Формирование психологических характеристик, обусловливающих развитие компетенций, у будущих учителей-предметников в ходе преподавания учебной дисциплины "Психология"
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование психологических характеристик, обусловливающих развитие компетенций, у будущих учителей-предметников в ходе преподавания учебной дисциплины "Психология"
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS, WHICH DETERMINE THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES, AT THE FUTURE SUBJECT TEACHERS IN THE TEACHING OF THE DISCIPLINE «PSYCHOLOGY»
Evgenia Pavlova
lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Russia, Volgograd
Аннотация. Статья посвящена формированию психологических характеристик, являющихся внутренним условием развития компетенций у будущих учителей-предметников, на практических занятиях по дисциплине «Психология». В ней представлены результаты, свидетельствующие об эффективности применения на занятиях дискуссии.
Abstract. The article is devoted to the formation of psychological characteristics, which are an internal condition for the development of competences, at the future subject teachers on practical classes of the discipline «Psychology». It presents the results that indicate the effectiveness of the use of the discussion on the classes.
Ключевые слова: психологические характеристики; компетенции; дискуссия; дисциплина «Психология».
Keywords: psychological characteristics; competences; discussion; discipline «Psychology».
В условиях коренных социально-экономических изменений, происходящих в России, актуализируется потребность в высококвалифицированных профессионалах-педагогах, поскольку именно они призваны готовить подрастающее поколение к жизни и деятельности в современном обществе. Высокий уровень профессионализма учителя сопряжен с присутствием личностных качеств, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности.
История научного осмысления психологических характеристик учителя, определяющих успешность его профессиональной деятельности, насчитывает не одно столетие. Исследованию личности педагога, его профессиональных качеств посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Они предложили широкий спектр психологических характеристик учителя, обусловливающих эффективность педагогической деятельности. По мнению ученых, современному выпускнику педагогического вуза необходимо обладать широкой палитрой психологических характеристик, в которой помимо общих должны присутствовать специальные, определяемые особенностями преподаваемого предмета. Образовательные цели высшей школы представляли собой до недавнего времени четко очерченный перечень знаний, умений, навыков и общие указания относительно личностного развития обучавшихся.
Образовательные результаты высшей школы в контексте обновления образовательной практики проектируются через компетенции, которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускников. С точки зрения отечественных и зарубежных ученых, в содержание понятия «компетенция» входят психологические характеристики человека. Они рассматриваются ими в качестве внутренних условий формирования компетенций [4; 5; 6; 9 и др.]. Таким образом, учеными подчеркивается тот факт, что психологические характеристики оказывают существенное влияние на развитие компетенций. Следовательно, смена знаниевой парадигмы на компетентностную значительно усиливает требования к уровню сформированности у будущих учителей психологических характеристик в силу того, что они способствуют развитию компетенций, а значит, являются ресурсом повышения качества подготовки будущих профессионалов в условиях реализации компетентностного подхода.
Итак, в рамках компетентностного подхода актуальным становится формирование психологических характеристик, содействующих развитию компетенций, сформулированных в ФГОС ВО. Не ставя перед собой задачу детально рассмотреть формулировки всех компетенций, представленных в ФГОС ВО уровня высшего образования «бакалавриат» по направлению подготовки «Педагогическое образование», мы ограничились теми, в которых, по нашему мнению, психологические характеристики просматриваются непосредственно, а именно: коммуникативные (ОК-4, ОК-5) и организаторские (ОК-6, ОПК-3) качества, толерантность (ОК-4, ОК-5), эмпатия (ОПК-3) и мотивация профессиональной деятельности (ОПК-1).
Анализ современных психологических исследований показал, что вопросы формирования психологических характеристик у будущих педагогов-предметников присутствовали в сфере интересов ученых. Результаты анализа свидетельствуют о том, что осуществлялось оно в основном посредством специальных курсов [3], психологических тренингов [1] и др. Однако, несмотря на позитивный эффект от их применения, обращает на себя внимание тот факт, что исследователями слабо использовались возможности самой дисциплины «Психология».
Следовательно, к настоящему времени вопрос формирования психологических характеристик у будущих педагогов-предметников в ходе изучения ими дисциплины «Психология» оказался, по сути, за пределами внимания ученых. Между тем, по мнению В.В. Рубцова и Ю.М. Забродина, психологическая подготовка современного педагога является одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования [8].
Сформулированные в образовательных стандартах требования к условиям реализации образовательных программ ориентируют высшую школу на применение активных и интерактивных форм проведения занятий [7]. В учебных заведениях успешно применяется дискуссия. Она является одним из основных методов интерактивного обучения. Активность дискуссии на занятиях по психологии гарантируется тем, что обнаруживается различное толкование студентами известных с детства явлений психики. Одни пытаются объяснить их, используя житейские психологические знания, другие – с позиции научной психологии. А как отмечает Б.Ц. Бадмаев, научные психологические понятия во многом отличаются от аналогичных житейских [2].
Для проверки влияния дискуссии, организуемой в рамках преподавания дисциплины «Психология» будущим учителям-предметникам, на формирование у них психологических характеристик, способствующих развитию компетенций, был проведен формирующий эксперимент. Дискуссия применялась на практических занятиях.
В эксперименте принимали участие студенты первого курса бакалавриата Волгоградского государственного социально-педагогического университета, обучавшиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями обучения – «Математика», «Информатика». Выборку составили 22 студента. Экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) включали по 11 человек.
Для оценки сформированности указанных психологических характеристик использовались: методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина; методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; методика «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко; методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Результаты, полученные с их помощью, выступали в качестве показателей сформированности рассматриваемых психологических характеристик.
Измерение значений показателей проводилось до и после экспериментального воздействия. Статистическая обработка данных с применением непараметрического критерия Манна-Уитни не выявила значимых различий по рассматриваемым показателям в ЭГ и КГ до экспериментального воздействия. Следовательно, группы можно считать эквивалентными.
Оценка значимости сдвигов в значениях рассматриваемых показателей в ЭГ и КГ после формирующего эксперимента с помощью непараметрического парного критерия Вилкоксона показала:
1) отсутствие значимых изменений в значениях рассматриваемых показателей в КГ;
2) наличие значимых изменений в ЭГ в значениях таких показателей, как «коммуникативные склонности» (Тэмпир. = 2,5; различия значимы с доверительной вероятностью 99%); «организаторские склонности» (Тэмпир. = 11; различия значимы с доверительной вероятностью 95%); «коммуникативная толерантность» (Тэмпир. = 5; различия значимы с доверительной вероятностью 99%); «эмпатия» (Тэмпир. = 3; различия значимы с доверительной вероятностью 99%);
3) отсутствие значимых изменений в ЭГ в значениях таких показателей, как мотивы «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома» («мотивация обучения в вузе»).
Оценка значимости различий в значениях рассматриваемых показателей в ЭГ и КГ после проведения формирующего эксперимента с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни выявила:
1) наличие значимых различий в значениях таких показателей, как «коммуникативные склонности» (Uэмпир. = 34; различия значимы с доверительной вероятностью 95%); «организаторские склонности» (Uэмпир. = 25,5; различия значимы с доверительной вероятностью 95%); «коммуникативная толерантность» (Uэмпир. = 33; различия значимы с доверительной вероятностью 95%); «эмпатия» (Uэмпир. = 30,5; различия значимы с доверительной вероятностью 95%);
2) отсутствие значимых различий в значениях таких показателей, как мотивы «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома» («мотивация обучения в вузе»).
Таким образом, в результате формирующего эксперимента была установлена эффективность дискуссии, организуемой на практических занятиях по дисциплине «Психология» у будущих учителей математики и информатики, для формирования таких психологических характеристик, как коммуникативные и организаторские качества, толерантность и эмпатия.
Вместе с тем отсутствие заметных изменений в мотивации профессиональной деятельности у студентов может быть обусловлено тем, что высшее учебное заведение было выбрано ими не ради овладения профессией педагога, а по иным причинам. Полученные результаты указывают на необходимость поиска резервов повышения эффективности дискуссии в формировании мотивации профессиональной деятельности.