Статья:

Психология и педагогика образования. Третий возраст

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Казакевич Т.А., Шарапова А.А. Психология и педагогика образования. Третий возраст // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 141-149.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психология и педагогика образования. Третий возраст

Казакевич Татьяна Александровна
канд. пед. наук, доцент. зав. кафедрой психологии и педагогики, ЧУ ВО "Институт государственного администрирования", Научный руководитель студенческого ситуационного образовательного центра, действительный член Национальной академии туризма, РФ, г. Москва
Шарапова Арина Аяновна
канд. социол. наук, российская телеведущая, журналист, общественный деятель, президент АНО "Школа искусств и Медиатехнологий, заместитель председателя Общественной палаты г. Москвы, член Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, РФ, г. Москва

 

Psychology and pedagogy of education. The third age

 

Arina Sharapova,

Russian TV presenter, journalist and public figure, President of the School of arts and media technologies (ANO); candidate of sociological Sciences. Deputy Chairman of the Public chamber of Moscow. Full member of the Imperial Orthodox Palestinian society, Russia, Moscow

Tatyana Kazakevich,

head  department of psychology and pedagogy, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Scientific Director of the situational educational center. Full member of the National Academy of tourism. Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проекти­рования профильной образовательной программы с учетом особого контингента обучающихся, условия ее успешной реализации в России.

Abstract. The article discusses the design features of the profile of the educational program, taking into account the special contingent of students, the conditions of its successful implementation in Russia.

 

Ключевые слова: образовательная программа дополнительного образования; проектирование; условия реализации; пожилые обучаю­щиеся (так должно быть); пилотный проект.

Keywords: educational program of additional education; design; implementation conditions; elderly students; pilot project.

 

Понятия «пожилой человек» и «старость» имеют достаточно пес­симистичное значение, поскольку проблемные возрастные изменения в физическом самочувствии человека, связанные с процессом угасания, сопровождаются не только изменением в духовном мире человека, но и изменением его положения в обществе. В соответствии с класси­фикацией Всемирной организации здравоохранения, к пожилому возрасту относится население в возрасте от 55 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - это долгожители. Подавляющее боль­шинство людей этого возраста - пенсионеры.

Некоторые особенности характера становятся в старости более выраженными, и склеротические процессы осложняют положение пенсионеров. У них возникают эмоционально-волевые расстройства, депрессивные состояния. Жизненный тонус падает, вследствие этого развиваются всевозможные болезни. По мнению специалистов, ухуд­шающееся состояние здоровья пенсионеров определяется в основном их пессимистическим настроем в отношении данного периода своей жизни [3].

Возможно ли продлить независимую и активную жизнь в старости? Как правило, пожилые люди ставят свою жизнь «на паузу» после выхода на пенсию. Это вызвано тем, что их трудовая деятельность ограничена, они меняют свои привычки, пересматривают ценностные ориентиры. У пенсионеров возникают социально-бытовые затруднения, проблемы с адаптацией к своему новому положению, условиям. Участие в соци­альном проекте – Школе тематических встреч «Психология добрых дел» поможет людям старшего возраста по-новому взглянуть на себя и свою жизнь, адаптироваться к новому статусу, приобрести знания и навыки, которые им пригодятся в их дальнейшей жизни.

Разработчики образовательной программы констатируют своевре­менность данного предложения в российском обществе, претерпевшем эпоху «дикого капитализма», приведшую к частичной потере самоиден­тификации россиян как добрых, отзывчивых, настроенных на всеобъем­лющий коллективизм, взаимопомощь, поддержку. Программа пред­назначена для воссоздания одного из важных жизненных смыслов личности россиянина - роскоши человеческого общения, в частности, в общении с людьми пожилого возраста.

В России в настоящее время формируются достаточно четкие подходы к развитию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль госу­дарства и крайне слабо обозначены общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На опре­деленном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Такая программа-минимум. Однако, время показало, что данный подход не решает проблемы количественно большой части нашего общества – пенсионеров. Мы подошли к постановке принципиально новой задачи: мотивировать пожилых людей к дальнейшему развитию личности, к познанию соб­ственных сил и неисчерпаемых возможностей человеческой психики. Мы исходим из постулата, что мозгу необходимо обрабатывать огромные объемы самой разной информации для того, чтобы находиться в тонусе. Данный посыл представлен сегодня достаточно детально в публичных выступлениях великолепного психолога современности Т.В. Черниговской.

Известные российские психологи выделили примерно следующие социально-психологические типы старости:

  • первый тип – активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т. д., живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;
  • второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени, – само­образованием, отдыхом, развлечениями и др. Для пожилых людей данного типа характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, при этом их энергия направлена главным образом на собственные интересы;
  • третий тип преимущественно составляют женщины, они находят главное приложение своих сил в семье. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух;
  • четвертый тип – люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. В то же время у них обнаруживаются (чаще у мужчин) склонность к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Сущность социально-педагогической помощи лицами пожилого возраста – их социальная реабилитация, т. е. комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, психолого-педагогических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение данной группы населения к полнокровной жизни в обществе. Главное для социального педагога – превращение пожилого человека из объекта (клиента) взаимодействия в субъекта. Легендарные субъект-субъектные отношения между учеником и учителем, о которых мечтали плеяды педагогов всех времен и народов! Вот они в реальности, поскольку учить и воспитывать! мудрых опытных людей – огромная привилегия и честь!

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы. Они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизне- и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, культура, зрелость личности и др. [7]. Особое значение имеет творческая деятель­ность личности как необходимый фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Характер проблем пожилых людей и соответственно специфика взаимодействия с клиентом пожилого возраста во многом зависят от двух важнейших факторов:

  • периода пенсионного возраста;
  • типа приспособления личности к старости.

Давайте вспомним, что все вещи в природе образуют, как правило, большие и сложные системы. Атомы состоят из ядра и электронов, из атомов образуются системы, которые называют молекулами, солнечная система состоит из планет и т. д. Все системы находятся в конкуренции между собой. Более стойкие выживают, а другие распадаются и служат материалом для возникновения более приспособленных. Так, в результате конкуренции, биологические системы совершенствуются, пока не появляются самые приспособленные к окружающей среде системы - это живые организмы! У живых организмов есть ряд преимуществ, но важнейшим является именно их способность к адаптации. Умение лучше других приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. И действительно: жизнь проникла всюду. Птицы в небесах, а бактерии в океанических глубинах. Жизнь всюду. А уж, человек, венец творения Природы, тем более. И в любом возрасте личность способна к развитию и адаптации!

В разработке проекта учтена современная тенденция трансдис­циплинарной возможности науки психология, продекларированная ведущим российским психологом А. Асмоловым в его публичных выступлениях и докладах: «В сетевое время психология - это хаб между науками». Мы воспользовались его призывом: «Так и нам, чтобы не происходило на ярмарке прогнозов и новой архаики будущего, надо возделывать наш сад - сад культуры достоинства, сад современ­ности для бесстрашного поколения сложных свободных людей, готовых к изменениям реальности, сад вариативного образования ХХI века» [1].

Несомненно, основу социального проекта составляет идея непре­ходящих жизненных ценностей и системный подход к их достижению, как бы парадоксально это не звучало.

В научной литературе довольно активно поддерживается клас­сификация, предложенная Д.В. Бромлей (цит. по Б.Г. Ананьеву) [2], в которой выделены пять типов приспособления личности к старости:

1. Конструктивное отношение к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимисти­чески относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естествен­ное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы, благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью рассчи­тывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока.

2. Зависимое отношение. Его проявляет человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности.

3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувели­ченная эмоциональная сдержанность, определенная прямолинейность в поступках и привычках, стремление к самообеспеченности и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитным механизмом против страха смерти и обездоленности является их активность "через силу". Такие люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4. Отношение враждебности к окружающим. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами. Люди с подобным отношением агрессивны и подозри­тельны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Из-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающейся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, а иногда и ко всему новому миру.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости. Неудовлетворенность в жизни является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединяемой с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий.

Одной из ведущих целей данной образовательной программы является осознание ценностно-смысловых аспектов нового неизвестного для пенсионера жизненного этапа. При этом необходимо выделить и осмыслить продуктивную позицию в отношении своей жизнедеятель­ности как к открытой творческой задаче, в которой обучающийся должен сам осознать ее ценности и цели, самостоятельно найти внутренние ресурсы достижения вершин в этот непростой, но очень интересный период. Самосознание и самореализация зрелого человека становится возможными при наличии личностного смысла. Смысл в одной из популярных трактовок - это отражение действительности в сознании, которое способно изменить эту действительность. Ключевое слово - изменить.

Поэтому важной ретроспективной компонентой данного проекта являются многолетние научные исследования смысла жизни, выполняе­мые коллективом Психологического института РАО под руководством Вилена Чудновского [8].

Направленность учебной деятельности представляет собой мотивационно-смысловую структуру деятельности, которая в свою очередь вбирает в себя программу деятельности, жизненный план. В составе жизненного плана принято различать два типа целей: идеальные и реальные (конкретные). Идеальные цели представляют собой константы - стабильные ценности. Реальные же цели характе­ризуются конкретностью и достигаемостью, они могут меняться в зави­симости от успехов, неудач. Ценности играют ведущую роль в процессе формирования личности пенсионера, в процессе формирования образа деятельности или, иными словами, в создании представления о своей роли и собственных возможностях достойной, красивой и увлекательной жизнедеятельности в данный возрастной период. Обучаемому необхо­димо решить одну из основных задач - превратить нейтральное абстрактное значение в субъективно значимый смысл [6]. Для постоян­ного саморазвития и творческой реализации в сложных современных социально-экономических условиях каждому необходима способность к осмыслению, переосмыслению и преобразованию своего опыта. А для этого необходимо выйти за рамки стереотипов, социальных шаблонов, уметь находить собственные оптимальные решения и выходы из реальных проблемных ситуаций.

В этом же ряду следующая основополагающая компетенция. Творческая самореализация. Особая, «акмеологическая» компетенция, которая даст возможность развивать свои способности, тем самым выделяя в своей жизнедеятельности особые сферы свободы, ответствен­ности и созидательные возможности.

Следующая ключевая компетенция. Мотивационная готовность к перспективам и трудностям в жизнедеятельности, к преодолению некоторых (посильных) трудностей.

Данные формулировки формируемых основополагающих компе­тенций находятся вне зоны внешнего контроля и оценки. Это - целевые ориентиры.

Группа специфических компетенций под кодовым названием «Вспомнить всё». Согласно известным философским законам челове­ческого развития жизнь наша проистекает по спирали путем повторения и наращивания опыта (мудрости) на очередном витке развития. По мнению разработчиков проекта наша целевая аудитория пред­ставляет собой третий возраст в философской трактовке жизненного цикла. Первый этап - детство, юность, отрочество. Второй этап - взрослость. Третий этап - старость. «Впасть в детство, юность» - вот позитивный смысл третьего этапа жизни. Вот единственно возможный и правильный способ продлить жизнь. Вперед. Мы поможем впасть в детство и юность всему нашему контингенту «55+». И поможет в этом сугубо человеческая способность к ВООБРАЖЕНИЮ.

Итак, проект гарантирует формирование следующих специфи­ческих компетенций:

  • Научиться управлять временем
  • Делать только то, что хочется
  • Ощущать каждый прожитый день как процесс, а не как результат
  • Разобраться со своими жизненными ценностями (опять задавать самые сущностные «детские» вопросы: Зачем? Почему? И тут же, не переводя дух, отвечать на них)
  • Произвести ревизию своих достижений и восхититься (Myself life – «cелфи длинною в жизнь»). Поделиться с потомками («Родословная»). Возможно, и «в стол». Не волнуйтесь, они найдут, когда придет время и будут общаться с Вами уже на территории смыслов вне пространства и времени.
  • Оказывать (без фанатизма) помощь окружающим
  • Плакать только от умиления и восторга
  • Наслаждаться окружающим миром, Природой
  • Любоваться сокровищами мировой культуры и народного творчества (в том числе, сделанными руками внуков или даже своими собственными)
  • Путешествовать (по поселку, городу, стране, миру; а также во времени и виртуальном пространстве)
  • Вновь познать роскошь человеческого общения (в том числе, и в виртуальном мире)
  • Вернуться к доминанте образно-ассоциативного типа мышления. Это позволяет создать душевную гармонию «рацио- эмоцио», которая суть первого и третьего возрастов человека.

«Выпускник», конечно, должен обладать следующими информа­ционными компетенциями:

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компью­тером как средством управления информацией; мобильным телефоном и необходимыми гаджетами; вписаться в виртуальный мир.

Обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, пользоваться виртуальными государственными услугами, пойти на виртуальный контакт с Мэром города и Прави­тельством РФ, стать активным гражданином.

Иметь представление об основных требованиях информационной безопасности.

Владеть основными способами получения и хранения полезной и роскошной мультимедийной информации. Построить и поддерживать свою персональную «базу данных», свой тезаурус, свою информационно-коммуникационную систему. Свой «дневник жизни»: уникальный отчет о проделанной работе.

Проект – Школа тематических встреч «Психология добрых дел» предполагает пожилым людям смещение фокуса внимания с мнения о том, что «старость – не радость», на позитивное понимание этого чудесного периода жизни. Пенсионер должен понимать, что преклонный возраст прекрасен, как и любой другой жизненный этап. Психолого-адаптационная помощь пожилым людям позволяет пенсионерам по‑новому взглянуть на себя и окружающий мир. Проект предполагает использование современных методик, которые позволяют пенсионерам восстановить свои социальные функции, повысить качество жизни.

Старость - это не только прожитое, но и нажитое. В том числе нажит богатейший опыт адаптации к внешним условиям, богатейший опыт общения в социуме, огромный социокультурный пласт такой сложной и разнообразной жизни. Пришло время поделиться своими интеллектуальными достояниями.

 

Список литературы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос-мысливание ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1991. - Т. 6, № 3. - С. 54-72.
4. Асмолов А.Г. «Гонки за будущим. И вот наступило потом» // Учительская газета, № 23 от 06.06.2017.
5. Бодалев А.А. Возрастные характеристики акме и функции воспитания // Известия РАО. М.: Магистр, 1999. - С. 69-75.
6. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М: Дело, 2010 - 432 с 
7. Социально-психологические аспекты при уходе за пожилыми людьми. // Научный сборник под ред. проф. В.А. Тараканова. М: ИГА. 2014.
8. Труды Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» / под ред. В.Э. Чудновского. М: Психологический институт РАО.
9. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб., 1995.