества в целом;
3) Сделать более доступной и расширить Единую электронную базу данных «Память Народа», перевести её в статус единой Всероссийской базы данных. Многие проблемы для тех, кто продолжает поиск погибших и пропавших без вести, происходят из-за разобщенности министерств и ведомств, где каждое из них имеет свою защищенную базу данных ветеранов. Это позволило бы определить точное количество ветеранов боевых действий в России;
4) Необходимо усилить работу во всех звеньях образования, на уровне муниципалитетов, государственных и общественных организаций в рамках создания проектов, ориентированных на патриотическое воспитание российской молодежи (на примере опыта организации шефства в пионерских организациях СССР и современной акции «Бессмертный полк»);
5) Для повышения эффективности социальной защиты ветеранов ВОВ на региональном и местном уровнях необходимо стимулировать создание Фондов поддержки ветеранов ВОВ, осуществляющих благотворительную деятельность, а также стимулировать деятельность волонтерских движения в РФ (оказание помощи на дому, психологическая и моральная поддержка, общение и другое);
6) Считаем важным на законодательном уровне ввести омбудсмена по делам ветеранов для решения социально-экономических проблем ветеранов, защиты чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов;
7) Рассмотреть возможность создания единой ветеранской организации России, как например, Министерство по делам ветеранов, которое функционирует в США.