Психологические знания как фактор развития профессионального самосознания студентов в высшей школе
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Психологические знания как фактор развития профессионального самосознания студентов в высшей школе
Psychological knowledge as a factor in the development of professional identity of students in higher education
Galina Bolshakova
student of psychological and pedagogical faculty, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola
Bakhtina Svetlana
Candidate of Pedagogical Sciences., Associate Professor, Mari State University Russia, Yoshkar-Ola
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния психологических знаний на развитие профессионального самосознания студентов. Раскрываются понятия самосознание, профессиональное самосознание. Особое внимание уделено методам и принципам преподавания психологии в высшей школе.
Abstract. The article is devoted to the problem of the influence of psychological knowledge on the development of students' professional identity. The concepts of self-awareness, professional identity. Particular attention is paid to the methods and principles of teaching psychology in higher education.
Ключевые слова: самосознание; профессиональное самосознание; образ-Я; психологические знания; психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Keywords: self-consciousness; professional self-consciousness; image-I; psychological knowledge; psychological readiness for professional activity.
В настоящее время усложняются требования работодателей к высшей школе по подготовке специалистов. Руководители предприятий ожидают профессионально компетентных, способных к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивных к постоянно меняющемуся миру, конкурентоспособных и социально активных специалистов, готовых обеспечить обществу безопасное, устойчивое и успешное развитие. Учитывая создавшиеся условия, одной из важных задач вузов России выступает повышение эффективности учебной деятельности студентов, развитие их активности и самостоятельности. Для реализации данной задачи необходимо исследовать личностные особенности будущего специалиста, и в первую очередь становление его целостного профессионального самосознания.
Понятие «профессиональное самосознание» является производным феномена «самосознание». В отечественной литературе существуют различные подходы к характеристике данного понятия. Так, С.Л. Рубинштейн определяет самосознание как «осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям» [6, с. 435]. Иной подход у В.С. Мерлина, который рассматривает самосознание как «свойство человека, способствующее осознанию себя как субъекта деятельности, обладающего специфическими и социально-нравственными характеристиками» [4].
Профессиональное самосознание в отличие от самосознания в целом специфичнее по своему содержанию. Самосознание – результат познания себя, своих действий, психических качеств, формирующийся в течение жизнедеятельности и в общении с окружающими людьми. Профессиональное самосознание представляет собой проекцию всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность, относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Необходимо отметить, что юношеский возраст является сенситивным периодом формирования устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Наряду с изменениями образа-Я и сопоставлением его с образом-Профессии в течение учебной деятельности у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как к субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.
По мнению Е.А. Эннс, становлению профессионального самосознания и профессиональной идентичности способствуют «информационно-насыщенная профессионально-ориентированная образовательная среда, укрепление субъектной позиции в учебной и профессиональной деятельности, повышение субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к профессии и к себе в профессии, актуализация внутренних психологических механизмов (рефлексия, идентификация) методами психологического воздействия » [7, с. 124].
Развитое профессиональное самосознание является предпосылкой формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, что в совокупности определяют эффективность адаптации в профессиональной среде человека, то есть готовность работать именно по полученной специальности. Существует большое количество авторских концепций структурной организации психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Однако, во всех концепциях внимание уделяется мотивационному компоненту, который, прежде всего, связан с осознанием личностью своих собственных потребностей, проявляется в потребности успешно выполнять поставленные задачи, в интересе к деятельности, в выборе вариантов ее осуществления, включает в себя профессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности, и позволяет эффективно осуществлять практическую деятельность. Стоит отметить, что мотивационный компонент эффективнее развивается у студента с развитым профессиональным самосознанием.
По нашему мнению, для успешного сопровождения процесса становления и развития у студентов профессионального самосознания и психологической готовности к будущей профессиональной деятельности необходимо совершенствование форм и средств психологической поддержки. Однако, следует отметить, что не во всех учебных заведениях создаются условия для данной деятельности, но их появлению и развитию способствует овладение психологическими знаниями в рамках предмета «Психология», являющимся базовым университетским предметом в рамках гуманитарного блока дисциплин.
В связи с выше изложенным, актуальность данной темы определяется несовершенством психологической поддержки и недостаточным использованием психологических знаний в процессе обучения студентов, что может привести к трудностям адаптации к их будущей профессиональной деятельности. Целью данной работы является проведение анализа влияния предмета «Психология» на совершенствование психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности и на становление их профессионального самосознания в условиях образовательной среды.
Независимо от будущей профессии, каждый студент, изучая психологию, в первую очередь должен научиться психологическому анализу, рефлексии своих поступков и действий, выявлению особенностей темперамента, характера и других свойств собственной личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми, что способствует пониманию своего внутреннего мира, образа-Я, развитию самосознания. Важность получения психологических знаний отмечают сами студенты. В нашем исследовании на вопрос «Для чего нужно преподать психологию в вузе?» были получены следующие результаты: функцию «просвещение» подчеркнули 40 % студентов, «самопознание» – 50 %, «повышение компетентности в общении» – 52 %, личностный рост – 31 %, «профориентация» – 6 %. Полученные результаты говорят о значимости данного предмета в студенческой среде.
Рассматривая цели изучения психологии в вузе, И.В. Молочкова отмечала, что «общей целью изучения психологии, как для студентов-психологов, так и студентов - не психологов является формирование умения мыслить психологически, применяя знания в объяснении научных фактов и явлений психики, деятельности, поведения и преобразования этих явлений в интересах развития личности человека» [5]. В.Я. Ляудис считает, что «цель обучения психологии – в овладении теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми различных их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия. Потому только теоретическое познание вне способов конструирования ситуаций поведения и действий, которые могут быть направлены двустороннее – на себя и на других людей, – не есть профессиональное психологическое знание, а подготовка к предстоящей социальной, культурной и профессиональной деятельности» [3, с. 17]. Е.А. Климов подчеркивал, что наряду с «психологической грамотностью» в общении с людьми специалисту также необходимо хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе [2].
По мнению А.А. Амелькова, развитию самосознания студентов способствуют такие «специфические принципы как:
- принцип постоянной личностной вовлеченности студента в учебный процесс. Содержание психологических дисциплин студент часто соотносит с представлениями о собственном психическом и личностном развитии, осознает и переживает, поэтому задачей преподавателя становится отслеживания конструктивных переживаний студента. Конструктивные переживания часто вызывают у студентов желание совершенствоваться, работать над собой, добиваться уверенности в достижении успехов и приобрести здоровый оптимизм.
- принцип включения содержания психологической дисциплины в социальную ситуацию психического и личностного развития студента.
Социальная ситуация психического и личностного развития студента является одним из определяющих факторов развития, представляет собой совокупность доминирующих переживаний личностью своих возможностей, способностей, социальных условий. Задача преподавателя психологии сделать так, чтобы содержание дисциплины было жизненно значимо для студента и приобретаемые психологические знания, умения и навыки конструктивно переживались, и чтобы система отношений к миру, к людям основывалась на изучаемых закономерностях психики и ее развития» [1].
Перечисленные цели достигаются благодаря таким формам обучения как чтение лекций, изложение учебного материала методами беседы и систематизации, закрепления знаний на семинарах. Методика преподавания психологии, как и любая другая наука, имеет свои специфичные методы. Их специфичность заключается в содержании исследовательских методов, методов развития, в интраактивных и интерактивных методах. В основе интерактивных методов лежит механизм экстериоризации. Данный метод включает в себя психологические тренинги по развитию коммуникативных умений и навыков, тренинги личностного роста и другие занятия. Целью интраактивных методов является осознания себя, своих возможностей, совершенствование своих способностей к сосредоточению как на внешних объектах, так и на себе. Такие методы включают техники психоанализа, психосинтеза, НЛП, гештальттерапии, рациональной терапии и других направлений практической психологии. Эффективность этих методов достигается при следовании общим и специфическим принципам обучения психологии, позволяющим преподавателю достигать цели не только в овладении студентами необходимыми для будущей профессии знаниями, умениями и навыками, но и в создании возможностей достижения высокого уровня психического и личностного развития будущих специалистов.
Таким образом, принципы, цели и методы обучения психологии направлены на развитие самосознания студента. На основе полученных знаний о себе, мире, механизмах работы психических процессов, развитой рефлексии студент осознает и принимает свой образ-Я, который способствует поиску своего призвания, формированию профессиональной культуры, ориентации в выбранной профессии, а вследствие становления профессионального самосознания и профессиональной идентичности.