Категория «меры» как баланс между моральностью и социальностью
Секция: История философии
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Категория «меры» как баланс между моральностью и социальностью
The category of "measures" as the balance between moral and social
Sidorenko Ludmila
Candidate of Philosophy, associate professor, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Borisevich Anna
Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Kan Alexandra
Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается правило «золотой середины», почему стоит опираться на эту концепцию в целом. По Аристотелю достичь счастья можно с помощью достижения оптимума. В противном случае действие, событие несет негативное воздействие и даже может погубить жизнь.
Abstract: The article deals with the rule of "golden mean" why you should rely on the concept in general. According to Aristotle, happiness is possible to achieve by means of achieving the optimum. Otherwise, the action, the event has a negative impact and can even destroy life.
Ключевые слова: добродетель; Аристотель; мера; «золотая середина».
Keywords: virtue; Aristotle; the measure; "golden mean".
Понятие «золотой» середины для нас не является открытием. Еще с древних времен философы задумывались над этим вопросом. Тем не менее, данная концепция до сих пор актуальна и применима к нашей жизни. Однако, в силу ряда причин, таких как: неточности, неполнота наших знаний, большое количество ошибок, а также неопределенности объема и расплывчатости концепции сложно достичь понимания самой сути концепции «золотой середины». Важно помнить, что золотая середина – это баланс противоположностей, а не пик совершенства и, соответственно, данная категория достаточно субъективна.
Согласно разработанному Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.) учению об этике – своду некоторых принципов, которые являются определяющими в формировании выбора между правильным и неправильным, хорошим и плохим в жизненных ситуациях, в отношениях между людьми в обществе и в целом в жизни человека. Это учение описано древнегреческим философом в книге «Никомахова этика». По Аристотелю счастье – это высшее благо. Счастье – это совокупность полноты жизни и добродетели. «Счастье есть деятельность души в соответствии с настоящей добродетелью». Добродетели делятся на дианоэтические, производные от разума, и этические, производные от желаний и воли человека. Счастье сопровождается какой-либо деятельностью, поступками. Счастье проявляется в многообразии жизни и ее возможностей. Поэтому главный вопрос аристотелевской этики - как мы должны себя вести, какую осуществлять деятельность, чтобы достичь счастья?
Аристотель пишет, что разные люди по-разному понимают, в чем состоит счастье - в материальных благах, в уважении и чести, или в добродетельной жизни. Часто для счастья человеку необходимы не только добродетели, но и материальные выгоды: здоровье, жилье, одежда, деньги и т.д. В отличие от киников, принимавших в качестве идеала презрение ко всем потребностям за исключением основных, Аристотель не призывает к отказу от телесных удовольствий, но предупреждает: удовольствие и наслаждение от материальных вещей желательно только в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности.
В жизни существует множество вещей, и у каждой вещи есть свое полезное количество чего-либо. Это и есть мера. Однако если человек теряет эту меру, то любое полезное может таковым уже не быть. Поэтому понятие меры тесно связано с понятием равновесия. Достаточно часто равновесие достигается с помощью взвешивания всех «за» и «против», и в итоге выводится некоторый оптимум – «золотая середина». Действие без меры часто приносит вред. Ярким примером может послужить Ницше, который пытаясь достигнуть в своих суждениях максимума, довел их до волюнтаризма и антигуманности [5, с. 2].
Данные положения приводят нас к одной из самых известных теорий Аристотеля: теории «золотой середины». По мнению философа, необходимо добиться точного баланса между крайностями, то есть, например, соблюдать меру в еде. Достичь баланса между крайностями: не показаться слишком застенчивым и скромным, но в то же время не быть слишком смелым и активным. «Золотая середина» дает возможность человеку выглядеть презентабельно.
Предполагается, что все люди имеют разные представления о правильном и допустимом поведении. То, что хорошо для одного, совершенно неприемлемо для другого. Для определения середины требуется серьезное испытание, она может быть выведена только методом проб и ошибок. Также стоит отметить, что каждая из крайностей имеет негативный оттенок, поэтому процесс не так прост, как кажется на первый взгляд.
Итак, золотая середина — это середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Графическое изображение шкалы меры (крайностей и противоположностей) [2, с. 672],
Где - область золотой середины (нормы-меры);
ПК — правая крайность;
ЛК — левая крайность;
пп — правая противоположность;
лп — левая противоположность.
Рассмотрим конкретные примеры противоположностей и крайностей, поясняющие схему взаимоотношения золотой середины (см. Табл. 1).
Таблица 1.
Примеры противоположностей и крайностей [2, с. 672]
ПК |
пп |
лп |
ЛК |
трусость |
осторожность |
смелость |
безрассудство |
застенчивость |
скромность |
гордость |
высокомерие |
самоотвержение |
любовь к другим |
любовь к себе |
себялюбие |
расточительность |
щедрость |
бережливость |
скупость, жадность |
доверчивость |
доверие |
бдительность |
подозрительность |
легковерие |
вера |
сомнение |
неверие |
мечтательность |
оптимизм |
реализм |
пессимизм |
растворение в общении |
общение |
уединение |
одиночество |
национализм |
патриотизм |
интернационализм |
космополитизм |
бесстыдство |
раскованность |
стыдливость |
робость |
тирания |
требовательность |
чуткость |
попустительство |
Смелость, например, представляет собой нечто среднее между трусостью и безрассудством, а добродетель щедрости – помесь расточительства и скупости. Однако чрезмерное поведение не может быть вычислено с математической точностью. Допустимое поведение, искомая мера определяется исходя из собственных представлений человека о допустимом и правильном поведении.
Мера, или «золотая середина», - это то, каким теоретически воспринимает человек свою границу дозволенного, т.е. это субъективное ее восприятие. Но в поступках человека происходит объективация меры, или «золотой середины», что помогает коммуникативным возможностям в обществе. Объективная середина – вот нужный параметр интенсивности поведения человека.
Поистине замечательная особенность этики Аристотеля –связана с его ярко выраженной социальностью. Аристотель расходится с другими философами (Сократ, Платон) в отношении интерпретации индивидуальных и общественных отношений, и прежде всего – в попытке научить человека адекватно реагировать по отношению к себе подобным и к обществу в целом.
Социальность этики Аристотеля выражена таким образом: вне общества человек не может стать в полной мере морально состоявшимся. Индивиды, отчужденные от общества и общественных отношений, не в состоянии выработать правильные формы поведения. Таким образом, моральность– это особая система отношений общества к человеку. От ее особенностей зависит, что будет считаться допустимым и правильным. Например, строить свою жизнь в соответствии с требованиями общественности или же отказаться от них, а значит – стать изгоем или аутсайдером. Именно поэтому многие из наиболее важных добродетелей личности, как правило, изначально связаны с совершенствованием. Это храбрость, умеренность, осмотрительность и другие моральные качества человека. Таким образом, человек, лишенный элементарных понятий нравственных ценностей и соответствующих этических добродетелей, для Аристотеля в некотором смысле не социален. Для того, чтобы моральность и социальность индивида соответствовали друг другу, при этом не разрушая совместное развитие и совершенствование, философ вводит понятие меры, направленное на гармонизацию отношений между личностью и обществом. Так он впервые говорит, что мораль не может быть «чрезмерной», т.е. превышать моральные возможности эпохи и социума, в которых находится человек.
Например, был период, когда человек был очень скуп в денежном плане. Однако это продолжалось до определенного момента. Затем пришло время, когда он потратил деньги без какой-либо конкретной цели. В дальнейшем со временем он возвратился к тому, что стал ценить деньги и относиться к ним с осторожностью, но при этом он не жалел денег, если было необходимо заплатить большую сумму. Это была оправданная, небессмысленная и необходимая трата, в чем как раз и заключается «золотая середина».
Аристотелевская этика является типичным примером общего мировоззрения здравомыслящих людей, живущих в обществе и осознающих свои достоинства, надеясь на их признание другими членами общества. В настоящее время интерес к этическому учению Аристотеля постепенно увеличивается. Во многом это связано с тем, что современное общество включает в себя людей разного происхождения, политических и религиозных взглядов, которые пытаются прийти к новым формам организации совместной жизнедеятельности, основанные на гармонии, взаимопонимании и уважении друг к другу. Эти процессы связаны с согласованием конфликтов, решением сложных вопросов, достижением гармонии, и одним из наиболее оптимальных способов решений этих проблем является применение принципа «золотой середины».
Таким образом, можно выявить некоторые основные закономерности применения данного принципа: для того, чтобы познать и прочувствовать «золотую середину», нужно представить или (как часто и бывает) убедиться на собственном опыте, что такое крайности. Чем больше человек приобретает меры во многих сферах жизни, тем больше он приближается к наиболее моральной и социальной версии для себя. Упорядоченность и осознанность поступков и действий – ключ ко всему, в том числе и к чувству «золотой середины». Со временем человек может ощутить «золотую середину» в самых тончайших сферах жизни, и, конечно, это доступно только для человека, который осознанно относится к этому миру, самому себе, другим членам общества.