Организация предметно-развивающей среды для театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Организация предметно-развивающей среды для театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Театральное искусство - это самое прекрасное средство, создающее особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности.
Нужен ли ребёнку театр, если он получает информацию с помощью видео и компьютерных технологий, а средства массовой информации все чаще становятся «воспитателями» наших детей?
Особенно важно оградить детей с ограниченными возможностями здоровья от негативной информации, так как у таких детей не сформированы познавательные интересы, эмоционально-волевая сфера, у них проявляется характерное недоразвитие личностных компонентов, снижена критичность к себе и окружающим, они склонны к неоправданным аффектам.
Театральная игра близка к впечатлительному характеру ребёнка, и в этом сила её воспитательного воздействия. У ребёнка развивается художественное восприятие, переживания становятся богаче. Через театр потерянное воспроизводится в сознании ребенка, и открывается огромное поле деятельности для «культивирования» самого себя.
Занятие театральным искусством для детей - это не только удовольствие, но и огромный труд, связанный с необходимостью приобретения новых знаний и навыков. Эта работа творческая, радостная и настойчивая, направленная на достижение определенного результата, требующая любознательности, инициативы, умения самостоятельно преодолевать трудности и критически относиться к тому, что сделано.
Играя на сцене, ребёнок не только усваивает азы актерского мастерства, но самое главное - развивает такие качества, как уверенность в себе, учится концентрировать и собирать внимание. Умение держаться на людях, действовать в экстремальной ситуации - качества, которые необходимы ребёнку не только при работе в группе, но и в жизни. Занятия в творческом коллективе помогают приобщить ребёнка к стране художественного воображения. Дети обретают веру в свои силы и способности, учатся деловому общению в процессе совместной творческой деятельности. Театральное искусство активизирует познавательный интерес, пробуждает воображение и фантазию, учит сопереживанию и сочувствию. Этюды - упражнения обеспечивают коммуникативные навыки. Опыт общественной деятельности, приобретенный детьми в процессе обучения - бесценен.
В процессе занятий по театрализации у детей формируется связная устная речь, развиваются её выразительные и интонационные возможности, корригируется внимание, память, появляется художественный вкус, жизнь обогащается яркими ощущениями.
Определяющим моментом в организации предметно - развивающей среды театральной деятельности должны стать цель, задачи и методы выполнения.
Цель. Создание условий для включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в активную познавательную и творческую деятельность, содействие формированию и утверждению чувства уверенности в себе, самостоятельности, коммуникативных навыков, инициативности и творчества.
Задачи по всем образовательным направлениям ФГОС.
Социальное - коммуникативное развитие:
- формирование межличностных отношений детей в процессе совместной деятельности;
- воспитание у ребёнка уважения к себе, сознательного отношения к
- деятельности;
- развитие эмоциональной - волевой сферы;
- выработка этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
- знакомство с разными видами театра, профессиями людей, создающих спектакль;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
- коррекция памяти, внимания.
Речевое развитие:
- развитие монологической и диалогической речи;
- обогащение и уточнение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
- овладение выразительными средствами общения: словесными
- (регулирование темпа, громкости, произношения, интонации) и
- невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие:
- приобщение к художественной литературе, музыке, русскому народному фольклору;
- развитие воображения;
- привлечение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства.
Физическое развитие:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- формирование умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
При проектировании предметно - развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей необходимо:
- следовать принципам построения развивающей игровой среды;
- учитывать индивидуальные возрастные, социально-психологические особенности детей, индивидуальные предпочтения;
- соблюдать правила ТБ;
- развивать любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Работа распределена на следующие разделы:
- «Сказкотерапия»;
- «Основы театральной культуры»;
- «Гимнастика чувств»,
- «Ритмопластика»,
- «Культура и техника речи»,
- «Драмматические опыты».
Содержание работы:
- упражнения на развитие дыхания и дикции;
- задания, направленные на развитие речевой интонационной выразительности;
- игры - превращения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки;
- пальчиковые игротренинги;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
- постановка театральных этюдов;
- разыгрывание мини - диалогов, потешек, песенок, стихов;
- просмотр кукольных спектаклей.
Театральный уголок:
- информационный стенд;
- настольный театр;
- настенный театр;
- кукольный театр;
- раздвижная ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур);
- театр, сделанный детьми и учителем;
- материал для изготовления персонажей и декораций;
- костюмы, маски для разыгрывания сказок;
- костюмерная.
Советую будущим организаторам предметно - развивающего пространства для театрализованной деятельности помнить о том, что нужно стремиться создавать такую среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный мир театра!