Опыт проведения педагогического эксперимента в военном вузе
Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Опыт проведения педагогического эксперимента в военном вузе
The experience of pedagogical experiment in a military university
Vadim Patsyba
сandidate of Psychological Science, a teacher of 44th foreign language department of 4 th aviation faculty of Krasnodar Higher Military Aviation School, RF, Balashov.
Аннотация. В статье кратко изложены результаты педагогического эксперимента по использованию метода визуализации при введении лексики на занятиях по английскому языку, который проводился на 4 авиационном факультете.
Abstract. The article summarizes the results of a pedagogical experiment on the use of the visualization method when introducing vocabulary in English classes, which was conducted at 4 aviation faculty.
Ключевые слова: информационные технологии; педагогический эксперимент; средства наглядности; метод визуализации; переводной метод.
Keywords: information technology; pedagogical experiment; visual aids; visualization method; translation method.
На фоне быстрых технологических изменений в мире на сегодняшний день не осталось практически ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы затронута этими процессами. Сфера образования не является исключением. Из-за быстрого развития информационных технологий и увеличения объёма информации, необходимого для усвоения, обучающиеся легче воспринимают не текстовый материал, а информацию, представленную визуально.
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – «воспринимаемый зрительно, наглядный». Визуализация — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д. Правда такое понимание визуализации предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию [2].
Наглядные средства обучения всегда были востребованы в методике, но сегодня это стало требованием времени. Для успешного усвоения языкового материала с помощью применения средств наглядности нами проводился педагогический эксперимент, который являлся отличной возможностью внедрения метода визуализации при изучении авиационной лексики.
Различные учёные по-разному трактуют понятие «педагогический эксперимент». Согласно Ю.В. Васильковой, педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. Э. А. Соснин определяет педагогический эксперимент как специальную организацию педагогической деятельности преподавателей и обучающихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. И.П. Подласый представляет педагогический эксперимент как научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях
Таким образом, множество трактовок, характеризующих понятие «педагогический эксперимент», определяют единодушие авторов, в том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и логично выстроенная организация образовательной деятельности, целью которой является поиск новых педагогических подходов знаний, подтверждения (опровержения) выдвинутых для проверки научных гипотез. [1]
Рассмотрим результаты проведенного педагогического эксперимента по использованию метода визуализации при введении лексики по авиационным темам более подробно.
Идея данного эксперимента заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения иностранному языку будущего военного летчика, в частности, использование усовершенствованных методов введения лексики, так как современный лётчик должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков в области профессиональной компетенции для решения задач в различных ситуациях иноязычного общения.
Гипотеза педагогического эксперимента состояла в постулате, что качество преподавания будет улучшено, если: в процессе педагогического эксперимента преподаватель в ходе занятия будет использовать средства визуализации для более продуктивного овладения иноязычным лексическим материалом; визуализация, включенная в образовательный процесс, помимо реализации вполне конкретных задач по формированию коммуникативной компетенции, усиливает и стимулирует познавательные возможности курсанта; применение метода визуализации способствует формированию мотивации обучения иностранным языкам; информация, представленная в наглядной форме, а не в текстовой форме, является более доступной для восприятия, усваивается обучающимися легче и быстрее.
Для проведения эксперимента нами были отобраны четыре группы курсантов 4 курса. Две из них являлись экспериментальными, т.е. в них новая профессиональная лексика вводилась с помощью визуального метода, а две – контрольные, в них лексический блок вводился с помощью переводного метода, а также в контексте. Отметим, что все отобранные учебные группы, как экспериментальные, так и контрольные, обучаются по одной учебной программе и единому тематическому плану.
Эксперимент состоял из трёх этапов. Организационно-подготовительный этап включал в себя анализ теоретической информации, касающейся организации и проведения педагогического эксперимента, составление мультимедийной составляющей эксперимента и оформление необходимой документации.
Отдельно коснёмся составления мультимедийного материала. В рамках изучаемых тем, таких как: «Meteorological Provision of Flights» и «Flight Safety» были разработаны слайды по отдельным подтемам («Meteorological service», «Dangerous weather phenomena», «Ornithological provision of flights», «Flight safety»). Мультимедийный материал содержал визуальное представление в виде картинки каждой незнакомой лексической единицы, которое демонстрировалось курсантам экспериментальных групп в ходе занятий. Первичное закрепление лексики проходило при помощи слайдов, на которых были собраны иллюстрации всех раннее введённых слов с целью определить, какие слова визуализируются на слайде. Согласно выдвигаемой нами гипотезе визуальное представление каждой незнакомой лексической единицы будет способствовать быстрому и качественному овладению курсантами новыми лексическими единицами в рамках каждой из изучаемых тем.
В отличие от экспериментальных групп, в которых лексика по отобранным темам вводилась визуально, для курсантов контрольных групп демонстрировался мультимедийный материал без визуального представления. Были использованы слайды, на которых представлена лексическая единица с переводом и предложение, которое иллюстрировало употребление нового слова в контексте.
На обобщающем этапе были собраны и проанализированы полученные результаты проводимого эксперимента. Для этого были разработаны несколько вариантов итогового теста, позволяющего оценить степень овладения курсантами лексикой, по отобранным темам, предъявляемой на занятиях с помощью использования различных методик: метода визуализации и переводного метода. Итоговый тест выполняли курсанты и экспериментальных групп, и контрольных групп. Проанализировав полученные результаты выполнения теста курсантами, можно было сравнить и определить различия в степени усвоения ими лексики. После выполнения курсантами теста был проведен количественный анализ общего количества ошибок, допущенных в каждой группе. Таким образом, установлено, что в двух экспериментальных учебных группах количество ошибок, допущенных в тесте, составило 56%. В контрольных группах количество ошибок, допущенных в тесте, составило 61%. Разница между контрольными и экспериментальными группами составила 5%.
Проанализировав результаты проведённого итогового тестирования, которые показали незначительную разницу в степени усвоения лексики в контрольных и экспериментальных группах, можем сделать вывод, что применение метода визуализации на занятиях по авиационному английскому языку все-таки способствует более продуктивному овладению иноязычным лексическим материалом. Для получения более высоких результатов в усвоении необходимо скорректировать разработанные материалы для визуализации и увеличить выборку исследования. Применение визуальных средств обучения в рамках эксперимента позволило разнообразить ход занятия, курсанты учебных групп проявили активность и интерес к проведению педагогического эксперимента.