ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций
Аннотация. В данной статье говорится о том, как организовать деятельность учащихся младших классов на уроке «Естествознание», которая будет способствовать стремлению ребенка к самостоятельной деятельности, побудит интерес к экспериментированию, создаст те условия, которые необходимы для исследовательской деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследовательские умения; организация исследовательской деятельности.
Абсолютно каждый ребенок на земле любознателен и хочет учиться и именно на начальной ступени обучения проявляется его стремление к творчеству, познанию и активной деятельности
Каждый ребенок, как нам известно, расположен к исследованию, и, как правило, он полагается не только на те знания, которые дает ему традиционное обучение, но и на свои собственные, которые он приобретает в процессе активного изучения окружающего его мира, тем самым овладевая не только новой для себя информацией, но и неоценимым опытов творца-первооткрывателя.
Так чем же особенно ценно исследовательское поведение? А именно тем, что благодаря ему у ребенка формируется крепкий фундамент для постепенной эволюции процессов обучения и, конечно же, развития в такие процессы, как саморазвитие и самообучение.
Собственную исследовательскую активность ученика целесообразно рассматривать, предварительно, как одно из главных направлений развития творческих способностей [1, с. 46].
В книге А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" исследование имеет следующее обозначение: "Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности" [2]. Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность является неотъемлемым условием для развития способности наблюдать, смотреть и видеть, для развития личности в целом.
Что же выступает основой формирования исследовательских умений?
Основой формирования исследовательских умений выступает деятельность, так как даёт возможность учащимся добиваться результата, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты, устанавливать связи, делать выводы. Не нужно делать за детей работу, которую они могут выполнить самостоятельно. Необходимо развивать в них любознательность и самостоятельность. Не нужно ругать ребенка если у него что- то не получается, это подавит в нем желание не то что к исследовательской деятельности, но и ко всему процессу обучения, наоборот, необходимо говорить ему «у тебя все получится!», «ты все сможешь!».
Давайте узнаем, что же лежит в основе исследовательской деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Исходя из ранее сказанного, можно выделить задачи исследовательской деятельности:
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, бесспорно переступающими за пределы школьной программы.
- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично показывать результаты исследования.
- Воспитательные: сотворить такой продукт, который будет интересен и необходим другими.
Уже в начальных классах на уроке «Естествознание» необходимо вводить элементы исследовательской деятельности. Ребенок не может действовать полностью сам, именно педагог помогает ему, направляет и корректирует. Организуя исследовательскую деятельность учитель должен использовать все имеющиеся возможности – классный кабинет, в котором имеются живые растения, школьную территорию, где имеется парковая зона, пришкольный участок, либо ближайший лес. Как известно из школьной жизни, особое внимание занимает летняя практика учащихся, которая развивает у младших школьников умения изучать природу, сохранять ее и преумножать, а также способствует сотрудничеству и взаимодействию между учащимися не только одного класса, но и других, и, конечно же, родителями.
Изучая предмет «Естествознание», дети накапливают знания о различных объектах и явлениях окружающего их мира. У них формируются понимания связи полученных знаний с повседневной жизнью через различную исследовательскую и практическую деятельность.
Учебная программа по предмету «Естествознание» в начальной школе (данная учебная программа разработана АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Национальной Академией образования имени И. Алтынсарина и учителями общеобразовательных школ) нацелена на формирование основ исследовательских, мыслительных операций, коммуникативных навыков и умений:
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных;
- определять проблемы, формулировать вопросы, составлять план исследований, наблюдать, проводить эксперименты, описывать и оценивать результаты исследований, высказывать суждения, делать выводы;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- проводить простые эксперименты и наблюдения, раскрывающие характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на окружающую природу;
- представлять в различной форме результаты собственных простых исследований;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук [3].
Большая роль в развитие познавательной активности по естествознанию у учащихся принадлежит таким разделам, как: «Я – исследователь» и «Живая природа». Особенность проведения учебного эксперимента на уроках данного предмета заключается в широком использовании живых растений местной флоры. Ученики, опираясь на собственные силы изучают виды растений в местах их произрастания, беря во внимание условия среды.
Начиная с первого класса, учитель на уроке «Естествознание» может использовать такую форму организации исследовательской деятельности, как «экспресс-исследование». Суть такого исследования заключается в том, что ученики, отправляясь на прогулку, получают каждый свое задание, проводят исследование по той теме, которую предложил и учитель. Задания могут быть разными, например, «Какие деревья растут возле вашего дома», «Как зимуют растения», «Как выпадают осадки» и т. д.
Благодаря исследованию младшие школьники учатся самостоятельно добывать знания, которые в дальнейшем переходят в умения. Обеспечить усвоение опыта творческой деятельности – это и является отчетливой целью, которая лежит в основе исследовательского метода.
Исследовательская деятельность сама по себе выступает мощным развивающим инструментом, но если соединить ее с такими факторами, как уже прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, то она, бесспорно, послужит развитию творческой гармоничной личности обучающегося.
Вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность – процесс поэтапный и является эффективным путем обогащения индивидуального исследовательского опыта младшего школьника.